Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Боль по имени Полина

Общество
Сорок лет длилась история страстной любви русского писателя Ивана Тургенева к оперной певице Полине Виардо. Ее вполне можно назвать символом жертвенности и беззаветности.

Санкт-Петербург был у ее ног, а она не чувствовала ничего, кроме усталости: гастроли Итальянской оперы отняли все силы. За спиной кашлянули.

— Разрешите представить, Тургенев, Иван Сергеевич. Чудесный человек! Помещик, хороший стрелок, приятный собеседник и плохой стихотворец.

Полина окинула еще одного нового знакомого взглядом. Длинный, худющий «помещик» на фоне низкого и полного хозяина дома (как его, мсье Андрэ?) выглядел великаном. Небесного цвета глаза смотрели восхищенно. Как однообразны русские в своей страсти к иностранным знаменитостям!

…Иван Тургенев в свои 25 лет был учтив и раним. Пытаясь в детстве завоевать хоть каплю нежности властной матери, теперь он воспламенялся чувствами в основном к женщинам деспотичным, а отец-донжуан своим примером научил его без лишних переживаний расставаться с объектом недавней страсти.

К моменту знакомства с Полиной Виардо у Тургенева было за плечами несколько романтических историй. В 15 лет он стал мужчиной в объятиях подосланной маменькой крепостной, затем случилась связь с другой крепостной, красавицей Авдотьей. Вскоре Иван уехал, а Авдотья в 1842 году родила дочку Пелагею. Мать на Ивана разозлилась, гулящую девку отослала с глаз, положив ей содержание, а Пелагею оставила при себе. Внучку Варвара Петровна не любила, но показывала гостям как «Ванину шалость».

В 18 лет у Тургенева случилась первая глубокая любовь. Он боготворил Катю Шаховскую, пока не узнал, что крылья ангела не так уж белы: Катиным любовником был его собственный отец, Сергей Николаевич. Он пытался забыть Катю в объятиях Татьяны, сестры Михаила Бакунина, но роман оборвался. Теперь его сердце никого не любило...

А тем временем Санкт-Петербург стонал: «Виардо — богиня!» Он отправился в оперу, когда выступление похвалила его мать. Главным в голосе Виардо были не мощь и красота, а глубина, горечь, тоска, нерв… Так могла петь душа, разбитая неразделенной любовью.

Тургенев и подумать не мог, что, проживая всю глубину чувств на сцене, в жизни певица была рассудительна до цинизма и душевно скупа. 1 ноября 1843 года он пометит в записной книжке как «День встречи с Полиной» и рядом нарисует крест. Будто что-то предчувствуя.

Мишель-Полина Гарсиа родилась в Париже в 1821 году. Ее отец, испанский тенор, и старшая сестра, певица Мария Малибран, были звездами, но Полина затмила их. Играть на рояле она училась у Ференца Листа, но однажды мать, услышав, как поет ее младшая «неказистая» дочь, поняла, что рояль можно бросать — она должна стать певицей.

Боль по имени Полина 1845 год. Портрет оперной певицы Полины Гарсиа-Виардо / Фото: Из архива

В 15 лет Полина Гарсиа впервые вышла на сцену театра «Ренессанс». Девушка настолько понравилась Жорж Санд, что она потом «списала» с нее героиню своего романа «Консуэло». Санд была умна и цинична. Она увидела в Виардо и талант, и внешнюю неприглядность — большие выпуклые глаза, одутловатое лицо, сутулость.

Санд видела: малышка может свести с ума только того, кто увидит в ней прежде всего талант, а потому простит некрасивость. Но надо выходить замуж срочно, пока товар «не залежался»! Санд нашла ей жениха: Луи Виардо, писателя, театрального критика, директора Итальянского театра в Париже. Образованный, хотя и скучный, Луи и правда оценил талант Полины. Он обожал ее! Санд оказалась права: это был счастливый брак, хотя едва достигшая 17 лет Полина была на 20 лет моложе мужа и не отказывала себе в связях на стороне, включая сына самой Санд.

Изначально Тургенев не произвел на Виардо никакого впечатления. Но он был настойчивым ухажером, и Виардо поместила его в «зоопарк» — позволила заходить в гримерную после спектаклей. Поклонники состязались между собой в умении веселить и развлекать госпожу, и в этом Тургеневу не было равных. Постепенно он выжил основную массу «ближнего круга» Виардо и притулился «на уголке ее семейного очага» — безмерно влюбленный, восторженный, верный.

Она играла с ним, притягивала и отпускала. Он всем и везде кричал о своей любви, повторяя ее имя, будто пробуя его на вкус: «По-ли-на…» После отъезда труппы Тургенев обезумел. Потом она вернулась, они начали встречаться, но после отъезда Полины Тургенев ушел со службы и тоже отбыл за границу. Он тосковал, но однажды его пригласили погостить супруги Виардо…

Если нужен пример любви безмерной и жертвенной, то, конечно, это любовь Тургенева к Виардо. Он болел ей! Но что же Луи? Он был не глуп и рассудил, судя по всему, что Полина, никогда не преступающая своих интересов, всегда будет при нем, если все соблазны разместить на расстоянии вытянутой руки. Так что он закрыл глаза на ее связи, а с Тургеневым, которого считал небесполезным, подружился.

Их объединяла не только любовь к Полине, но и интерес к охоте, театру, разговорам на «вечные темы». Так что Луи был очень... понимающим мужем. К слову, на какой-то миг ухаживания Тургенева разбередили сердце Полины, но она взяла себя в руки: «Я могла совершить большую ошибку — потому что лишилась воли... Понемногу мой разум вернулся ко мне».

Тургенев стал ее тенью. Куда бы она ни направлялась, он мчался за ней. «Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный», — писал он. Но Полина Виардо любила только Полину Виардо. А Тургеневым — умело пользовалась. Например, учила с его помощью русский язык (шестой по счету). Потом, правда, читала его произведения и как-то пошутила: «Ни одна строка Тургенева не попадала в печать прежде, чем он не познакомил меня с нею. Вы, русские, не знаете, насколько вы обязаны мне, что Тургенев продолжает писать и работать».

Тургенев многое понимал. Но ничего не мог сделать. «Судьба не послала мне собственного семейства, и я … вошел в состав чуждой семьи», — признавался он.

Чего только не простишь любимым! Даже когда Тургенев невероятно страдал от желудочных колик, а Полина ни разу не навестила его, он и подумать не смел об обиде! С годами он начал осознавать, что семье Виардо он элементарно выгоден: в конце концов он тратил на них огромную часть своих гонораров. Когда чаша терпения переполнялась, он пытался найти Полине замену. Но ничего не выходило. Тем более что она умела когда нужно одарить его капелькой любви, и он таял.

Боль по имени Полина Дом-музей русского писателя И. С. Тургенева (музей-заповедник «Спасское-Лутовиново»), съемка 1997 года / Фото: Владимир Родионов/РИА Новости

В 1850 году, заехав к матери, Тургенев был потрясен, увидев девочку, похожую на него как две капли воды. Пелагея! Маленькая прелесть! Ну а поскольку с маменькой вышел скандал, Иван Сергеевич забрал у нее подросшую дочку. Уже пойдя на этот шаг, он растерянно пишет Виардо из России: «Моя собственная 8-летняя дочь говорит: «Я никому не верю и никого не люблю, потому что меня никто не любит».

Полина ответила быстро: «Привозите ее к нам, она мне будет дочерью».

Этим шагом Виардо намертво привязала к себе писателя. Он был потрясен широтой души любимой женщины. Пелагея становится Полинет — в честь Виардо, и покидает Россию навсегда. Конечно, Виардо не проигрывала от этой сделки ничего: Тургенев щедро обеспечивал содержание дочери. Вскоре девочка говорила уже только по-французски.

Создатель знаменитого стихотворения в прозе про русский язык, Иван Тургенев был восхищен тем, что дочь забыла родную речь — лишь потому, что ее учила мадам Полина.

В 1852 году Тургенев написал некролог на смерть Гоголя, и царь усмотрел в тексте признаки вольнодумства. Писатель был арестован, месяц провел в полицейской части, а затем отправился в принадлежавшее ему после смерти матери Спасское, откуда ему было приказано «не вылезать».

Дни потекли скучно, вяло, в тоске о Полине. Поторговавшись, он выкупил у двоюродной сестры Елизаветы Алексеевны за 700 рублей ее горничную Феоктисту, внешне похожую на испанку, а значит — и на Полину.

Жаркая в постели, открытая для ласк, Феоктиста жила в имении как фаворитка, маясь от безделья. Наблюдая за ней, Тургенев писал Виардо: «Сад мой великолепен, зелень ослепительно ярка. Такая молодость, свежесть, что трудно себе представить». Прежде чем положить перо и забыться в объятиях красавицы, он не забывал признаться Виардо в любви.

Узнав о гастролях, Тургенев, не видевший Виардо несколько лет, отправился в Петербург по поддельным документам. Она была высокомерна. После ее отъезда безутешный Тургенев завел скоропалительный роман с дочерью кузена, 18-летней Ольгой. Но она полюбила его по-настоящему. Дело шло к свадьбе, однако в последний момент Иван Сергеевич передумал и написал отступное письмо. Брошенная невеста тяжело заболела.

Тургенев выпишет образ Оли под именем Татьяны в «Дыме»...

Потом у Тургенева начался платонический роман с Марией Толстой, сестрой Льва Николаевича. Он вновь ни на что не решился, хотя Маша ради него ушла от мужа.

Толстой страшно поругался с Тургеневым из-за этой истории. Спустя годы Маша писала: «Если бы он не был в жизни однолюбом и так горячо не любил Полину Виардо, мы могли бы быть счастливы с ним и я не была бы монахиней, уйдя от нелюбимого мужа, но мы расстались с ним по воле Бога...»

Боль по имени Полина 1845 год. Портрет оперной певицы Полины Гарсиа-Виардо / Фото: Из архива

В 1856 году Тургенев решил уехать за границу. Поверенной в своих сердечных делах графине Ламберт он так описал свое состояние болезненной привязанности к Полине. «Дон Кихот по крайней мере верил в красоту своей Дульцинеи, а нашего времени донкихоты и видят, что Дульцинея урод, а все одно бегут за нею». В том же году Полина родила сына. Сомнения в отцовстве были и у Полины...

Тургенев надеялся, что это его сын, Луи Виардо таких иллюзий относительно себя не испытывал. Но в это же время у Полины были и другие любовники! Как раз в этот момент мир рухнул: они страшно поскандалили с Луи. Об этом разрыве писатель оставил такую запись: «На днях мое сердце умерло... Прошедшее отделилось от меня окончательно, но, расставшись с ним, я увидел, что у меня ничего не осталось, что вся моя жизнь отделилась вместе с ним...»

Спустя без малого десять лет Виардо начала терять голос и уехала с семьей в Баден-Баден. Тургенев вновь помчался к ней — жить вдвоем с Полинет, совершенно для него чужой, он не мог. С собой к Виардо он взял новую любовь — актрису Марию Савину. Но Маша, среди поклонников которой был в том числе и генерал Скобелев, не могла мириться с тем, что ее «жених» обожествляет другую. Она разорвала отношения. Все снова окончилось Виардо.

...А Тургенев начал болеть. Боль не оставляла его ни на минуту. Врачи говорили — «грудная жаба», а оказалось — рак позвоночника. Он стремительно уходил вслед за Луи Виардо: того разбил инсульт, и он умер на несколько месяцев раньше Тургенева. А Ивана Сергеевича не стало 22 августа 1883 года.

Вместо послесловия. Пелагея-Полинет не прижилась в семье Виардо: они с Полиной обоюдно не любили друг друга. В 17 лет с согласия отца она вышла замуж за молодого бизнесмена Гастона Брюэра. Тургенев дал щедрое приданое. Полинет родила дочку Жанну, а потом сына Жоржа Альбара.

Но когда дела у Гастона пошли плохо, он превратился в скандалиста, и Полинет с детьми покинула его. Она поселилась в Швейцарии, где жила на деньги Тургенева. Незадолго до смерти писатель хотел продать имение и передать вырученные деньги дочери, но не успел этого сделать. Имение и все имущество Тургенева продала с молотка Полина Виардо — ей, своему «ангелу», он завещал все, включая авторские права на свои произведения. Полина не отдала Полинет ни копейки. Дочь Тургенева судилась с ней, но суд проиграла и растила детей, зарабатывая на жизнь уроками музыки.

Полинет умерла в Париже в 76 лет от рака. Жорж Альбар умер девять лет спустя, не оставив наследников. Жанна Брюэр-Тургенева дожила до 80 лет, но замужем не была и детей не имела. С ее смертью эта ветвь Тургеневых оборвалась.

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.