Если продавец любит людей, все остальное приложится
Болгарка — не пакет молока. В этом товаре разбираться надо. Почти все непродуктовые сети, как выяснила «ВМ», имеют обязательные программы обучения персонала.
— К нам идут работать продавцами три категории людей: молодые, активные и опытные, — рассказывает и.о. директора по персоналу сети гипермаркетов OBI Екатерина Суслова.
Опытные, по словам Екатерины, это люди предпенсионного и даже пенсионного возраста.
— Многие из них — заядлые дачники и уже в силу этого разбираются в нюансах изготовления и ремонта дачной мебели, — рассказывает Екатерина. — К ним покупатели обращаются как к опытным соседям, которые все знают, умеют и могут дать дружеский совет. При этом, конечно, все продавцы проходят курс обучения.
После собеседования новички проходят пятидневное обучение в школе сервиса. Затем в течение трех месяцев они работают с продавцом-наставником.
— Это очень удобно и для самих новичков, и для покупателей, — рассказывает Екатерина Суслова. — Новички не чувствуют растерянности и не увольняются, даже не пройдя испытательного срока. А покупатели всегда могут рассчитывать на помощь более опытного продавца: он даст консультацию, если новичок чего-то не знает.
В сети предлагается около 50 тысяч наименований товаров. Как все их запомнить, как держать в памяти характеристики каждого?
— Мы создали каталог, в который можно попасть с любого смартфона. Его удобство в том, что он может в любой момент обновляться. Опытные продавцы дополняют статьи о товарах — как пользователи «Википедии», — рассказывает Екатерина. — Любой сотрудник может моментально воспользоваться этим ресурсом, получить самую полную информацию о товаре — если он ею не обладает — и сообщить покупателю.
Вера Бояринова, директор по персоналу сети гипермаркетов Leroy Merlin, раскрывает свои секреты подбора персонала:
— Ни пол, ни возраст, ни национальность значения не имеют. Главное требование — продавец должен любить людей, — пояснила Бояринова.
Впрочем, любовь любовью, а собеседование с каждым кандидатом в продавцы проходит в несколько этапов. В ходе бесед выясняется, насколько будущий продавец эрудирован, коммуникабелен и стрессоустойчив. Только после этого принимается решение о приеме на работу и последующем обучении. Максим Куманцов, руководитель торгового сектора магазина Castorama на проспекте Мира, считает, что работа в магазине, продающем товары для дома, это призвание.
— Люблю, когда люди делают что-то своими руками, и сам обожаю придумывать и мастерить. А если тебе при этом предлагают работу в дружном коллективе — то это твой шанс сделать карьеру.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ольга Воробьева, руководитель научно-исследовательского центра Московского психолого-социального университета:
— В сетевых магазинах трудятся, в основном, приезжие. Работодатели, думаю, сознательно делают на них ставку. Они менее требовательны к условиям труда и больше нацелены на карьеру, потому что надо больше зарабатывать, чтобы снимать жилье. С другой стороны, амбициозный мотивированный продавец — это хорошо для покупателя: он будет лучше работать.
КСТАТИ
В торговле работают свыше 1,8 миллиона человек — почти треть всех трудоспособных граждан нашей столицы. Зарплата продавцов в сетевых непродуктовых магазинах колеблется в среднем от 35 до 70 тысяч рублей в месяц. Она напрямую зависит от уровня компетенции. Если продавец является экспертом по всем товарным группам и способен работать в любом отделе, то он получает больше. К тому же во всех торговых сетях есть шанс сделать карьеру и со ступеньки эксперта перешагнуть сначала на ступеньку заместителя, а потом директора магазина.
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
На сайте Московской торгово-промышленной палаты — www.mostpp.ru — продолжается голосование в рамках конкурса «Московское качество». Горожане выбирают лучшую, на их взгляд, непродуктовую торговую сеть. Номинаций — пять. Сейчас в номинации «Гипермаркеты» безоговорочно лидирует IKEA, на втором месте Leroy Merlin. В номинации «Супермаркет» с огромным отрывом лидирует сеть «Уютерра», но конкуренция за 2–4-е места здесь много выше: конкурируют сразу три сети: «Ларес», «Все для дома» и «Мосхозторг» (см. инфографику). Голосование продолжается.
ДАВАЙТЕ ЖЕ ВМЕСТЕ ВЫБЕРЕМ ЛУЧШУЮ ТОРГОВУЮ СЕТЬ В ГОРОДЕ!
ЦИФРА
83 процента москвичей, по данным социологов, клеят обои сами 688 рублей стоит в столице самая дешевая алюминиевая стремянка 10 сетей супермаркетов участвуют в конкурсе «Московское качество» 60 килограммов весит стандартный угловой диван.