Конкурентная борьба в автосервисном бизнесе становится более жесткой
В форуме приняли участие автоаналитики, представители крупных дилерских сетей, производители автомобильных комплектующих и создатели и руководители независимого автосервисного бизнеса. А основными темами для обсуждения стали сегодня и завтра околоавтомобильного сервиса, который за кризисные годы претерпел немало изменений.
Впрочем, эти изменения начались не сегодня и даже не вчера. Порядка 30 лет назад в стране существовали сети станций технического обслуживания (СТО), предлагавшие ремонт и обслуживание «Жигулей», «Москвичей» и «Волг». В 1990-е им на смену пришел «гаражный сервис», со временем преобразовавшийся в первые независимые станции техобслуживания.
И наконец, вместе с официальными автодилерами, предлагающими покупателям не «серые», а «белые» иномарки прямо от производителя — с гарантией! — появились и официальные дилерские центры. Вот уже который год между ними и независимыми автосервисами идет борьба за клиента, которая в последние годы резко обострилась.
— Емкость рынка сервисных услуг в России составляет 524 миллиарда рублей, — заявил в своем выступлении Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат», — из которых больше всего, 22 процента, приходится на Московский регион.
В общем, есть где разгуляться владельцам независимых автосервисов. Ведь у них, как ни крути, услуги дешевле. Возможно, их мастера ходят в замасленных спецовках, а не в фирменных комбинезонах с рекламой дорогого синтетического масла, но качество оборудования — и это признали участники форума — вполне себе на уровне. Конечно, диагностику двигателя лучше проводить у официального дилера: мультибрендовые сканеры, используемые независимыми сервисами, не всегда справляются со своей задачей. Ну а все остальное...
Поэтому как только заканчивается гарантийное обслуживание, многие автовладельцы переходят на обслуживание в независимые СТО. Однако официальные дилеры в борьбе за клиента тоже становятся демократичнее, перенимая опыт конкурентов.
Например, одна из составляющих стоимости любого ремонта — запчасти. Здесь официальные дилеры в выигрыше: на сетевых складах имеется запас практически всех «родных», прямо с завода, деталей. За редким исключением. Поэтому 87 процентов владельцев новых — до трех лет — иномарок предпочитают официальные сервисы.
До недавнего времени независимые сервисы «били» конкурентов тем, что предлагали вместо штатных запчастей «неродные» — качественные, но изготовленные сторонними производителями. Кроме того, на независимый сервис можно приехать со своими деталями, то есть, по сути, заплатить только за работу.
Официальные дилерские центры сегодня тоже внедрили такую услугу. Теперь и они предлагают приносить свои детали, устанавливать запчасти-заменители (при условии, что их качество не повлияет на безопасность автомобиля — с этим у официальных дилеров строго). Как пример, на форуме был приведен ремонт весьма дорогостоящего японского внедорожника, который на фирменном сервисе был приведен в порядок за меньшую сумму, чем выставляли независимые автосервисы.
Сегодня выбрать сервисную станцию можно и через интернет. Это еще одна новая услуга.
— Люди хотят иметь возможность сравнивать стоимость услуг и получать какие-то бонусы, — пояснил, выступая на форуме, менеджер проекта «Автосервисы» Владимир Меркушев. — Учитывая это, три месяца назад мы создали новый продукт — реализовали запись на сервис прямо на сайте и горячую линию, помогающую определиться в выборе ремонтной станции.
Так что борьба за клиента продолжается.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Роман Гуляев, автоэксперт, руководитель проекта «Правильный автобизнес»:
— При выборе автосервиса нужно учитывать тот факт, что официальные дилерские сервисные центры располагают мастерами, которые прошли полноценное обучение на заводах-изготовителях и представляемую автомобильную марку во всем многообразии ее моделей знают досконально. Кроме того, официальные дилерские центры имеют специальное сервисное оборудование и инструменты, без которых тот или иной блок двигателя порой просто не вскрыть.
Да и разница в стоимости услуг сегодня у официалов и неофициалов не так уж и велика — максимальный разброс 25 процентов.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Игорь Моржаретто, автоэксперт
Специалисты — главная проблема
С автосервисом в Москве — огромные проблемы. Дело в том, что у нас, к сожалению, разрушена система подготовки кадров. Раньше на автомехаников обучали в профессионально-технических училищах. А сейчас где, скажите, учат специалистов, умеющих разбираться в современных автомобилях? Да нигде.
Механики учатся сами, опытным путем, и хороших — очень мало. Мой приятель однажды открыл автосервис и был вынужден завозить мастеров из Рязани, снимать им жилье.
Лучшая, пожалуй, сегодня категория автосервисов — дилерские. Их минус в дороговизне. Поэтому 80 процентов клиентов после окончания гарантийного срока из такого автосервиса уходят. Однако ситуация начинает меняться. Дилерские сервисы уже борются за клиентов, снижают цены, вводят системы скидок.
Второй вид автосервисов — сетевые. Они не «заточены» на какие-то отдельные марки автомобилей и могут считаться универсальными. Качество ремонта в таких сервисах, впрочем, не всегда стабильно и зависит от конкретного мастера.
Еще один вид автосервиса — гаражный. Такие центры техобслуживания еще называют армянскими, поскольку их часто держат армяне.
Но на самом деле владеть ими может вообще кто угодно. Эти сервисы работают по принципу «дешево и сердито».
Цены, по сравнению с другими, действительно, очень демократичные. Но качество почти всегда хромает. Дело в том, что детали и целые узлы, которые там устанавливают, очень часто б/у — бывшие в употреблении. А если делается кузовной ремонт, то нередко кузов не вытягивают на стапеле, а замазывают неровности шпатлевкой. Иными словами, вместо реального ремонта делается лишь некачественная косметика. Обращаться в такие сервисы я не советовал бы: нет никакой гарантии качественного выполнения работ.
Ну и наконец, автосервисы «дворовые». По месту расположения и техническому оснащению они практически не отличаются от «гаражных». А по кадровому составу — да.
В таких сервисах, как правило, годами и даже десятилетиями работают одни и те же люди. Часто не мигранты, а москвичи. Каждый из них имеет круг постоянных клиентов. Такие мастера хороши тем, что обеспечивают качество работы. По-другому в их случае просто не получится: если круг клиентов постоянный, то любая халтура тут же становится всеобщим достоянием, люди перестают доверять, а значит, не идут ремонтироваться, соответственно, дело не приносит прибыли.
Координаты хороших, проверенных мастеров передают из рук в руки, как телефон «своего» зубного врача или парикмахера. Поэтому, как правило, на «дворовых» автослесарей можно положиться.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!