пн 14 октября 00:11
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

По каучуковым дорогам

По каучуковым дорогам

В странах Юго-Восточной Азии ездят по каучуку — в асфальт здесь добавляют отходы каучуковой промышленности. Легко, мягко, слегка пружинит

[b]Дисциплина на дорогах, однако, разная. Наиболее упорядоченным движением отличаются Сингапур и Куала-Лумпур. Здесь улицы предельно оснащены всеми необходимыми знаками движения, включая отличную дорожную разметку. Ездить по местным дорогам легко, но и за порядком следят строго, вплоть до использования электронных средств. Штрафы огромные. В Индонезии, например, за управление машиной без прав или без регистрации предусматривается двухлетнее заключение в тюрьму или штраф в два миллиона рупий (около 300 долларов), а за вождение без ремня безопасности или шлема (для мотоциклистов) — один месяц тюрьмы или штраф в один миллион рупий. Штрафы непосредственно на улице, естественно, не берут — выписывают лишь квитанции, которые необходимо оплачивать по почте или через банк.[/b] [i]Если владелец автотранспорта вовремя не уплатит причитающийся штраф, возбуждается судебный процесс, который, однако, может длиться бесконечно долго. Но прав могут лишить сразу же. Иностранцу легче, особенно в Джакарте и Куала-Лумпуре: можно сослаться на незнание местной специфики — ведь большая часть указателей здесь на местных языках. Иногда выручают как раз владение этими языками, предельная вежливость и... юмор. Один наш знакомый в случае, когда его останавливали за нарушение правил полицейские и спрашивали, откуда он, отвечал каламбуром: мол, из DKI, что расшифровывается как «особый район Индонезии Джакарта» и как «вне контроля жены». Полицейских это ужасно смешило, и они отпускали его без каких-либо негативных последствий.[/i] Но чтобы хорошо ездить по местным дорогам, нужно обладать завидным терпением. Здесь есть свои сложности, связанные как с общим процессом урбанизации, так и с национальными особенностями стран. Повышение уровня жизни и неизбежно связанное с этим увеличение числа легковых машин на дорогах, а также стремление обеспеченного класса, работающего в городе, жить в экологически чистых районах, за его пределами, обостряют проблему транспортного движения в ЮВА. В результате в часы пик хроническими становятся дорожные пробки, особенно в центре городов, архитектурносложившихся в конце XIX — начале XX века и поэтому слабо приспособленных к автомобильному буму последних лет. Конечно, власти осознают наличие этой проблемы и принимают энергичные меры по исправлению сложившейся ситуации. Там, где это возможно, ведется реконструкция старых кварталов с последующим расширением улиц, строятся новые эстакады, дорожные развязки типа «кленовый лист», в том числе на нескольких уровнях, сооружаются объездные пути, скоростные магистрали. Но, как правило, они платные (в Джакарте, например, даже в центральных частях города), что делает затруднительным их использование большинством населения. Но если это вам по карману, то добро пожаловать: такие магистрали избавят вас от многочисленных заторов и сберегут вам нервы. Только надо быть внимательным: разворотов на них практически нет, и если не заметить указатель съезда, то можно быстро оказаться на другом конце города и долго плутать, прежде чем удастся вернуться на нужный маршрут. Одним из направлений деятельности властей по разблокированию транспортной ситуации является введение системы ограничения движения личного транспорта. В Джакарте эта система функционирует в утренние часы пик и заключается в том, что в это время в центр пропускают только машины с тремя пассажирами (система «трое в одной»). Помнится, мы сначала никак не могли понять, почему при въезде в городской центр из Кебайоран-Бару, где находится жилой городок российского посольства, так много мальчишек, желающих прокатиться на машине. Оказалось, они таким образом подрабатывают себе на хлеб: садятся «третьими», беря небольшую таксу, и, проехав полицейский пост, возвращаются на автобусе обратно. Предпринимаются попытки упорядочить и парковку автомашин. Практически все новые многоэтажки имеют парковочные помещения в подвале или на крыше, сооружаются специальные парковочные комплексы, оборудованные автоматическими средствами оплаты или обслуживаемые на выходе специальными клерками-парковщиками. Стоянки на открытых площадках или на улице тоже охвачены парковщиками, которые берут плату на выезде со стоянки, естественно, в зависимости от продолжительности парковки. При этом они не всегда отрывают билеты. Но игнорировать их не следует, даже если у них нет билетов и они не имеют формального права взимать плату. Парковщики здесь не просто взиматели денег. Они помогают водителям чисто припарковаться и безупречно выехать со стоянки, следят за сохранностью автомобиля. Некорректное общение с ними может привести к печальным последствиям: неожиданно окажется проколотой шина, а то и что-нибудь похуже приключится. Надо, правда, отметить, что иногда таким образом стремятся подзаработать, особенно там, где стоянка бесплатная: проколют шину и тут же предлагают услуги заменить проколотое колесо. Европеец, конечно, сам не будет утруждать себя такой работой, тем более что услуги, особенно в Маниле и Джакарте, стоят копейки. Но такое происшествие должно и насторожить хозяина машины: может быть, он вел себя на стоянке некорректно. Сингапур в этом плане исключение. Здесь за вашей машиной никто присматривать не будет: за стоянку платят специальными билетами, которые покупают заранее. При парковке необходимо лишь проткнуть в них карандашом или ручкой цифры, указывающие время и дату стоянки. Билет оставляют внутри машины под ветровым стеклом, чтобы его мог увидеть контролер в случае, если забредет на стоянку, — проверка проводится выборочно. Если вы не позаботились своевременно о билете, то можете стрельнуть (разумеется, не бесплатно) у какого-либо другого водителя. Сингапурцы, как правило, выручают друг друга. Вообще следует отметить уважительное отношение водителей в странах ЮВА друг к другу. Спешащих и выезжающих на основные магистрали часто пропускают вперед, давая знак рукой, охотно подсказывают направление движения и т. д. Водители внимательно относятся и к снующим в потоке машин мальчишкам, продающим газеты и сигареты, к уборщикам улиц и площадей. Кроме проблемы пробок и стоянок, на улицах городов региона можно столкнуться и с другими трудностями. По нашим меркам, здесь необычайно много мотоциклистов, которые при плотном движении используют любой зазор между автомобилями, чтобы прорваться вперед, а иногда шпарят прямо по тротуарам. Очень опасно, когда на мотоцикл взбирается целая семья с двумя-тремя детишками. При этом женщины сидят грациозно, свесив ноги в одну сторону и держа ребенка на руках! Хорошо, если в результате маневра мотоциклиста она только поцарапает своим каблуком бок машины, а если упадет под нее? Такое случается сплошь и рядом, особенно в Джакарте и Маниле, которые отличаются невероятно сложным и хаотичным движением. Много неприятностей могут доставить и автобусы — джакартские, куала-лумпурские и манильские мастодонты. Эти мчатся, не разбирая дороги и почти не замедляя хода на остановках, в результате чего пассажиры вскакивают в автобус и выпрыгивают из него практически на ходу. Правда, в этом им помогают билетеры. Как правило, их двое — по одному на каждую дверь. Характерно, однако, что в часы пик именно автобусы — самый надежный вид транспорта. Во всяком случае, на них в это время можно добраться быстрее, чем на частном автомобиле или такси. Много в городах ЮВА и небольших трехколесных транспортных средств, созданных на основе мотороллеров. В Индонезии это так называемые бемо, хеличаки, баджаджи, на Филиппинах — трайсиклы или моторикши, представляющие собой мини-такси на трех человек. Им, правда, запрещено ездить по центральным магистралям. Но стоит свернуть с центральной улицы, как вы сразу натыкаетесь на них. Их суетливость и бесцеремонность неподражаемы. Но, с другой стороны, именно они позволяют максимально обеспечить потребности жителей крупного города в пределах одного района или даже квартала. В Маниле самым экзотичным видом городского транспорта являются джипни (от слова «джип»). Впервые они появились в конце Второй мировой войны, но особенно распространились после 1946 года, когда возвращавшиеся на родину американские солдаты практически за бесценок продавали военное имущество. Предприимчивые филиппинцы накрыли кабины джипов тентами или соорудили на их раме деревянные кабины, которые ярко раскрасили, и приделали к ним массу прибамбасов в виде десятка дополнительных зеркал, фар, антенн, гирлянд, фигурок лошадей и статуэток девы Марии, приносящих, по местным поверьям, счастье и отводящих беду. Их водители славятся лихачеством и подбирают пассажиров повсюду, в том числе и во время краткой остановки перед светофором. Как и трехколески, джипни изгнаны с главных магистралей, однако на небольшие расстояния доставляют своих пассажиров быстрее рейсовых автобусов. Но благодарите бога, что здесь уже нет такого количества велорикш, как раньше: они сохранились лишь в провинциальных городах и в некоторых столицах на специальных маршрутах для туристов: в Сингапуре на Викториястрит, в Маниле в Тондо и Чайнатауне. Раньше велорикши постоянно путались под колесами автомобилей и были причиной множества аварий. Смешно, но в Малайзии их до сих пор претенциозно величают такси. Помнится, мы были поражены, когда, заказав такси в небольшом провинциальном городке Кота-Бару, утром у гостиницы увидели велорикшу. Тогда российским гражданам было категорически запрещено пользоваться таким видом транспорта, и нам пришлось, уложив багаж и посадив хозяина «такси» на место пассажира, самим поработать педалями, чтобы вовремя добраться до аэропорта. К счастью, он был совсем недалеко от города. Ну и, наконец, нельзя сбрасывать со счетов проявления стихии. Мы не говорим об извержениях вулканов, которые здесь тоже случаются, но вот тропические ливни могут доставить автомобилисту много хлопот. В дождливый сезон (зимой) они идут стеной и длятся часами. Становится темно, как ночью, окна запотевают, а дворники не справляются с обрушившимся потоком. Водители зажигают фары, включают всевозможные стрелки, подают сигналы клаксоном. Движение резко замедляется, а порой останавливается вообще и возобновляется лишь после того, как уймется ливень. А сколько машин после этого остается на дорогах: заглохли двигатели, сели аккумуляторы, отказали тормоза... И все-таки берите напрокат машину и попробуйте прокатиться по каучуковым дорогам. В конце концов пробки бывают только в часы пик, а стихия бушует не всегда. Да и прибегать к своему обаянию или каламбурам вам не придется, если будете соблюдать элементарные правила дорожного движения. Не забудьте только, что при въезде на перекресток желательно все-таки подать звуковой сигнал, чтобы предупредить другие машины, ведь их водители могут и не догадываться, что именно вы имеете преимущество на перекрестке. Но надежнее всего, конечно же, пользоваться общественным транспортом, теми же джакартскими или манильскими «мастодонтами». К тому же вечером в них можно насладиться музыкой: в автобусы заходят уличные певцы и под гитару исполняют популярные песни.

Новости СМИ2

Оксана Крученко

А караван идет…

Лера Бокашева

Я уеду жить «Влондон». А в деревне Гадюкино дожди

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада

Ольга Кузьмина  

Уже не просто «спальники»

Сергей Лесков

Как ботинок Хрущева попал в историю

Ольга Кузьмина  

Алексей Леонов. Улыбка Вселенной

Виктория Федотова

Смертная казнь в России не нужна