чт 17 октября 21:40
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Бензиновый кризис ширится, картельное соглашение трещит по швам

Бензиновый кризис ширится, картельное соглашение трещит по швам

Первые симптомы возвращающегося в Россию бензинового кризиса появились в странах СНГ

[b]Прошло чуть больше месяца с тех пор, как правительство заключило с нефтяниками картельное соглашение, гарантирующее замораживание до конца года отпускных цен на топливо. Тогда страну облетели заверения чиновников, что проблем с топливом больше не будет. Однако с прошлой недели во многих российских регионах вновь выстроились километровые очереди на бензоколонки.[/b] [i]Первые симптомы возвращающегося в Россию бензинового кризиса появились в странах СНГ. Сначала залихорадило Украину. На прошлой неделе в Киеве из 250 заправок работало чуть больше 40. В результате цены на литр бензина марки Аи-95 и Аи-92 в украинской столице подскочили с 2 гривен (50 центов) до 7—8 гривен (2 доллара). Особенно несладко пришлось россиянам, по привычке отправившимся на личном авто в Крым: заманчивый отдых на Черноморском побережье обернулся многочасовым стоянием в очередях на подступах к заправкам. Через несколько дней аналогичная ситуация возникла в столицах Белоруссии, Молдавии и Грузии. В Минске стоимость литра бензина А-92 поднялась до 102 тыс., Аи-95 — до 140 тыс. «зайчиков», что составляет больше доллара по реальному курсу[/i]. В Молдавии и Тбилиси бензин в среднем стал стоить 40—50 центов, подорожав на 40 и 20% соответственно. Дефицит и, как следствие, рост цен на топливо в странах СНГ вызвал резкий отток нефтепродуктов из приграничных российских регионов. Вполне понятно, что владельцы заправок, не имея достаточных оснований для резкого повышения цен на региональных АЗС, предпочли продать топливо по более высокой цене в странах СНГ. Наиболее острая ситуация сложилась в Краснодарском и Хабаровском краях, в Самаре, Воронеже, Ярославле, в которых неожиданно возникший дефицит бензина также вызвал молниеносный скачок цен. Одной из главных причин происходящего стало небывалое увеличение цены на сырую нефть на мировом рынке, которая уже превысила отметку 19 долл. за баррель. Еще в начале года нефть, экспортируемая из России, в среднем оценивалась в 8— 9 долл. за баррель. Попытка российского правительства остановить рост оптовых цен на нефтепродукты обернулась их оттоком на экспорт. Выгода работать на зарубежных рынках для нефтяников очевидна: для примера, в США с начала года из-за роста цен на сырую нефть горючее уже подорожало на 30%. По данным Министерства топлива и энергетики, в первом полугодии 1999 г. производство нефтепродуктов на российских НПЗ сократилось на 770 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По официальной статистике импорт высокооктановых сортов бензина уменьшился на 627 тыс. т, а экспорт вырос на 92 тыс. т. На 680 тыс. т уменьшились запасы бензина на нефтебазах и в заводских хранилищах. По мнению известного экономиста Михаила Делягина, причина нехватки топлива в стране заключается не в снижении поставок сырой нефти на НПЗ, а в росте производства неучтенного бензина и его неофициального экспорта. Эту версию подтверждает неожиданное снижение этой весной показателя выхода бензина с 1 тыс. т переработанной нефти. В прошлом году этот показатель колебался от 151,5 до 171,2 т, составив в среднем за год 158,6 т. В марте этого года, когда мировые цены на нефть уже демонстрировали неуклонный рост, выход вдруг упал до 145,4 т (на 12% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года), а в апреле — до 129,8 т (на 17%). Если предположить, что в апреле российские НПЗ работали с тем же выходом, что и в феврале, то месячная выработка бензина была выше официальной на 351,6 тыс. т. Никаких мер по пресечению неофициального экспорта нефтепродуктов за рубеж правительство пока не озвучивало, впрочем, проконтролировать его отнюдь не просто. Запретить выгодный бюджету, но пагубный для регионов официальный экспорт нефти и нефтепродуктов правительство не отважится. Попытки угрожать нефтяникам, снижающим поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, отключением от системы экспортных трубопроводов, вызвали заметное недоумение у МВФ и Всемирного банка. В связи с этим в Письме правительства о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики (SAL-3) российская сторона взяла на себя обязательства не прибегать к административным или нерыночным мерам для загрузки нефтеперерабатывающих заводов. Правда, утечка топлива все же может быть ограничена путем введения квот на экспорт нефтепродуктов. Кроме того, правительство намерено использовать также неодобряемую международными финансовыми организациями взаимозачетную схему, по которой налоговые недоимки нефтяников в бюджет в размере 5 млрд. руб. будут списаны в обмен на поставки дешевых нефтепродуктов бюджетным организациям. Между тем топливный кризис ставит под удар не только автовладельцев, но и менее обеспеченных россиян. Стремительный скачок цен может вызвать не только резкое удорожание всех товаров народного потребления, но и стать угрозой для сбора нового урожая. Впрочем, в правительстве уверены в обратном. По словам вице-премьера Владимира Щербака, цены на хлеб, несмотря на топливный кризис, в этом году существенно не поднимутся. Другой вице-премьер Николай Аксененко также придерживается оптимистического сценария развития событий, по-прежнему крайне положительно оценивая картельное соглашение, уже вызвавшее неестественный разрыв между отпускными и розничными ценами на топливо. По его мнению, государство все же сможет «уговорить» нефтяников поставлять регионам топливо по замороженным оптовым ценам. Ответного хода нефтяных компаний можно ожидать уже в ближайшее время. Замораживание оптовых цен с лихвой возмещается ростом розничных, и поступающий в регионы по зачетной схеме дешевый бензин будет неизбежно просачиваться в розничную торговлю. Правда, «навар» в этом случае будут получать уже не нефтяники, а местные администрации и перепродавцы. Впрочем, не исключено, что нефтяные компании все же предпочтут самостоятельно получать законную прибыль и попытаются отказаться от выполнения соглашения, благо что отключением от экспортной «трубы» правительство открыто угрожать уже не сможет. Одним из возможных аргументов выхода компаний из картеля может стать намерение правительства увеличить экспортную пошлину на сырую нефть до 7,5 евро за тонну, а также ввести квоты на экспорт нефтепродуктов. Так или иначе, топливный рынок сегодня необычайно привлекателен, и борьба за «снимание сливок» только ужесточится. Вот только в каком количестве и по каким ценам будет снабжаться топливом село и будет ли у россиян осенью на столах отечественный хлеб, остается загадкой.

Новости СМИ2

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Никита Миронов  

Наливайки как символ беззакония