Поднять паруса! Влюбленный в профессию учитель открывает перед школьниками новые горизонты
Первый день нового учебного года Иван Смирнов начнет с телефонного звонка своей маме, у которой сегодня день рождения. Затем он проверит портфель — собираться на работу ему помогали дети — завяжет праздничный галстук и пойдет в школу, где вместе с учениками будет вспоминать минувшее лето.
— День знаний — это смена времен года и нашей деятельности. Лето закончилось, а значит, пора подводить итоги полевых практик и экспедиций, — Смирнов показывает стеклянные банки, в которых плавают зеленые водоросли, и пластиковые бутылки с мутной жидкостью. Это ил, собранный учениками во время экспедиции на Черное море.
Учитель биологии уверен: самое главное в преподавании предмета — уйти от скучной подачи материала из учебников. Чтобы ученики не заскучали на уроках, он предлагает им изучать теорию через практику. Нередко материал для научных исследований ребята привозят из школьных экспедиций.
— В прошлом году, когда мы ездили в природный заповедник «Утриш», нам удалось обнаружить новый вид водорослей, которые раньше не встречались в Черном море, — рассказывает Иван Смирнов. — И сейчас мы продолжаем изучать, как они распространяются, опасны ли для экосистемы моря или нет.
Такие поездки, особенно для учеников профильных классов, не только увлекательны, но и полезны: школьники уже стали соавторами научной статьи.
— Кто знает, может быть, именно экспедиции помогут кому-то из ребят найти дело всей жизни, — философски замечает Иван Алексеевич, меняя красочный справочник рыб на атлас луговых растений.
Казалось бы, обычная поездка в Крым в свое время стала судьбоносной и для самого Смирнова. Богатая природа с необыкновенными итальянскими соснами произвела на ученика четвертого класса такое сильное впечатление, что он твердо решил стать биологом. И уже в шестом классе выбрал направление своей научной деятельности.
— На осенние каникулы я поехал на свою первую полевую биологическую практику, — вспоминает Иван Смирнов. — Я изучал типы леса и открыл для себя лишайники — это та группа живых организмов, по которым я впоследствии защитил диплом и написал диссертацию. Помню, меня поразило то, какие они красивые. Обычно мы их не замечаем, а ведь они бывают различных размеров, цветов. Уже потом я сделал для себя еще одно открытие. Оказывается, это не один организм, а два, которые вступают в симбиоз, образуя взаимовыгодную связь, — помогают друг другу жить там, где не могут существовать по отдельности. Мне нравится этот образ, он мне близок по жизни.
Иван Алексеевич и работу в школе старается выстроить по принципу взаимопомощи, налаживая связи с вузами, научно-исследовательскими институтами и музеями.
— Очень важно показать ребятам, что уроки биологии не ограничены дверью школьного кабинета, — говорит Смирнов, который начинал свою педагогическую деятельность в биологическом кружке при Зоологическом музее. — В тех же музеях я могу показать ребятам животных, которых они на улицах города навряд ли встретят.
Расширить рамки школьного урока помогают и выездные занятия. Уже 1 сентября десятиклассники поедут в лес, где они будут изучать растительные сообщества. Во время таких уроков также нередко бывают интересные открытия. Осенью прошлого года в Битцевском лесопарке ребята нашли нехарактерный для столичного региона вид брюхоногого моллюска — улитку, которая обычно встречается на Кавказе.
— Часто вместе с транспортом, продуктами питания происходит перемещение живых организмов из одного региона в другой, — поясняет учитель, убирая в портфель наследство от бабушки — небольшой микроскоп конца XIX века. Старинный предмет поможет ему провести урок по истории науки. — Иногда это приводит к серьезным экологическим последствиям: одни виды занимают чью-то нишу, другие могут исчезнуть. Это большая проблема, которую мы также изучаем на уроках.
В своих исследованиях ребята используют в том числе химические лаборатории. С их помощью они всегда могут определить, какие вредные вещества находятся в окружающей среде.
— Современный учитель должен быть готов к любым вызовам, — поправляет галстук Иван Смирнов и раскрывает свою мечту: однажды он совершит кругосветное путешествие на парусном судне.
В спальне на видном месте висит карта, на которой отмечены страны, где учитель биологии уже успел побывать. В этом году «флажки» появились на Португалии и Аргентине. Среди континентов не охвачена только Австралия. Но мечта — это на перспективу. А пока учителю биологии Ивану Смирнову как лучшему учителю Москвы нужно представить столицу на Всероссийском конкурсе учителей, который пройдет в Сочи уже в 20-х числах сентября.
Ученик, которого можно пожелать любому педагогу
Преподаватель биологии Иван Смирнов признается, что многому он научился у своей учительницы биологии Ларисы Петровны Жигановой. «ВМ» связалась с педагогом и узнала, каким Иван Алексеевич был учеником.
— Когда Иван пришел к нам в школу, у нас еще не было биологических классов, поэтому он учился в химическом. Но мы сразу нашли с ним общий язык. Ведь у него был большой интерес к биологии. Иван увлекался предметом, занимался дополнительно в разных кружках, успешно участвовал в олимпиадах. Он был усердным, целеустремленным, организованным учеником — таких учеников я могла бы пожелать многим. Иван занимался биологией, не только сидя в классе, он был подвижным, ходил во всевозможные экспедиции. Могу сказать, он сразу заинтересовался лишайниками, которым потом и посвятил свою научную деятельность.
Нашу связь мы не теряем и сегодня. Иван Алексеевич работает у нас в школе, где и я продолжаю вести биологию, только уже в биологических классах.
Знаю, что Иван Алексеевич будет участвовать в сложном профессиональном конкурсе. Он дерзнул и должен нести ответственность за свою смелость. Но думаю, что его знаний должно хватить для того, чтобы достойно представить Москву и себя на Всероссийском конкурсе учителей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Антон Молев, председатель комиссии по образованию Московской городской думы:
- Уровень московских учителей очень достойный, и связано это как с высоким уровнем запроса со стороны родителей и детей на качество преподавания, так и с уровнем оплаты и условий труда.
В Москве зарплата учителей превышает средний уровень оплаты других специалистов. И сегодня в школах не просто нет вакансий, а по сути мы наблюдаем конкурс. Учителя борются за возможность трудоустроиться в столичные школы.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!