пн 21 октября 01:23
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Дважды Адмирал Флота Советского Союза

*}

Раскрыт секрет создания тематических поездов метро

Семьи погибших при прорыве дамбы получат по миллиону рублей

Как прошла прогулка по столичной голубятне

Die Welt рассказала о победе Путина в Сирии без войны

Диетолог опровергла информацию о продуктах, которые «нельзя есть»

Вильфанд сообщил, сколько продержится теплая погода

Тедеско обнулил «Спартак». Первый матч нового тренера красно-белых

Илья Авербух: Третьего ноября Татьяна Тотьмянина выйдет на лед

СК возбудил дело по факту нападения на полицейского у метро «Савеловская»

Как понять, насколько чистая вода в вашей квартире

Названа средняя заработная плата столичных учителей

Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию

Назван самый страшный фильм 2019 года

Дважды Адмирал Флота Советского Союза

25 июля — День Военно-Морского Флота

[i]Он трижды был контр-адмиралом, дважды вице-адмиралом, также дважды Адмиралом Флота Советского Союза. В отставку его, разжалованного, отправили в звании вице-адмирала. После его смерти несколько лет на его могильной плите не было надписи о звании. Указывалось лишь то, что [b]Николай Герасимович Кузнецов [/b]был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. И только спустя много лет, в восьмидесятые годы, при М. С. Горбачеве, его посмертно восстановили в звании, на надгробье появилась надпись «Адмирал Флота Советского Союза».[/i] Он родился на севере, в глухой деревне Медведки, на берегу реки Ухтомки, впадающей в Северную Двину. И разве мог кто предположить тогда, что, в общем-то, совершенно «сухопутный» мальчишка, если не считать соседства с рекой, станет самым знаменитым советским флотоводцем. Взлет его был действительно фантастическим. Он начал с трех классов начальной школы, а уже в 1926 году с отличием окончил Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. Служба на корабле сначала старпомом, затем командование крейсером «Червона Украина» на Черном море, который вскоре сделал лучшим во флоте, работа военно-морским советником в республиканской Испании во время гражданской войны, командование Тихоокеанским флотом и в тридцать пять вдруг взлет до Наркома ВМФ СССР. Это было тревожное время. Германия уже поглотила Австрию, подмяла под себя Чехословакию, фашистская Италия развязала войну против Албании. В Испании фалангисты, поддерживаемые странами «оси», вытесняли республиканцев к французской границе. В воздухе явно пахло новой мировой войной. Именно в это время во главе флота стал один из самых молодых наркомов — адмирал Николай Герасимович Кузнецов. ...А война была уже на пороге. Несмотря на Пакт о ненападении между СССР и Германией, наиболее дальновидным из советских руководителей становилось ясным, что именно нацистская Германия является врагом № 1. В те годы наш флот был слабее германского. В стране была принята большая программа создания действительно мощного надводного и подводного флота. Закладывались новые крейсера, линкоры типа «Советский Союз», новые подводные лодки и эсминцы. Однако на все это нужны были годы и годы, а война уже стучалась в наши двери. Вернемся в самый канун начала войны. Вечер 21 июня 1941 года. В 20.00 к наркому Кузнецову пришел только что прибывший из Берлина военно-морской атташе М. А. Воронцов. Николай Герасимович позже вспоминал: «...В тот вечер Михаил Александрович минут пятьдесят рассказывал мне о том, что делается в Германии. Повторил: нападения надо ждать с часа на час. — Так что же все это означает? — спросил я его в упор. — Это война! — ответил он без колебаний...» И тогда Н. Г. Кузнецов фактически на свой страх и риск принял решение о приведении флота в самую высокую боевую готовность. Готовность № 2 была объявлена им еще два дня назад. Оперативная готовность № 1 была объявлена по флоту в 01.15 22 июня 1941 года. Если бы на следующее утро не началась война, неизвестно, вернее, очень даже известно, чем могла закончиться карьера адмирала. Его непременно обвинили бы в паникерстве, в провокационных приготовлениях, быть может, даже в трусости, хотя именно для того, чтобы самостоятельно принять такое решение, необходимо было великое личное мужество. И война началась. В 3 часа 7 минут немецкие бомбардировщики бомбили Севастополь, но на флоте их уже ждали. Еще несколько строк из воспоминаний Н. Г. Кузнецова: «...Немецкие самолеты подходили к Севастополю крадучись, на небольшой высоте. Вдруг сразу вспыхнули прожекторы, яркие лучи стали шарить по небу. Заговорили зенитные орудия береговых батарей и кораблей. Несколько самолетов загорелось и начало падать. Другие торопились сбросить свой груз. У них была задача заблокировать корабли в бухтах Севастополя, не дать им возможность выйти в море. Противнику это не удалось. Мины упали не на фарватер, а на берег. Часть попала в город и взорвалась там, разрушая дома, вызывая пожары и убивая людей. Мины спускались на парашютах, и многие жители думали, что это выбрасывается воздушный десант. В темноте принять мины за солдат было немудрено. Невооруженные севастопольцы, женщины и даже дети бросились к месту приземления, чтобы схватить фашистов. Но мины взрывались, и число жертв росло. Однако налет был отбит, и рассвет 22 июня Севастополь встретил во всеоружии, ощетинившись орудиями, которые смотрели в небо и в море». В те первые дни, когда немцам удалось уничтожить значительную часть нашей авиации и танков именно ударами с воздуха, наш флот не потерял ни одного боевого корабля. А еще через две с небольшим недели 1-й минно-торпедный полк морской авиации совершил первый ночной налет на Берлин. Наша армия отступала по всему фронту, а самолеты морской авиации Ил-4 (ДБ-3ф), стартовав с острова Эзель в Балтийском море, бомбили столицу рейха. Война потребовала огромного напряжения сил. Тысячи моряков пришли на помощь пехоте. «Черной смертью» за цвет одежды и несгибаемое мужество называли их немцы. Они воевали под своими морскими флагами, закусывая в атаке кончики лент на бескозырках, чтобы их не сорвало встречным ветром, не сбило шальной пулей. Запертые в Ленинграде корабли Балтийского флота огнем орудий помогали солдатам отражать атаки врага. И даже тяжело поврежденный бомбой линкор «Марат» бил по передовой из уцелевших орудий главного калибра. Нельзя рассказать о войне на море в одной небольшой публикации. Заметим лишь, что за эти годы наш флот под командованием Н. Г. Кузнецова уничтожил около 1 300 транспортов, более 1 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника. Авиация флота уничтожила до 5 000 самолетов врага. Флотами было высажено около 120 десантов с моря, в то время как противнику не удалось осуществить ни одного. Именно за эти боевые заслуги по окончании войны с Японией Н. Г. Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза. К тому времени, по сути, специально для него было учреждено новое воинское звание — Адмирал Флота Советского Союза. Казалось, позиции наркома незыблемы. Но главный кремлевский крупье любил и умел тасовать колоду. Вскоре после окончания войны командовать Одесским военным округом, а на самом деле в южную ссылку, был отправлен легендарный маршал Г. К. Жуков. С Н. Г. Кузнецовым вождь поступил еще круче: через несколько лет после войны его и еще трех адмиралов Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и Г. А. Степанова обвинили в передаче документации на парашютную торпеду союзникам. И как ни доказывали обвиняемые, что секрет этот был секретом Полишинеля, а данные о торпеде давно опубликованы в технических журналах, — приговор суда был суров: троих адмиралов осудили и посадили, а самого Кузнецова разжаловали в контр-адмиралы. Позже их реабилитировали, но адмирал Л. М. Галлер так и умер в тюрьме. Но и после этого Кузнецов не обозлился на мир, а поехал на Дальний Восток к новому месту службы. Авторитет его на флоте был так высок, что вскоре опального адмирала опять затребовали в столицу. Здесь не могли обойтись без него. Одного хозяина в Кремле сменил другой. Вернулся в столицу и Г. К. Жуков, ставший через некоторое время министром обороны. Но в последние годы отношения его с Кузнецовым не заладились. Сейчас трудно судить, что тому было причиной. Кузнецов обладал на флоте таким же авторитетом, что и Жуков в армии. Быть может, это вызывало у Жукова ревность. Он, впрочем, вполне заслуженно считал себя первым военным страны. Или раздражало прославленного маршала то, что уж очень настойчиво Н. Г. Кузнецов отстаивал интересы флота, как считал министр, в ущерб интересам армии. К тому же строптивого адмирала сильно недолюбливал Н. С. Хрущев, который имел собственную «концепцию» строительства флота. Нужен был только повод. И он подвернулся. 29 октября в 01 ч. 30 мин. 48,5 сек. (запись из вахтенного журнала)1955 года на рейде Севастополя внезапно взорвался и через 2 ч. 45 мин. опрокинулся и затонул линейный корабль Черноморского флота «Новороссийск». В момент взрыва погибли около 200 моряков, еще более 400 так и остались заживо погребенными в корпусе перевернувшегося корабля. К тому времени Главком уже несколько месяцев болел, но тем, кто искал повод для того, чтобы избавиться от строптивого адмирала, до этого не было дела. Правительственная комиссия пришла к выводу, что главной причиной трагедии могла быть необезвреженная донная мина, оставшаяся еще со времен войны. Впрочем, не исключалась и возможность диверсии. Дело в том, что корабль, носивший имя «Новороссийск», долгое время назывался совсем иначе. Это был старый, спущенный на воду еще до первой мировой войны, а перед второй мировой модернизированный итальянский линкор «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»), в 1949 году переданный нам по репарациям в качестве компенсации за понесенные в войне потери. Ходили упорные слухи, что это была диверсия итальянских подводных пловцов, которыми во время войны командовал князь Джулио Боргезе. Тайна гибели линкора так до сих пор и не раскрыта. А вот то, что виновным «оказался» Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов, — давно ни для кого не секрет. Как вспоминал легендарный флотоводец, в начале 1956 года его вызвал Г. К. Жуков и «в течение пяти— семи минут, в грубой форме» заявил, что на флотах он не пользуется никаким авторитетом, что он снимается с должности и понижается в звании до вице-адмирала без права восстановления... Примечательно, что осенью 1957го сам Г. К. Жуков был отправлен Н. С. Хрущевым в отставку почти с теми же формулировками. В Кремле обретал силу новый тасователь колоды... В отставку его отправили в звании вице-адмирала. Жизнь очень сурово обошлась с ним, но он никогда не жаловался, мужественно принимая и взлеты, и падения, которые ему уготовила судьба. Он написал несколько книг, которые и сейчас читаются с огромным интересом, так как это рассказ человека, который был свидетелем великих исторических событий. Сегодня просторы мирового океана бороздит гордость нашего флота — авианосец (будем называть этот корабль тем, чем он является на самом деле) «Адмирал флота Николай Кузнецов». Сначала он назывался «Тбилиси», затем — «Леонид Брежнев», и только с третьей попытки корабль получил то имя, которое должен был носить с момента закладки. ...На могиле адмирала на Новодевичьем кладбище через много лет после смерти было выбито посмертно же восстановленное его воинское звание — Адмирал Флота Советского Союза, а в столице создан общественный фонд увековечения памяти адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова, которым руководит его сын Владимир. ...Завтра исполняется 95 лет со дня его рождения.

Новости СМИ2

Ирина Алкснис

Экология: не громко кричать, а тихо делать

Георгий Бовт

Как вернуть нажитое в СССР непосильным трудом

Александр Лосото 

Бумажное здравоохранение

Никита Миронов  

Смелых становится все больше

Екатерина Рощина

Елки, гирлянды и мыши: новогоднее безумие стартовало

Елена Булова

Штрафовать или не штрафовать — вот в чем вопрос

Александр Хохлов

Шестнадцать железных аргументов Владимира Путина