Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Партнерство, которое помогает нам жить

Общество

[i]На протяжении последних лет в Москве действует программа социального партнерства. Инициатором ее создания, главным разработчиком заложенных в этом документе принципов и механизмов их реализации было столичное правительство.А своеобразным диспетчером стал Комитет общественных и межрегиональных связей столичного правительства. Сегодня на вопросы «ВМ» отвечает председатель комитета [b]Людмила ШВЕЦОВА.[/i] — Людмила Ивановна, так что же это за понятие такое — «социальное партнерство»? И кто в качестве партнеров выступает?[/b] — В данном случае имеется в виду деловое взаимодействие государственных структур, общественных организаций, представителей бизнеса. Партнерство, в частности социальное, необходимо этим «сторонам» для совместной деятельности, конечная цель которой, если обозначить ее, так сказать, «глобально», — улучшить условия жизни человека в обществе. Такова концептуальная суть программы. Если же детальнее — то это обсуждение и выработка тактики для решения острейших социальных проблем, реализация совместных проектов с учетом вклада и соблюдением интересов каждого из партнеров, обобщение и распространение положительного опыта наработок. Замечу: такая тенденция — не чья-либо прихоть и не сиюминутная «кампания». Это, если хотите, — веление времени. И идею подобного сотрудничества подсказала сама жизнь: она родилась в процессе работы нашего комитета с общественными организациями и объединениями столицы, москвичами.[b]— И в какой форме идея нашла воплощение? Кто координирует работу перечисленных структур?[/b] — Оптимальной формой, закрепляющей намерения и обязанности участников альянса, является трехстороннее соглашение. Оно заключается между столичным правительством, профсоюзами и работодателями. Полномочия каждой из сторон этого триумвирата делегированы действующей в рамках соглашения трехсторонней комиссии.Основная ее задача — определить баланс интересов сторон по той или иной проблеме и развивать социальное партнерство не спонтанно, а на основе совместного прогнозирования событий в сфере социальных и трудовых соглашений. Из числа членов комиссии выделяются ответственные за выполнение каждого из принятых пунктов соглашения.Это обеспечивает жесткую систему контроля. В 1997 году была утверждена структура взаимодействия сторон на отраслевом уровне. В том же году столичная Дума приняла Закон города Москвы «О социальном партнерстве», регламентирующий принципы и механизмы взаимодействия исполнительной власти, профсоюзов и предпринимателей. А с прошлого года «трехстороннюю систему» взяли на вооружение и на окружном уровне. Во всех десяти административных округах работают уполномоченные Московской федерации профсоюзов, в семи — есть представители предпринимателей. Кроме того, в пяти округах открыты консультационно-правовые пункты. Они также появились, как говорится, «на злобу дня»: большое число нарушений предпринимателями трудового законодательства, неудовлетворительная работа юристов, а то и вовсе отсутствие их на предприятиях — все это требует адекватных мер.И трехстороннее соглашение их обеспечивает. Так что этот работающий механизм способствует как сохранению социальной стабильности в городе, так и нормальному функционированию предприятий и служб городского хозяйства. К тому же и предпринимательство поддерживает. Сегодня это очевидно для всех.[b]— А какие конкретно организации входят в объединения профсоюзов и предпринимателей, участвующих в соглашении?[/b] — Московское объединение профсоюзов представлено городской федерацией. Здесь — и столичный профсоюз сотрудников милиции, и Московский профсоюз работников малого и среднего бизнеса, и профсоюз работников общего машиностроения Российской Федерации. Представлены также Минобороны России, научные и производственные предприятия Зеленограда и многие-многие другие профессиональные ведомства. Ну а работодателей, в свою очередь, объединяет Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, «сплотившая» 14 отраслевых и окружных объединений. Это более тысячи предприятий во всех сферах экономической деятельности. Причем с различными формами собственности — от малого бизнеса до гигантов оборонного комплекса.[b]— А в каких комиссиях при московском правительстве участвуют профсоюзы и предприниматели? [/b]— Практически во всех: в Межведомственной по делам о несостоятельности — и по размещению городского заказа, в Координационном комитете труда и занятости — и рабочих группах по обсуждению законопроектов. Они активно работают над формированием экономической и социальной политики города, участвуют в заседаниях правительства, в коллегиях при префектурах. Словом — ни один злободневный вопрос не остается вне поля зрения наших общественных организаций.[b]— Интересно, с какими проблемами приходится сталкиваться чаще всего?[/b] — Выплата зарплаты, поддержка московских товаропроизводителей, насыщение потребительского рынка отечественной продукцией, соблюдение трудового законодательства, реализация Закона города Москвы «О квотировании рабочих мест», «потребительская корзина» москвичей — вот лишь некоторые из них. По некоторым из этих актуальных проблем наша трехсторонняя комиссия вносила свои предложения, принимала обращения к федеральным органам власти.[b]— А если конкретизировать сказанное? Представить работу комиссии, как говорится, в цифрах и фактах?[/b] — Картина получится весьма многоплановой. Начну, пожалуй, с наиболее «болевых» точек. Августовский кризис 1998-го, как известно, привел к параличу банковской системы, резкому ухудшению состояния всех секторов российской экономики. И как результат — гигантское снижение реальных доходов основной части населения, не менее чем на 40 процентов. 70 процентов москвичей, согласно социологическим опросам, ощутили на себе последствия дефолта. В такой непростой ситуации участники трехстороннего соглашения предприняли меры, направленные на стабилизацию социальной сферы.Мы старались создать условия, максимально благоприятные для оживления производства и инвестиций, развития малого предпринимательства. А это, в свою очередь, обеспечило занятость москвичей, помогло избежать критических ситуаций на рынке труда. В соответствии с соглашением уровень безработицы среди работоспособного населения должен был составить 1,2 процента.Однако на 1 октября текущего года он составил лишь 0,9 процента.Так что, выражаясь «доперестроечной» терминологией, мы смогли отрапортовать о перевыполнении взятых на себя обязательств. Что же касается регулирования оплаты труда, тут, к сожалению, пока что нередки осечки. Если в муниципальных бюджетных организациях дела обстоят благополучно, то на предприятиях федеральных и негосударственных задержки с выплатами зарплаты — не редкость. Причина — задолженность государства перед поставщиками. Однако трудящемуся человеку от этого не легче. Поэтому трехсторонней комиссии нередко приходится выступать посредником в конфликтных ситуациях — при разногласиях и трудовых спорах. Коль мы решили апеллировать к цифрам и фактам, могу привести в этой связи такие данные: на 1 января нынешнего года «зарплатная» задолженность 478 городских предприятий перед своими работниками составляла более миллиарда рублей. К тому же просроченные выплаты не индексировались, за исключением тех, что взимались по суду. А судебные инстанции за девять месяцев направили порядка 32 тысяч исполнительных листов по взысканиям зарплаты с работодателей на общую сумму более 122 миллионов рублей. Не скрою: именно активная позиция комиссии нередко оказывалась решающей при благоприятном для истца исходе тяжбы. Кстати, как показывает практика, именно на предприятиях, где профсоюзов вовсе нет или они слабы, где не заключаются коллективные договоры, — задолженности по зарплате наиболее ощутимы. Ну и, конечно же, особая статья — это размер зарплат. Не секрет, что они в большинстве своем пока отстают от прожиточного минимума.[b]— Имеете в виду пресловутую «потребительскую корзину», стоимость которой растет день ото дня?[/b] — Не только. Хотя именно набор из 25 основных продуктов питания положен в основу при расчете того, как прожить среднестатистическому москвичу. Так вот, стоимость такого набора только за девять последних месяцев выросла на 36,6 процента. Что же касается непродовольственных товаров, то они и вовсе подорожали почти вдвое. Так что в то время как сводный индекс потребительских цен нынешнего года относительно прошлогодних составил более 162 процентов, реальная зарплата одного работающего — 62,4 процента. Такова статистика. Но, полагаю, и без этих «цифирных» выкладок каждый ощутил ее, что называется, собственной кожей. Не буду вдаваться в дальнейшие подробности этой драматической коллизии. Назову лишь одну, так сказать, обобщенную цифру: сегодня 53 процента москвичей имеют доходы ниже прожиточного минимума.[b]— Что делается для ликвидации такой диспропорции? [/b]— Рабочая группа трехсторонней комиссии на основе согласованной концепции работает в настоящее время над проектом закона города Москвы «О городском минимуме заработной платы». Мы, кстати, не дожидаемся при этом принятия соответствующего федерального закона. Так, впрочем, бывало и прежде: немало законов разрабатывалось сначала в столице, а уж затем переносилось на общероссийский уровень. В сложившейся ситуации особую роль приобретает социальная политика. Город создает такие условия, при которых активная часть населения имеет максимальные возможности трудиться, а тому, кто уже или еще не работает, обеспечена социальная защита.[b]— Все это звучит как будто неплохо. Однако немного декларативно…[/b] — Вновь обратимся к «цифрам и фактам»? Если, конечно, читателей не утомим...[b]— Население нынче — грамотное. «Лирике» не доверяет, предпочитает «физику»…[/b] — И «арифметику», полагаю? Что ж, тогда опять слово — цифрам. И — московскому правительству, которое, напомню, представляет одну из сторон «триумвиратного» соглашения. Так вот, столичные власти для стабилизации экономической ситуации в городе и предотвращения дальнейшего обнищания так называемых низкодоходных групп намерены подтянуть уровень оплаты труда в отраслях социальной сферы до уровня промышленной. Ведь в последней зарплата в среднем на 2,1 процента выше общегородской. Будут повышены также доплаты из городского бюджета неработающим пенсионерам, с учетом роста потребительских цен проиндексированы дотации горожанам с низким уровнем дохода.Причем намечено делать упор на адресность дотаций и льгот малообеспеченным москвичам, в частности, при пересмотре тарифных ставок и платежей за жилищные, коммунальные, транспортные и другие услуги.[b]— Все это лишь в перспективе?[/b] — Да нет же. И москвичам это хорошо известно. Хотя в накале прошедших предвыборных страстей то и дело приходилось сталкиваться с инсинуациями о якобы сокращаемых социальных программах, свертывании проектов по обеспечению занятости населения, о нецелевом разбазаривании московского бюджета. Чушь да и только: в 99-м году на финансирование социально-культурного комплекса было выделено 42,8 процента от общих расходов муниципального бюджета при запланированных 38 процентах.Деньги эти оказались и в кошельках пенсионеров, минимальная пенсия которых постепенно росла и составляет теперь 575 рублей, и инвалидов, и детей-сирот. Кстати, перечисленные категории граждан, а это более половины всех пассажиров, бесплатно ездят в городском транспорте, который также финансируется из городского бюджета. А еще среди льготников — и учащиеся. Так что не забыт, как говорится, ни стар, ни млад. А организация детского отдыха, спортивно-массовых мероприятий, работа с детьми и подростками по месту жительства тоже требует немалых затрат из городской казны. И студентам, кстати, кое-что перепадает от муниципальных щедрот. Ведь у федеральных властей, к сожалению, никак не доходят руки до системы образования. Вот и приходится столице брать на себя заботу о будущих специалистах. На эту статью в структуре расходов городского бюджета отведено 11,4 процента. Лишь за девять месяцев текущего года правительство выделило на оказание финансовой помощи вузам 60 миллионов рублей. 26,6 миллиона направлены на выплату именных стипендий наиболее одаренным юношам и девушкам. Для сравнения: по данным Российского статистического агентства, недофинансирование науки из федерального бюджета составило 196 миллионов рублей. Так что столица в этом плане — своеобразный «спасательный круг», без которого наша наука и вовсе пошла бы ко дну.Не менее эффективно работают «московские деньги» и в других сферах. Например, в строительстве. А еще власти финансируют развитие инфраструктуры садоводческих товариществ. Короче, список полезных и добрых дел, совершенных благодаря финансовым вливаниям города, можно продолжать и продолжать. Хочу остановиться, однако, еще на одном, наиболее приоритетном направлении. Имею в виду поддержку, оказываемую правительством промышленности города, восстановлению ее потенциала, помощь малому предпринимательству. Так, приняты весомые меры по экономической и социальной стабилизации московских оборонных предприятий. Они освобождены от уплаты налогов, поступающих в местный бюджет, проведена реструктуризация задолженностей, установлены льготные арендные ставки, снижены тарифы на водоснабжение, канализацию, другие коммунальные услуги. Аналогичные льготы получили и предприятия легкой и текстильной промышленности. И все эти весьма отрадные процессы координируются трехсторонним соглашением.[b]— Итак, программа года, предусмотренная соглашением, можно сказать, исчерпана?[/b] — Сделано, как видите, действительно немало. А еще мы организовывали научно-практические конференции, «круглые столы», семинары, конкурсы профессионального мастерства, работали в административных округах и отраслевых подразделениях. Без сомнения, Московская трехсторонняя комиссия стала своего рода методическим центром по организации социального диалога на всех уровнях.Год фактически завершен, и сделали мы все, что намечали, но начатое сегодня перетекает в завтра… [b]— Значит, трехстороннее соглашение будет действовать и впредь?[/b] — Именно новый его проект я и представила московскому правительству на одном из последних его заседаний. Кстати, это соглашение — уже восьмое по счету.[b]— И каковы его основные приоритеты? Предусмотрено ли что-то новое по сравнению с предыдущими годами?[/b] — В основу соглашения-2000 положен действующий ныне документ. Но только в основу: ведь нелепо избавляться от того, что проверено многолетней практикой и способно с успехом послужить и впредь. Исключены пункты, потерявшие актуальность. Есть и некоторые новые обязательства. В целом же, приступая к переговорному процессу, мы четко определили наши основные стратегические критерии. Это прежде всего доплаты к минимальным пенсиям, стипендиям, пособиям, согласованная политика по развитию культуры, спорта, организации детского и семейного отдыха. Большой блок отведен жилищной программе: строительству и бесплатному распределению жилья, предоставлению субсидий на оплату коммунальных услуг. Подробно отражены и молодежная проблематика, и принципы распределения городских заказов, и законодательство о труде. Кстати, именно последний из перечисленных аспектов соглашения «обзавелся» новыми пунктами. Они касаются предоставления работодателями информации о вакансиях, создании новых рабочих мест, регламентируют четкую взаимосвязь между потребностями города в тех или иных специальностях и возможностями учебных заведений по их подготовке. В проекте более четко заявлены также позиции партнеров при выработке социально-экономической политики города, решении общегородских проблем. Соглашение — и это стало, надеюсь, еще очевидней — не механическое соединение отдельных интересов сторон и тем более не абстрактная догма. Оно — путь к партнерскому диалогу, который касается каждого из нас и помогает нам жить.

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.