чт 17 октября 21:37
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Салют, музей!

Салют, музей!

Сегодня Музей кино откроется на новом месте

[b]В декабре прошлого года вынужден был прекратить свои сеансы Музей кино. Ни митинги протеста, ни заступничество кинематографистов с мировой славой не спасли уникальную синематеку от выселения из Киноцентра. Лишь под конец января сотрудникам удалось упаковать фонды, чтобы свезти их на «Мосфильм» до нескорого, как казалось, востребования.[/b] И вот появилось радостное известие о возрождении музея. Выяснилось, что, находясь в небытии, он не переставал получать предложения о сотрудничестве и партнерстве. Самым лучшим вариантом оказался детский кинотеатр «Салют» в пяти минутах ходьбы от станции метро «Академическая», на улице Кедрова, 14/3. Начиная с 10 марта вечерами Музей кино начнет проводить здесь по два сеанса. В недавно отремонтированных залах на 100 и 117 мест стартует ретроспектива фильмов Франсуа Трюффо, затем «Молодое кино Италии». А вот завсегдатаям экспериментальных программ придется подождать, пока Музей кино договорится с Центром современного искусства: авангард будут показывать там. [i]О том, что за «новый курс» берет Музей на нынешнем витке существования, нам рассказал его директор Наум Клейман[/i]. [b]– Наум Ихильевич, как возникла идея сотрудничества с кинотеатром «Салют»? Надолго ли они готовы приютить Музей кино?[/b] – Эта площадка возникла благодаря дружескому жесту директора, Ларисы Константиновны Преториус. Когда-то она работала в Бюро пропаганды киноискусства Союза кинематографистов, частью которого был Музей кино. Теперь она директор детского кинофестиваля «Орленок» и директор кинотеатра «Салют». Когда она узнала о постигшей нас беде, то немедленно предложила, чтобы по вечерам мы работали у них. Как долго это продлится, мы не знаем, никаких ограничений нет, поскольку это не аренда, а совместная дружеская деятельность. «Салют» – это государственное учреждение культуры, но регионального, московского уровня. И нам бы очень хотелось доказать, что федеральный и московский уровни, вопреки всяческим слухам, могут работать вместе, не противореча друг другу. [b]– Вы оказываетесь в стенах детского кинотеатра...[/b] – Мы, конечно же, будем учитывать детский характер кинотеатра. Когда-то у нас в Музее кино была программа, которая называлась «Благослови детей и зверей». Теперь мы попробуем показывать циклы фильмов «Из жизни замечательных людей», покажем и фильмы приключенческие, но без насилия, с юмором. Детям наверняка должны понравиться и многие классические фильмы, какой-нибудь «Нанук с севера» Роберта Флаэрти или «Похитители велосипедов» Витторио де Сики – это же для всех возрастов. [b]– Значит, вы ожидаете, что к вам на «Академическую» потянется новый зритель?[/b] – Публика немножко изменится. Но две линии останутся неизменными. Одна – это классика, другая – молодежное кино. Всетаки «Салют» – массовый кинотеатр, так что более специальные наши программы, такие, например, как «Школа зрения» и подобные им, мы на время оставим. А пока надеемся дать людям возможность проследить развитие кинематографа. Ведь это помогает «ставить зрение», как «ставят слух» у детей, начинающих учиться музыке, учит понимать киноязык, который не так уж и сложен. Надо лишь дать альтернативу всем этим «пиф-паф-ой-ой-ой», кое-что порой объяснить. И то немного. Ребята же очень сообразительные. Я понял, что это компьютерное поколение, у которого пальцы работают мгновенно, и от этого скорость мысли выше. А кроме того, они легче сопрягают. Я обратил внимание, что современная молодежь гораздо ассоциативнее думает. Отсюда новояз, обилие метафор. Еще одна затея – цикл фильмов о Москве. У нас часто путают патриотизм и кичливость – так вот, чтоб не путали: патриотизм – это требовательность к себе. И если ты хочешь быть москвичом, то должен знать, почему Москву называли хлебосольной. Город на семи холмах, Третий Рим – это не только империя, а место, где продолжились античные традиции. Я думаю, нам удастся построить такую мифологию Москвы. Пускай ребята знают город не только как имперскую столицу с надутыми щеками. [b]– В течение тех месяцев, когда вы находились в тени, сплотилось и активизировалось Общество друзей Музея кино. Они где-то встречались, устраивали просмотры, обсуждали фильмы и теоретические работы. Даже собрали рок-концерт, чтобы выразить вам свою поддержку. Кто эти люди?[/b] – О, самые разные! Такие дивные ребята! Мне кажется, было бы хорошо, чтобы Москва поощряла создание вот таких добровольных позитивных общностей. Они не партийные, они абсолютно вне всякой идеологии, но они так глубоко укоренены в культурной среде! Такого рода сообщества и создают общественное мнение. Это и есть то общество, на которое может опираться государство. Если оно этого не делает, то оно голое. [b]СПРАВКА «ВМ»[/b] [i]История Музея кино восходит еще к 1920-м годам – идея принадлежит тем авангардистам, которые ныне признаны классиками и которым наследует Наум Клейман – не только бессменный нынешний директор музея, но и крупнейший в мире специалист по Сергею Эйзенштейну. В 1984-м по решению Союза кинематографистов приступает к работе музейный отдел, к марту 1989-го реорганизованный в Центральный музей кино. В течение 19 лет Музей кино занимался сбором и реставрацией материалов; сейчас в его коллекции более 400 тысяч единиц хранения. В 1992 году Музей кино становится самостоятельной некоммерческой культурно-просветительской организацией. 27 июня 2001 года министр культуры России Михаил Швыдкой принимает решение о придании Музею кино статуса государственного. Распад СССР разбил Киноцентр на Красной Пресне, в здании которого находился музей. России достались 32% акций МЗАО «Киноцентр», хотя Российский союз кинематографистов требовал передать Киноцентр ему в управление. В декабре 1997 года прошел III съезд кинематографистов России, на котором председателем СК был избран Никита Михалков, который потребовал добиться передачи Киноцентра в управление СК России. Однако эти планы не осуществились. Единственным вопросом, по которому частные владельцы Киноцентра нашли полное взаимопонимание с правлением СК России, оказалось выселение Музея кино. В 2004 году произошла первая попытка совместными усилиями Киноцентра и Союза кинематографистов выставить Музей кино из здания Киноцентра – со ссылкой на то, что он занимает не принадлежащие ему помещения. Главный аргумент сводился к тому, что музей – государственное учреждение и должно находиться в ведомстве Федерального агентства по культуре и кинематографии, а не Союза кинематографистов. Сформировавшееся общество «Друзья Музея кино» выражало свои протесты разными способами – от нескольких многолюдных митингов в центре Москвы до открытых писем руководству страны; в защиту музея высказались ведущие кинематографисты всего мира, включая Бернардо Бертолуччи и Квентина Тарантино. Однако это лишь отсрочило на время выселение музея. В январе 2005 года прошел II пленум Союза кинематографистов России, после которого состоялась продажа принадлежащих союзу 32% акций ЗАО Киноцентр самому Киноцентру. По условию этой сделки Музей кино должен покинуть здание Киноцентра. Обсуждался его выезд из Киноцентра в специально построенное для него здание (как было сообщено на пленуме, президент Путин распорядился построить такое здание в течение двух лет). Дальше слов дело не пошло. В мае 2005 года Министерство экономического развития и торговли РФ подтвердило действие договора от 3 января 2003 года между общественной организацией «Союз кинематографистов России» и Музеем кино, по которому Музей кино имеет все законные основания оставаться на территории ЗАО Киноцентр и не платить арендную плату. Согласно пункту 1.4 договора Союз кинематографистов России передает Музею кино данные помещения в безвозмездное пользование до получения Музеем кино собственных помещений для размещения. Данный договор не был оспорен в судебном порядке. Однако продажа Союзом кинематографистов акций Киноцентра, очевидно, сделала его недействительным. 30 ноября кинозалы Музея кино прекратили свою работу. Она возобновляется сегодня в зале кинотеатра «Салют».[/i]

Новости СМИ2

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Никита Миронов  

Наливайки как символ беззакония