Считаем коммуналку и возвращаем деньги
Каждый собственник может максимально обезопасить себя от лишних бытовых трат. Рецепт экономии в случае с коммуналкой прост: поставить счетчики и быть рачительным хозяином — следить за цифрами, появляющимися в квитанциях.
— Счетчик покажет, сколько ресурсов вы потребляли. Лишнего не заплатите, — объяснил депутат совета депутатов района Сокол и координатор Школы грамотного потребителя Антон Морозов. — И всегда сохраняйте оплаченные квитанции хотя бы в течение полугода. Сомневаетесь — сравните цифры. Кроме того, существуют тарифные сетки, по которым потребитель может выбрать оптимальное время для использования бытовых приборов.
Но если по бюрократической ошибке или халатности управляющей компании произошли лишние начисления, эксперт советует действовать по следующей схеме.
1. Смело обращайтесь в свою управляющую компанию. Во-первых, она всегда в курсе того, что происходит с коммуналкой. Во-вторых, она знает, что с вашим лицевым счетом. Возможно, проблема бюрократического свойства и все, что нужно сделать, — это обратить внимание управляющей компании на ошибку. Когда жильцы дома не пользуются услугами управляющей компании, следует сразу идти в ресурсоснбжающую организацию.
2. Помимо этого, проблема может быть в центрах госуслуг «Мои документы». Через них подаются показания счетчиков. Они вместе со счетами и сведениями об активности собственника квартиры отправляются в управляющую компанию. Если из-за чьей-то ошибки данные до последней не дошли, разобраться должны в центрах «Мои документы».
3. Если управляющая компания бездействует, игнорирует обращения или не может разобраться с проблемой, следует обратиться в управу своего района. В полномочия администрации входит контроль работы городских управляющих компаний. Управа имеет право назначить проведение проверочной комиссии и в состоянии повлиять на ситуацию.
4. Обращение в окружную префектуру — следующая мера, если предыдущие пути не сработали. Префект может влиять на управы, которая в свою очередь влияет на управляющую компанию. И если районная администрация не решила проблему, в действие вступит вышестоящий орган.
5. Пятая и крайняя мера. Обращение в Московскую городскую жилищную инспекцию. Это надзорный орган, который следит за качеством работы управляющих компаний, имеет право провести проверку и выдать предписание по устранению недочетов. Мера окончательная и действенная. Но стоит готовиться к затяжному разбирательству. Кроме того, вмешательство Мосжилинспекции нежелательно — ведь ей придется делать работу управляющей компании, а значит, последняя фактически не функционирует.
Перерасчет может понадобиться и в том случае, если ресурсы никто не использует из-за отъезда жильцов.
— В преддверии новогодних каникул, когда многие уезжают, актуальность приобретает вопрос — как не переплатить за коммуналку в свое отсутствие. Опять же, если потребитель поставил дома счетчики, то проблем не возникнет. Показатели подтвердят снижение потребления или его отсутствие, — резюмирует Антон Морозов. — Но если счетчиков нет, придется написать заявление в управляющую компанию с просьбой сделать перерасчет за срок отсутствия и приложить документы, доказывающие его факт — билеты или командировочный лист. По закону перерасчет сделают за срок от пяти дней и больше. Бланк заявления выдаст компания, заполнить тоже помогут на месте.