втр 15 октября 02:49
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Куда мы катимся

Куда мы катимся

В Москве началась техническая проверка аттракционов

[b]В преддверии весенних праздников Мосгортехнадзор приступил к проверке городских аттракционов. Специалисты ведомства в составе городской комиссии планируют провести экспертизу аттракционной техники на всей территории города, включая торговые и развлекательные центры. По ее итогам будет определен перечень аттракционов, допущенных к эксплуатации в 2006 году, каждому из которых выдадут свидетельство и индивидуальный номер. Эти документы в виде пластиковой таблички будут вывешены на каждом аттракционе. В случае же, если их на карусели не окажется, значит, эксплуатация машины проводится незаконно.[/b] Это первая серьезная проверка городских аттракционов за последние четыре года. До 2002 года контроль над аттракционами осуществляла Республиканская инспекция по контролю за безопасной эксплуатацией аттракционов и охране труда. После ее ликвидации аттракционная техника выпала из сферы государственного надзора. До сих пор ни в одном кодексе страны нет законодательства, регулирующего эксплуатацию аттракционов. Именно поэтому было практически невозможно найти ответственных в трагедии, произошедшей в Лианозовском парке, когда сломался аттракцион «Сюрприз» и пострадали люди. Лишь после этого ЧП создали инспекцию по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники города. По словам начальника инспекции Владимира Бачурина, трагедия в Лианозовском парке и стала главной причиной для принятия столь серьезных мер в данной сфере развлекательной индустрии. – В проверках аттракционной техники участвуют 11 организаций, освидетельствованных Ростехнадзором по проведению проверок металлоконструкций. Все документы они предоставят нам. Оценив их, наши специалисты и сделают вывод, допускать к эксплуатации тот или иной аттракцион или нет. Однако, как заметили сами представители инспекции, все аттракционы города проверить трудно. Ведь помимо стационарных комплексов, находящихся в городе круглый год, есть еще и мобильные, приезжающие в столицу «на заработки» в летний сезон. И количество их, только по предварительным подсчетам, составляет почти половину от всех аттракционов города (229 единиц от общего количества – 580). Развлекать москвичей приезжают не только из регионов, но и из европейских стран. Нелады с документацией имеются и у российских гастролеров, и у цивилизованных иностранцев. – Нередки случаи, когда «бродячие артисты» просто самовольно занимают любую городскую территорию и начинают зарабатывать деньги. Находятся и посетители, которые, разумеется, не подозревают, что машины абсолютно изношены и работают без документов техосмотра. То есть работают на авось, до первой поломки. В этом году без освидетельствования наших специалистов и городской комиссии ни один из этих комплексов на территории города работать не будет. Отслеживать нарушителей Мосгортехнадзор планирует с помощью городских властей. Представители префектур и управ обязаны информировать ведомство о появившихся в их районах развлекательных комплексах. Они в первый же день приезда обязаны зарегистрироваться и получить индивидуальный номер. Несмотря на то что специалисты инспекции уверены, что большинство частников находятся в равных условиях с государственными аттракционами и «подход к безопасности у всех одинаков», некоторые положительные и отрицательные нюансы можно выделить и у тех и у других. Основной проблемой городских аттракционов является износ. По словам Бачурина, на сегодняшний день изношено порядка 45% всех действующих аттракционов. Особенно большой износ машин у частников. Однако пришлось признать, что и в государственных парках износ техники не ниже 40%. – Однако мы, в отличие от коммерсантов, ни за что не приобретем подержанный аттракцион, – отметил Александр Демаков, директор парка «Сокольники», проверенного первым из всех московских парков. Действительно, подержанные итальянские и немецкие карусели являются главным источником риска, ведь они попадают в нашу страну, как правило, уже с истекшим сроком годности. А здесь «нежные» (как характеризуют их наши конструкторы) карусели добивает наш суровый климат. В итоге уже после полугода эксплуатации они становятся опасными. – Отечественные карусели более качественные, – отметил конструктор аттракционной техники Владимир Прокин. Они были произведены еще советскими военными конструкторами, привыкшими работать на совесть. Даже изношенные, советские карусели безопаснее новых иностранных. Совесть и образованность советских конструкторов – по сути, единственное, на что может рассчитывать дирекция государственных парков в надежде избежать очередной трагедии. Ведь обновление аттракционов не происходило с восьмидесятых годов. Не произойдет оно и в ближайшем будущем. Государственных дотаций, на которые существуют парки, хватит лишь на десятую часть современного «колеса обозрения», стоимость которого достигает миллиона долларов. Главным объектом проверки в парке «Сокольники» стали аттракционы частной фирмы «Гемиро». На компактной площадке сияли новенькие паровозики и прочие качели. За пару минут туда были загружены мешки с песком, имитирующие своим весом расчетную нагрузку на аттракцион. Покатав несколько минут мешки на карусели, инспекторы пришли к выводу, что конструкция выдержит пятилетних пассажиров, даже если они будут весить по 90 кг. После этого мешки с песком прокатились еще на одной карусели, на этом проверку закончили «за полным отсутствием признаков опасности машин для человека». Так директор фирмы Герман Розин оказался первым частным предпринимателем, получившим на свои аттракционы заветную табличку с шестизначным номером – свидетельство того, что качели-карусели прошли экспертизу и признаны безопасными. – В этом бизнесе я уже15 лет, – рассказал Герман Розин. – Только в этом году стали предъявляться более серьезные требования. Помимо меня тут действуют много частных фирм, однако у каждого из нас своя клиентская ниша. У меня, например, карусели для детей дошкольного возраста, у кого-то – что-то экстремальное. Карусели я действительно покупаю в Италии, однако это новые машины. Большая проблема с оформлением документации на них в нашей стране, а также с изучением инструкций, они ведь все на итальянском. После проверки парка «Сокольники» представители инспекции по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники Мосгортехнадзора побывали в ГУП ПКиО «Измайлово». Больше всего внимания инспекторы уделили «колесу обозрения». Это один из старейших аттракционов в парке. Ему более 50 лет. Печально известному аттракциону «Сюрприз» в Лианозовском парке было 25 лет, по оценке конструкторов, – это уже «запредельный возраст» для аттракциона. Возраст остальных аттракционов Измайлова превышает десять лет. – В прошлом году был обследован фундамент «колеса», – рассказал «ВМ» директор парка «Измайлово» Анатолий Боярков. – Результаты проверки положительные, и мы можем эксплуатировать его далее, несмотря на его возраст. Среди конструкторов и инженеров бытует мнение, что любая машина может служить человеку вечно, если ее правильно содержать и эксплуатировать. Я могу абсолютно точно сказать, что 66-метровое «Колесо обозрения» в Вене стоит уже 110 лет, и ежегодные проверки подтверждают его полную безопасность. Глава проверяющих Борис Старостин оценил долгожданную инициативу городских властей по ежегодному осмотру городских аттракционов. Однако отметил, что и здесь встречается множество подводных камней. – С государственными аттракционами, как правило, проблем нет, а вот частников никто не может обязать проходить данную проверку, – объяснил Старостин. Закона по этому поводу нет, хотя сейчас его уже рассматривают в Госдуме. То есть, если мы придем на территорию частного комплекса, нас просто могут оттуда выпроводить, и ничего мы с этим сделать не сможем. Конечно, аттракционы эти будут признаны незаконными, но мы можем лишь официально запретить их эксплуатацию, лишить же фирму права на деятельность никто не сможет. Проверка будет проводиться до 1 мая. Проверить все 580 московских аттракционов, разумеется, не успеют. Большая часть из них останется без таблички с серийным номером, из-за чего работать, по крайней мере, законно они не смогут. На сегодняшний день положительные заключения на работу имеют лишь 22 городских аттракциона. Если учесть тот факт, что проверка серьезно напугала многих приезжих владельцев мобильных аттракционов, то москвичам грозит реальная опасность отстаивать огромные очереди к безопасным каруселям. Что же касается ответа на самые актуальные вопросы «кто будет виноват в случае аварии?» и «на ком лежит ответственность за нашу жизнь и здоровье во время отдыха?», – то они так и остаются без ответа. – Мы, к сожалению, реально ничем напугать нерадивых хозяев аттракционов не можем. Какие меры воздействия мы можем к ним применить? Да абсолютно никаких. Мы не сможем даже пресечь деятельность нелегальных аттракционов, только приостановить. И не факт, что «гастролеры», приняв замечание власти, уедут восвояси, а не перекочуют на другой конец города, где и продолжат работу. [b]СПРАВКА «ВМ» [i]Классификация аттракционов по группам риска[/i] [i]1-я ГРУППА[/b]. Аттракционы повышенной опасности. Самые известные из них – «американские горки», «колесо обозрения», «Сюрприз», «качели». Опасность их обусловлена высокой скоростью движения, высотой подъема («американские горки», «колесо обозрения»), в случае с «Сюрпризом» – переменой плоскости вращения. Как правило, после остановки зонта вращения посетитель спрыгивает, делает по инерции несколько шагов и не может удержаться на ногах. Одной из самых опасных частей металлоконструкции являются цепи, из-за них детские качели по степени опасности стоят в первом ряду, уступая лишь «американским горкам» с более печальной биографией. [b]2-я ГРУППА[/b]. К ней относятся самые распространенные в наших парках карусели – «Колокольчик», «паровозики», «автодромы». В данном случае безопасности людей угрожают опять же скорость движения техники, хоть и не такая высокая, как в первом случае. Вращение вокруг оси, по мнению специалистов, может отрицательно сказаться на здоровье. А также большое количество острых углов в перечисленных аттракционах. [b]3-я ГРУППА[/b]. Это самые «скучные», но самые безопасные аттракционы, на которых особенно не повеселишься, но и намного меньше шансов покалечиться. Самый распространенный пример – батут.[/i]

Новости СМИ2

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Никита Миронов  

Хамское отношение к врачам — симптом нездоровья общества

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше

Сергей Лесков

Нобелевка, понятная каждому

Георгий Бовт

Сталин, Жданов, Берия и «Яндекс»

Оксана Крученко

А караван идет…

Ольга Кузьмина  

Без запуска социального лифта нам не обойтись

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада