Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Корабль посуху не ходит

Общество
Корабль посуху не ходит

[i]Как пел один из героев фильма «Волга-Волга», «и, выходит, без воды – и ни туды, и ни сюды». Сам фильм, вышедший на экраны страны в 1938 году, воспевал красоты построенного годом ранее Канала Москва–Волга имени И. В. Сталина. И если сегодня не обеспокоиться судьбой этого уникального гидротехнического сооружения, возможно, москвичи уже через год-два смогут убедиться, каково оно – без воды… [/i][b]Остров невезения [/b]Клянусь: первый раз в жизни узнал, что такое «мандат»: на письме-запросе с просьбой разрешить посещение и фотосъемку шлюзов появилось столько печатей и росписей. Но даже и с ними на Коломенский шлюз (№ 10) меня впустили не сразу, а только после созвона с главным управлением. Оно и немудрено: канал – стратегический объект, транспортная и водопроводная артерия. Здесь, между Коломенским и Перервой, образовался островок былого прошлого. Это и на самом деле остров. С одной стороны – русло канала тянется от Нагатинского затона с Коломенскому, с другой – туда же стремится и Москва-река, но упирается в Перервинскую плотину (официально – плотина №10).– Летом у нас здесь очень красиво: все в зелени утопает, – рассказал начальник Перервинского гидроузла [b]Владимир Лесняк[/b]. – А так – асфальт последний раз в прошлом веке меняли, бетон осыпается. Раньше через малый – №11 – шлюз речные трамвайчики в Коломенское пропускали. Теперь в нем – сухой док. Электроэнергия на острове тоже своя: на ГЭС-195 ее исправно вырабатывают два генератора 1937 года выпуска, собранные на Ленинградском заводе «Электросила» им. С. М. Кирова. Мощность не ахти какая, но островитянам хватает и на работу шлюзов, и на житье-бытье. Вот только фонари на острове уже не горят: им тоже под 70, и закопанная в землю электропроводка сгнила давным-давно.[b]Все течет, все меняется [/b]Первое впечатление от первых минут пребывания на восьмом шлюзе (того, что расположен над проезжей частью Волоколамского шоссе) можно выразить геологическим термином «выветривание». Гладкие некогда бетонные стены ныне пестрят выпуклостями щебня. Особо неприглядные участки рабочие, обслуживающие канал, стараются замазывать цементом, но получается неважно: свежие пласты отваливаются вместе с 70-летним бетоном. А «внутрь» шлюза смотреть просто страшно: кое-где стены – каждая с пятиэтажный дом высотой – держатся только на арматуре. Все остальное – то ли выветрилось, то ли было вымыто. В конце апреля в пазы устанавливали швартовочные поплавки: канал готовили к навигации.– Боюсь, как бы она не стала для канала последней, – сказал корреспонденту «Вечерки» генеральный директор ФГУП «Канал имени Москвы» [b]Андрей Дубинский[/b]. – У нас большинство оборудования стоит с 1936 года. Два года назад из-за износа вышел из строя трансформатор на Дубнинской ГЭС, он проработал без замены с 1937 года, город был обесточен на четыре часа. Сейчас ГЭС работает на единственном резервном трансформаторе того же 1937 года постройки, а заменить его нечем. Трансформаторы такого рода не выпускаются уже бог его знает сколько лет. Надо ставить новые: заказывать, проектировать, монтировать… Мы подаем заявки, пишем письма, запрашиваем технические условия в Мосэнерго, и эта волокита тянется уже год, и все это время Дубна находится под угрозой аварийного отключения.С 1936 года не менялись и краны, которые поднимают шандорные заслоны, пропускающие паводковую воду. Усталость металла, не дай бог какая авария – не пропустим паводок, и город затопит. На 10-м шлюзе (Перервинский гидроузел) два года назад одна из секций стенки завалилась внутрь бухты шлюза на 45 мм: просто не выдержали ребра жесткости. Ситуацию удалось выправить, вбив с внутренней стороны несколько свай. То есть все буквально держится на волоске, который становится все тоньше и тоньше. Вода – это стихия, с которой шутить нельзя. Если не дай бог что-то произойдет с одним из гидросооружений, случится катастрофа. Помните, что было в Индонезии два года назад? Тогда шла одна волна высотой 6–10 метров. У нас разница уровней между верхними водохранилищами и Москвой-рекой – 40 метров.[b]Деньги есть, но как их дать?[/b] Министерство транспорта РФ – в чьем ведении находится ФГУП – не отказывается платить за реконструкцию канала, даже программа соответствующая разработана с объемом капвложений – 19 млрд рублей. Однако уже год подготовленные в ФГУП «Канал им. Москвы» документы гуляют между Минэкономразвития и Минфином.А тут еще с текущим финансированием проблемы начались. В роли злого рока выступила административная реформа. После выхода закона № 122 о разграничении полномочий между субъектами Федерации и центром у ФГУП «Канал им. Москвы», по сути, не оказалось плательщика за одну из основных услуг, оказываемых Москве. Некому стало платить за санитарное обводнение рек столицы. До 2004 года канал регулярно получал от города 680 млн рублей за санитарное обводнение Москвы (то есть за одну из основных своих функций – обеспечение столицы санитарной водой). Львиная доля средств уходила в «Мосэнерго» как плата за электроэнергию, которую потребляют качающие воду насосы. С прошлого года деньги за санитарное обводнение должны переводить федеральные структуры. Но вот какие? Попытки заключить договор с Федеральным агентством водных ресурсов ни к чему не привели: руководство агентства дало понять, что оно заведует не процессом обводнения, а исчислением его объема.И потому деньги должно перечислить Министерство природных ресурсов. И платить за московскую воду ему не положено… – Хорошо еще, в «Мосэнерго», которому мы уже должны 350 млн рублей, пошли нам навстречу, – сказал Андрей Дубинский, – вошли в наше положение. Там понимают, что мы не платим не потому что не хотим, а потому что нечем.[b]Плотины дышат на ладан [/b]Но все-таки главная беда – состояние плотин. Плотины в нижнем течении Москва-реки – Северка, Фаустово и Софьино были построены 100–150 лет назад. С паводковыми водами они справляются с трудом. Если придется «открыть воду» – Москва-река обмелеет до Кремля. Как пояснил генеральный директор ФГУП «Канал имени Москвы», это приведет к обнажению водозаборов столичных ТЭЦ, и, как следствие, к техногенной и экологической катастрофе. Ведь волжская вода еще и смывает продукты его жизнедеятельности, попадающие в Москву-реку и ее притоки через ливневую канализацию.– При строительстве Новотверской плотины – ее возводили в 1941 году – почему-то взяли известковый цемент, – рассказал [b]Андрей Дубинский[/b]. – Естественно, за полвека его вымыло. И сейчас вся плотина буквально висит на стальной арматуре. В 30-е годы строили-то как? Возведут земляную насыпь– и хорош. А земляная насыпь постепенно размывается… Увеличится напор – и пошел сель.Мы искренне – так же, как и генеральный директор канала Андрей Дубинский – надеемся, что Москву минет чаша сия. Что у федеральных чиновников, от которых сегодня зависит судьба уникального сооружения – не просто канала, но памятника жертвам сталинских лагерей, – хватит ума и совести перестать делить имущество и заняться приведением его в порядок. А то ведь так и делить-то нечего будет.[b]ИЗ ДОСЬЕ «ВМ»[/b] [i]13 марта 1961 года в Киеве, прорвав плотину на склоне Бабьего Яра, миллионы тонн отходов кирпичного завода (организованного над местом жертв гитлеровских расстрелов) хлынули вниз, на Куреневку. За несколько часов погибли от пяти до семи тысяч человек. Официальный Киев сообщил о 150 погибших.[/i][b]СПРАВКА «ВМ»[/b] [i]От нехватки воды Первопрестольная страдает уже не первое столетие: слишком уж мала, мелководна и болотиста изначально была Москва-река. Для того чтобы сохранить воду, а заодно и сделать реку судоходной, еще в позапрошлом веке Москву-реку перегородили несколькими плотинами – как в городской черте, так и ниже по течению. Предпринятых мер хватило почти на сто лет. Однако уже в 1920-е прямо у Кремля обнажились песчаные мели: стремительно растущий город потреблял очень много воды. Когда стало ясно, что своими силами Москва-река с обводнением не справится, было решено привлечь ей на помощь соседок. В конце концов строить канал было решено у деревни Иваньково (ныне – город Дубна). Здесь построили плотину, подняв уровень воды в Волге на 11 метров. Так на карте появилось Московское море (Иваньковское водохранилище). Отсюда вода должна была подняться на 50 метров пятью каскадами насосных станций и, перевалив через Дмитровскую гряду, опять же через шлюзы спуститься на 40 метров в Москву-реку.Канал «Москва-Волга» был торжественно открыт 15 июля 1937 года – столица СССР стала «портом трех морей»: Балтийского, Белого и Каспийского. А после того как в 1952 году построили канал «Волга-Дон» – пяти морей: еще и Азовского и Черного. С тех пор прошло 69 лет. Канал был переименован в Канал имени Москвы. И за все это время практически ни одно из 210 гидросооружений канала капитально не ремонтировалось.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.