втр 22 октября 02:21
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Национальная катастрофа

Сергей Собянин рассказал о планах по созданию новых выделенных полос в Москве

Владимир Жириновский высказался за введение многоженства в России

СК опубликовал видео с места обнаружения тел депутата и ее семьи в Подмосковье

Вильфанд сообщил, сколько продержится теплая погода

Названы пять лучших марок автомобилей для русской зимы

Эдгард Запашный: Цирк для зоозащитников — инструмент самопиара

«Готовим законопроект о запрете аниме»: как японцы обидели Поклонскую

Нагиев впервые в истории «Голоса» встал на колени перед участницей

Владимир Соловьев попал в Книгу рекордов Гиннесса

Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию

Ректор Института им. Б. В. Щукина рассказал о «дедовщине» в своем вузе

Кончаловский трогательно поздравил младшего брата с днем рождения

Национальная катастрофа

Через 20 лет в российских вузах будет некому учиться

[b]Страна стареет и вымирает — констатирует бесстрастная статистика. Страна беднеет — люди чувствуют это на собственной шкуре. А вот про то, что через десять—двадцать лет Россия еще и поглупеет, сегодня знают лишь специалисты.[/b] [i]Недавно на стол министра образования России легла папка с неутешительным прогнозом: в 2006 году на бюджетных отделениях государственных вузов и техникумов количество предлагаемых мест будет больше, чем абитуриентов, на них претендующих. Потом пошли слухи: еще немного, и высшие и профессиональные учебные заведения начнут принимать в студенты на основании несложного тестирования или даже собеседования. «Вот и славно!» — уже потирают руки родители потенциальных абитуриентов начала XXI века. На самом деле за кажущейся халявой стоит государственная проблема.[/i] [b]Статистика, от которой хочется плакать [/b] По данным Госкомстата, в 1982 году в Российской Федерации родились 2 328 000 младенцев, что составляло 16,6 человека на сто тысяч населения. Это те самые дети, которые окончили в этом году 11-й класс и в большинстве своем стали абитуриентами. По приблизительным подсчетам, средний конкурс составил в этом году 3 человека на место в технические и 6 человек — в гуманитарные вузы. В 2003 году эти цифры скорее всего будут еще выше, поскольку в 1987 году зафиксирована самая высокая рождаемость за два последних десятилетия: 2,5 млн. детей, что составило 17,2 на тысячу населения. В последующие годы начался резкий спад рождаемости (см. график) — «перестройка» тому причиной... Многие удивлялись тогда, что на улицах не видно беременных женщин. Роддома стояли полупустыми, и акушеры считали день удачным, если поступала хотя бы одна роженица. В 1990 году родились 1 988 900 младенцев, что составило 13,4 на тысячу населения. В 1992-м — 10,7, а в 1998-м — 8,8 (всего 1 283 300 ребятишек). Кстати, более половины этих детей имеют 2-ю группу здоровья (у них обнаружены хронические заболевания). Выходит, что потенциальных студентов через 16 лет будет почти в половину меньше, чем в этом году. Тех, кто идет в этом году в первый класс (1992 г. р.), на 36% меньше, чем десять лет назад, и на 10% меньше, чем в прошлом и позапрошлом годах. Именно поэтому в большинстве российских школ первых классов откроется меньше. Москва как крупнейший мегаполис страны первая почувствовала на себе результаты демографического кризиса. [b]Минус десять тысяч первоклашек [/b] Начальник Управления государственной службы и кадров Московского комитета образования Виктор Пономарев нарисовал следующую картину: в этом году нет ни одной свободной вакансии преподавателя начальной школы. В ЦАО без первоклашек останутся 45 учителей начальных классов, в других округах — цифра чуть меньше, от 15 до 20. Учитывая, что в столице 10 округов, больше 200 педагогов первого сентября не посадят «своих» детей за парты. В Комитете образования нам объяснили, что все эти люди не будут уволены. Они будут работать воспитателями-педагогами в группах продленного дня, либо пройдут переподготовку и станут учителями-предметниками. Еще печальнее картина в дошкольных образовательных учреждениях. Вот пример только из одного района столицы. В Северо-Западном округе прослеживается четкая тенденция: каждый год в детские сады родители приводят на тысячу малышей меньше, чем в предыдущем (в 1996 г. — 33 035, в 1997 г. — 32 200, в 1998 г. — 31 150 детей). За последние 6 лет только ведомственных садов стало на 44 меньше (в 1992 г. их было 75, а в прошлом — уже 31). Соответственно, количество учеников, приходящих в первые классы, уменьшается ежегодно на тысячу: в 1998 году за парты сели 6 642 детей, в этом их будет 5 600. А в одном из молодежных микрорайонов МЖК «Атом» ситуация просто катастрофическая! Со всего комплекса лишь три (!) ребенка пойдут в первый класс. Местная школа хорошая, современная, которую мамы и папы строили для своих эмжэковских детей, собирает ребятишек со всего округа. Не оставаться же без первого класса совсем? [b]Интеллектуальный капитал легче потерять, чем восстановить [/b] Что же нам дают все эти удручающие цифры, кроме осознания того, что учиться в образовательных учреждениях всех уровней скоро будет почти некому? Мы попросили прокомментировать ситуацию директора Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО) Алексея Семенова. — Я не специалист в статистике, а математик. Но могу сказать, что даже в советское время, когда старались учитывать абсолютно все, в статистических прогнозах ошибались часто и значительно. Сейчас ошибка может быть еще более серьезной. Я бы не стал связывать демографическую проблему с вузами. Хотя не исключено, что часть из них вынуждена будет закрыться из-за недостатка студентов. Однако крах вузовскому образованию не грозит: люди будут учиться и переучиваться. Кстати, весь мир зарабатывает деньги благодаря второму образованию. Ибо первое молодые люди выбирают случайно или по настоянию родителей и часто разочаровываются. Спад рождаемости скорее отразится на школах и детских садах. И дело не только в том, сколько мальчиков и девочек появились на свет, а какова социальная ситуация. Именно по социально-экономическим причинам половина малышей не посещают дошкольные детские учреждения. В нашей стране имеется общедоступное бесплатное обязательное среднее образование. Грубо говоря, каждый ребенок может и обязан пойти в школу. А вопрос, сколько нужно отремонтировать школ, построить новых, сколько подготовить учителей, экономический. В регионах нет денег на оснащение и ремонт, на зарплату работникам образования. Лишь около 10 регионов, в том числе и Москва, не имеют задолженностей по зарплате. Но даже в столице есть проблемы с оборудованием школ. В этой ситуации, мне кажется, страна может позволить себе готовить только тех специалистов, которые ей необходимы. Двадцать лет назад Россия во многом была ориентирована на ВПК, на роль ядерной сверхдержавы со всеми вытекающими последствиями. На сегодняшний момент роль великой военной державы она потеряла. Когда доля ВПК в каком-либо иностранном государстве уменьшается на 10% — это экономическая катастрофа, кризис. У нас она стала меньше на 90%! Это не могло не привести к коренной перестройке всей экономики и не отразиться на вузах, которые готовили для ВПК инженеров, конструкторов и технологов. Россия сейчас не производит большую часть того, чем славилась раньше, например в области электроники... Даже если детей родится в сотни раз больше, они поступят и выучатся на инженеров — куда им деваться потом? Это вопрос будущего: будет ли страна аграрносырьевой или займет достойное место среди стран с высоким уровнем технологий? Пока мы движемся в первом направлении: доля производства наших промышленных товаров, которые конкурентоспособны на мировом рынке, сейчас мизерна. Потеря уровня инженерного, технологического, математического — это национальная катастрофа. Россия была сверхдержавой не только в силу своей военной мощи, но и в силу интеллектуальной. В фундаментальной математике, химии, физике, биологии мы были среди сильнейших в мире. Наших ученых почитали за честь пригласить (а позже переманить) лучшие западные университеты. Через 10— 20 лет этого уже не будет: ученых мирового уровня готовить мы уже не сможем, а значит, и заинтересованность в них исчезнет. И это более серьезный вопрос, чем спад рождаемости, с точки зрения государства. Демографические показатели колеблются в силу разных причин. Наверстать это упущенное в науке крайне сложно. Поэтому мне, занимающемуся средним образованием, кажется очень важным сохранить хотя бы то, что уже имеем: высокий уровень образования в области точных наук в средних школах. Не всем, конечно, нужны физика и химия в том объеме, который дается сейчас. Но способным и талантливым детям необходимо создать благоприятные условия для обучения: поддержать олимпиады, естественно-научные журналы, специализированные школы, модернизировать процесс обучения в соответствии с требованиями времени. Тогда из этих одаренных детей вырастут капитаны будущей экономики, науки... А сегодня у московского образования нет денег даже на то, чтобы отправить победителей российских олимпиад — москвичей — на сборы, где они должны готовиться к международным олимпиадам. [i]Итак, все кризисы и катаклизмы последних лет привели к тому, что в начале XXI века интеллектуальный потенциал страны снизится настолько, что можно будет смело говорить о национальной катастрофе. Ее последствия будут сказываться на развитии России не один десяток лет.[/i]

Новости СМИ2

Георгий Бовт

Верен ли российский суд наследию Александра Второго Освободителя?

Оксана Крученко

Соседи поссорились из-за граффити

Александр Никонов

Искусственный интеллект Германа Грефа

Ольга Кузьмина  

Выживший Степа и закон бумеранга

Ирина Алкснис

Экология: не громко кричать, а тихо делать

Александр Лосото 

Бумажное здравоохранение

Екатерина Рощина

Елки, гирлянды и мыши: новогоднее безумие стартовало