Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Поднять паруса! Влюбленный в профессию учитель открывает перед школьниками новые горизонты

Общество
Поднять паруса! Влюбленный в профессию учитель открывает перед школьниками новые горизонты
Собирать папу в школу вызвались двое из четверых детей учителя биологии Ивана Смирнова (в центре). Пятилетний Филипп решил завязать отцу галстук, а десятилетняя Женя помогла собрать портфель / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Накануне 1 сентября «ВМ» узнала, как готовится к урокам педагог года — 33-летний учитель биологии школы № 171 Иван Смирнов.

Первый день нового учебного года Иван Смирнов начнет с телефонного звонка своей маме, у которой сегодня день рождения. Затем он проверит портфель — собираться на работу ему помогали дети — завяжет праздничный галстук и пойдет в школу, где вместе с учениками будет вспоминать минувшее лето.

— День знаний — это смена времен года и нашей деятельности. Лето закончилось, а значит, пора подводить итоги полевых практик и экспедиций, — Смирнов показывает стеклянные банки, в которых плавают зеленые водоросли, и пластиковые бутылки с мутной жидкостью. Это ил, собранный учениками во время экспедиции на Черное море.

Учитель биологии уверен: самое главное в преподавании предмета — уйти от скучной подачи материала из учебников. Чтобы ученики не заскучали на уроках, он предлагает им изучать теорию через практику. Нередко материал для научных исследований ребята привозят из школьных экспедиций.

— В прошлом году, когда мы ездили в природный заповедник «Утриш», нам удалось обнаружить новый вид водорослей, которые раньше не встречались в Черном море, — рассказывает Иван Смирнов. — И сейчас мы продолжаем изучать, как они распространяются, опасны ли для экосистемы моря или нет.

Такие поездки, особенно для учеников профильных классов, не только увлекательны, но и полезны: школьники уже стали соавторами научной статьи.

— Кто знает, может быть, именно экспедиции помогут кому-то из ребят найти дело всей жизни, — философски замечает Иван Алексеевич, меняя красочный справочник рыб на атлас луговых растений.

Казалось бы, обычная поездка в Крым в свое время стала судьбоносной и для самого Смирнова. Богатая природа с необыкновенными итальянскими соснами произвела на ученика четвертого класса такое сильное впечатление, что он твердо решил стать биологом. И уже в шестом классе выбрал направление своей научной деятельности.

— На осенние каникулы я поехал на свою первую полевую биологическую практику, — вспоминает Иван Смирнов. — Я изучал типы леса и открыл для себя лишайники — это та группа живых организмов, по которым я впоследствии защитил диплом и написал диссертацию. Помню, меня поразило то, какие они красивые. Обычно мы их не замечаем, а ведь они бывают различных размеров, цветов. Уже потом я сделал для себя еще одно открытие. Оказывается, это не один организм, а два, которые вступают в симбиоз, образуя взаимовыгодную связь, — помогают друг другу жить там, где не могут существовать по отдельности. Мне нравится этот образ, он мне близок по жизни.

Иван Алексеевич и работу в школе старается выстроить по принципу взаимопомощи, налаживая связи с вузами, научно-исследовательскими институтами и музеями.

— Очень важно показать ребятам, что уроки биологии не ограничены дверью школьного кабинета, — говорит Смирнов, который начинал свою педагогическую деятельность в биологическом кружке при Зоологическом музее. — В тех же музеях я могу показать ребятам животных, которых они на улицах города навряд ли встретят.

Расширить рамки школьного урока помогают и выездные занятия. Уже 1 сентября десятиклассники поедут в лес, где они будут изучать растительные сообщества. Во время таких уроков также нередко бывают интересные открытия. Осенью прошлого года в Битцевском лесопарке ребята нашли нехарактерный для столичного региона вид брюхоногого моллюска — улитку, которая обычно встречается на Кавказе.

— Часто вместе с транспортом, продуктами питания происходит перемещение живых организмов из одного региона в другой, — поясняет учитель, убирая в портфель наследство от бабушки — небольшой микроскоп конца XIX века. Старинный предмет поможет ему провести урок по истории науки. — Иногда это приводит к серьезным экологическим последствиям: одни виды занимают чью-то нишу, другие могут исчезнуть. Это большая проблема, которую мы также изучаем на уроках.

В своих исследованиях ребята используют в том числе химические лаборатории. С их помощью они всегда могут определить, какие вредные вещества находятся в окружающей среде.

— Современный учитель должен быть готов к любым вызовам, — поправляет галстук Иван Смирнов и раскрывает свою мечту: однажды он совершит кругосветное путешествие на парусном судне.

В спальне на видном месте висит карта, на которой отмечены страны, где учитель биологии уже успел побывать. В этом году «флажки» появились на Португалии и Аргентине. Среди континентов не охвачена только Австралия. Но мечта — это на перспективу. А пока учителю биологии Ивану Смирнову как лучшему учителю Москвы нужно представить столицу на Всероссийском конкурсе учителей, который пройдет в Сочи уже в 20-х числах сентября.

Ученик, которого можно пожелать любому педагогу

Поднять паруса! Влюбленный в профессию учитель открывает перед школьниками новые горизонты Учительница биологии Лариса Петровна Жиганова / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Преподаватель биологии Иван Смирнов признается, что многому он научился у своей учительницы биологии Ларисы Петровны Жигановой. «ВМ» связалась с педагогом и узнала, каким Иван Алексеевич был учеником.

— Когда Иван пришел к нам в школу, у нас еще не было биологических классов, поэтому он учился в химическом. Но мы сразу нашли с ним общий язык. Ведь у него был большой интерес к биологии. Иван увлекался предметом, занимался дополнительно в разных кружках, успешно участвовал в олимпиадах. Он был усердным, целеустремленным, организованным учеником — таких учеников я могла бы пожелать многим. Иван занимался биологией, не только сидя в классе, он был подвижным, ходил во всевозможные экспедиции. Могу сказать, он сразу заинтересовался лишайниками, которым потом и посвятил свою научную деятельность.

Нашу связь мы не теряем и сегодня. Иван Алексеевич работает у нас в школе, где и я продолжаю вести биологию, только уже в биологических классах.

Знаю, что Иван Алексеевич будет участвовать в сложном профессиональном конкурсе. Он дерзнул и должен нести ответственность за свою смелость. Но думаю, что его знаний должно хватить для того, чтобы достойно представить Москву и себя на Всероссийском конкурсе учителей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон Молев, председатель комиссии по образованию Московской городской думы:

- Уровень московских учителей очень достойный, и связано это как с высоким уровнем запроса со стороны родителей и детей на качество преподавания, так и с уровнем оплаты и условий труда.

В Москве зарплата учителей превышает средний уровень оплаты других специалистов. И сегодня в школах не просто нет вакансий, а по сути мы наблюдаем конкурс. Учителя борются за возможность трудоустроиться в столичные школы.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.