чт 17 октября 04:08
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Российское НОУ по мировым ХАУ

Российское НОУ по мировым ХАУ

Некоторые состоятельные москвичи отправляют детей на учебу в Лондон или Нью-Йорк, даже не подозревая, что и в родном городе можно получить образование

[b]«Элитная», «престижная», «закрытая»... Эти сладостные уху нового русского папы слова о школе, в которой учится его ребенок, мы порекомендовали бы ему употреблять лишь в приватных беседах с друзьями и конкурентами. Официально же любая платная школа с некоторых пор называется негосударственным образовательным учреждением, сокращенно НОУ. В Москве их сегодня 240.[/b] [i]Учатся в них 16 000 детей, работают 5118 преподавателей. Негосударственные образовательные учреждения бывают совсем маленькими, всего на 40 детей, и относительно крупными, на 300. У каждого НОУ есть свое ХАУ (how much?): дешевое обходится родителям в 50 долларов в месяц, а самое дорогое — в 1000 долларов. Поскольку бесплатных школ в столице не в пример больше, чем платных, само существование особых, привилегированных условий для обучения детей богатых родителей воспринимается обществом достаточно болезненно. Все десять лет существования в Москве частных учебных заведений не прекращаются споры о них. Дискуссии эти на самом деле бесплодны — пока будет спрос на платное обучение (смысл которого, разумеется, в качестве образовательного процесса и более существенной материальной его поддержке), будет и предложение. И чем спорить, лучше бы все мы ратовали за то, чтобы и в государственных школах не исключением, а правилом были классы не по 45, а по 15 учеников, отлично оборудованные предметные кабинеты, бассейны, теннисные корты, занятия конным спортом, качественное питание и прочее, и прочее.[/i] [b]Болезни роста [/b] Помнится, поначалу был настоящий бум: вдруг обнаружилось огромное количество невостребованных прежде «гениев от педагогики», которые стремились попробовать себя в организации новых, как тогда говорили, альтернативных учебных заведений. Стимулом к действию для них стало возрастающее недовольство учеников и их родителей уровнем гуманитарного, экономического, правового воспитания в общеобразовательных школах. В воздухе витала идея школы сотрудничества, строящейся на отношениях диалога между учеником и учителем. Столичные национальные диаспоры инициировали создание конфессиональных учебных заведений. В прессе замелькали фамилии авторов педагогических методик, уже получивших признание на Западе, но новых для России: Штайнер, Хоббарт, Монтессори... До 95—96-го шел бурный количественный рост разнокалиберных платных учебных заведений. Затем он прекратился. Начали раздаваться критические голоса: во многих случаях «альтернатива», обходящаяся родителям в кругленькие суммы, себя не оправдывала. В одной частной школе педагоги своевольно делали упор на риторику, но забывали о математике, в другой — все ученическое время отдавалось иностранному языку в ущерб русскому... С этими перекосами нужно было что-то срочно делать. Вывод напрашивался сам собой — столичное образовательное пространство может быть только единым, и каждый школьник вне зависимости от того, учится ли он в платной или бесплатной школе, должен получить определенный минимум знаний по всем предметам. [b]Через три ступени не перепрыгнуть [/b] Московский комитет образования ввел систему контроля за деятельностью негосударственных школ. Вначале каждая из них обязана пройти регистрацию: заявить свой юридический адрес, оформить положенные документы на помещение в Москомимуществе, подготовить материально-техническую базу, подобрать педагогические кадры. Второй этап — лицензирование. К нему школа должна подойти с набором справок от СЭС и пожарных, обзавестись сертификатом на транспорт и т.п. Меры понятные: жизнь ребенка должна быть вне опасности. Если получившее лицензию Московского комитета образования НОУ успешно просуществует три года и подготовит к выпуску девятый и одиннадцатый классы, оно может проходить аттестацию. Все выпускники сдают экзамены экспертной комиссии. Если уровень знаний учащихся соответствует необходимому уровню, то аттестационная комиссия пишет положительное экспертное заключение, которое дает негосударственному образовательному учреждению право на аккредитацию. В настоящий момент 94 НОУ из 240 прошли государственную аккредитацию. Результаты аттестации свидетельствуют о том, что за последние годы уровень знаний учащихся негосударственных школ вырос, более 80 процентов детей осваивают учебную программу (показатель считается положительным, если он превышает 50 процентов). Увеличивается и число учителей, постоянно работающих в негосударственных образовательных учреждениях. [b]Прозрачный бюджет [/b] Государство поддерживает НОУ, выплачивая на каждого «негосударственного» ученика раз в квартал по 580 рублей. Кстати, слухи о том, что в частных школах прокручиваются бешеные деньги, не имеют под собой почвы. Как заверил журналистов на пресс-конференции по итогам десятилетней деятельности НОУ президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Александр Вильсон, бюджет этих школ абсолютно прозрачен. Кроме того, НОУ, являющиеся некоммерческими учреждениями, из-за несовершенства налогового законодательства вынуждены платить налоги так же, как предприятия, производящие продукцию и имеющие прибыль. Как правило, частным школам достаются плохие, старые здания. Это потом директора школ вместе с родителями делают все, чтобы превратить их во дворцы. И как бы ни был успешен образовательный процесс в школе, как бы она ни помогала государству, выпуская из своих стен хороших учеников, которые легко поступают в любые, даже самые престижные вузы, никто не снимает с нее тяжкого ярма — платы за аренду. Только 6 столичных частных школ имеют собственные здания. А если какое-то из оставшихся 234 НОУ вознамерится сделать арендуемое помещение своей собственностью, то выкупать его придется по коммерческим ценам. Но, несмотря на все материальные проблемы, негосударственные образовательные учреждения продолжают «держать планку». Даже прошлогодний августовский кризис не сумел разрушить уже сложившуюся систему. Некоторые дети, правда, по материальным соображениям вынуждены были перейти в бесплатные школы, но «миграция» не стала массовой. Некоторые НОУ, чтобы не потерять учащихся, снизили плату за обучение, другие предложили одаренным детям из семей с не самым большим достатком учиться бесплатно. Сейчас в частных школах около 20 процентов ребят занимаются либо бесплатно, либо на льготных условиях. И еще: наверное, мало кому известно, что негосударственные образовательные учреждения столицы оказывают благотворительную помощь детским домам и сельским школам. [b]Русское чудо восьмилетнего возраста [/b] В последние годы в Московский комитет образования почти не поступает жалоб на НОУ. Даже на те, к которым у самих сотрудников комитета есть претензии. Конечно, всех волнует вопрос: как смотрятся наши НОУ на мировом образовательном рынке? Смогут ли они выдержать серьезную конкуренцию с западными частными школами, в которых сейчас учатся дети российских миллионеров? Специалисты, как отечественные, так и зарубежные, считают, что уровень некоторых московских школ, открывшихся всего девять или восемь лет назад, не уступает даже знаменитым учебным заведениям Англии, история которых исчисляется столетиями. Словом, есть очередной повод говорить о русском чуде. Особенно силен у нас так называемый гуманитарный блок. В 1997, 1998 и 1999 годах практически все (98 процентов) выпускники негосударственных образовательных учреждений столицы стали студентами престижных государственных вузов, причем не платных отделений, а бюджетных, то есть бесплатных, на которые, как известно, конкурс во много раз больше. Негосударственные школы — своего рода экспериментальная площадка, за которой пристально наблюдают ученые, педагоги, работники образовательных ведомств. Многое из деятельности НОУ могли бы почерпнуть для себя государственные школы. Например, важный момент, как воспитание, близость школы к семье ребенка. В небольших по количеству детей частных учебных заведениях возникает удивительное сообщество, школьное братство. Там единомышленники не только педагоги и родители, в этот круг невольно вовлекаются и технический персонал, и водители школьных автобусов, и повара. Дети настолько заняты в свободное время спортом и творчеством, что пороки нашего времени — наркомания, алкоголизм, детская проституция — кажутся из стен этих благополучных школ чем-то таким же далеким, как другая планета. В «Вечерку» часто обращаются родители: «Посоветуйте самую лучшую частную школу!». Мы направляем их в Московский комитет образования. Специалисты помогут обратившимся сформулировать свой запрос в соответствии с местом жительства, оплатой и т.п. А потом родители уже сами наведываются в пять-шесть предложенных школ и делают окончательный выбор. Со своей стороны можем дать только один совет: «Милые папы и мамы, прежде всего обращайте внимание на лицензию!».

Новости СМИ2

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Никита Миронов  

За фейки начали штрафовать. Этому нужно радоваться

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше