Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Высшая школа без учителя и диплома

Общество
Высшая школа без учителя и диплома
Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий во время встречи с журналистами, приуроченной к 260-летию МГУ. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
15 февраля в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова прошла открытая дискуссия о будущем высшего образования. О роли учителя, разнице фундаментальных и прикладных наук и переходе на Болонскую систему рассказал ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Я хотел бы задать пять вопросов о высшем образовании. И хотя они больше носят предиктивный характер, тем не менее остаются очень важны. 

Первый из них сейчас активно обсуждается: правильно ли расположены университеты в мире? Так вышло, что наиболее развитые страны отличаются большим количеством передовых ВУЗов, а развивающиеся – наоборот. Отсюда следует вопрос: будет ли мировое сообщество заниматься перераспределением университетов?

Вторая проблема связна с ролью учителя. В образовательных кругах всерьез обсуждается, нужен ли в будущем преподаватель и диплом знаний. Даже есть такая фраза: книга должна уйти. Процесс обучения предлагается заменить компьютером или интеллектуальной системой. А диплом знаний и вовсе ликвидировать. Так вот, правильный ли это путь развития образования, когда учитель и книга уходят из системы?

Третий вопрос касается определения двух смежных понятий: информация и знания – это одно и то же или нет? На самом деле очень часто путается, что информация это и есть знание. Говорят, что тот, кто больше знает информации - тот образованнее. Но это не так. Мне кажется, надо четко понимать, что знание – это умение учиться рассуждать, а информация – сведения, которые мы получаем.

Есть еще одна тенденция, которую я заметил: в мире происходит процесс, когда прикладная наука побеждает фундаментальную. Правильно это или нет? Отвечая на этот вопрос, я вспоминаю 60-е когда, когда у нас назревала ракетная отрасль: Королев брал к себе выпускников ведущих университетов, которые на тот момент не владели прикладными навыками. Однако через год именно они определили наше преимущество, потому что эти выпускники обладали фундаментальными знаниями. Решая, что первичнее и важнее, очень важно не ошибиться.

А закончу я таким вопросом: правильно ли мы исповедуем переход, а иногда и «скат», на Болонскую систему высшего образования? Я полагаю, что это обсуждение должно уйти, переродиться – надо прежде всего думать о смысле и содержании того, что мы делаем. Я убежден, что наукам, дающим глубокие знания, четырех лет недостаточно. Это не обучение. Возможно, стоит подумать о пятилетнем бакалавриате. Тем не менее, надо прежде всего выяснить, как нам дальше модернизировать систему образования и сохранить наше ведущее научное направление. В том числе за счет более глубокого и длительного обучения.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.