Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Как игроделы врут о войне

Сюжет: 

День победы-2018
Общество
Как игроделы врут о войне
Выставка интерактивных развлечений «Игромир 2014» в выставочном комплексе «Крокус Экспо». / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
В преддверии Дня Победы дискуссии о событиях Второй Мировой войны разгораются с новой силой. Источников, которые могут рассказать историю одной из ужаснейших трагедий человечества, достаточно много.

Это и официальные документы, и свидетельства ветеранов, и результаты иследований и раскопок. Но молодежь, которая не видела войны, привыкла получать сведения из массовой культуры: фильмов и игр о Второй Мировой. Однако геймдизайнеры нередко жертвуют исторической достоверностью в пользу красивой картинки или лихо закрученного сюжета. О том, как искажается история в компьютерных играх, рассказал ученый секретарь Музея Победы Сергей Белов.

- Компьютерные игры в наше время популярны не только в молодежной среде, спрос на них огромен во всех возрастных группах. – сообщил Белов. – И очень важно уметь отделять достоверные факты от фейков.

Историк утверждает, что сила влияния игр на молодежь огромна. В доказательство своих слов Белов приводит статистику: с 1946 года продано лишь 27 миллионов экземпляров исторического романа «Молодая гвардия», тогда как только за последние 13 лет тираж одной из популярных игровых серий (Call of Duty) превысил 250 миллионов копий. Естественно, что большую часть информации молодежь получает из игр.

По словам Белова, создатели игр обычно приглашают одного или нескольких ученых консультантов. И подача фактов во многом зависит от личных взглядов приглашенных экспертов.

- Иногда факты искажаются без умысла, человек просто рассказывает свою точку зрения и не задумывается о том, как она повлияет на умы игроков. – объяснил историк. – Но есть ряд негативных фейков об истории Великой Отечественной войны и о роли Советского Союза в разгроме фашизма,которые тиражируются наиболее активно.

1. Фейк «Одна винтовка на троих»

- Игроку часто пытаются внушить мысль о том, что советские войска не снабжались в достаточной мере. –прокомментировал Белов ролик из игры Company of Heroes 2. По сюжету солдаты бегут в атаку, практически не имея оружия. Виртуальный командир приказывает добыть его в бою. - Сценарий этот обойти нельзя. Таким образом создатели пытаются показать пренебрежительное отношение командиров к своим солдатам. «Закидывали мясом», как выражаются сетевые циники.

2. Фейк «Заградительный отряд - залог победы»

«По приказу товарища Сталина все, кто отступает- изменники Родины!» - слышен голос комиссара-персонажа игры "Call of Duty". На экране видно, как он расстреливает нерасторопного солдата за задержку атаки и дает команду стрелять по своим. Игра отсылает зрителя к приказу №227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», более известному как «Ни шагу назад!».

- Приказ действительно существовал, и миф о заградительных отрядах и стрельбе по своим очень популярен в народе. – рассказывает Белов. – Но у нас есть свидетельства участников Сталинградской битвы, которые опровергают утверждение о том, что солдатам стреляли в спину их же товарищи.

3. Фейк «Предай своего, ты же русский»

В сюжете все той же игры "Call of Duty" показано бегство советских войск. Один из отрядов взрывает мост, спасая себя и отрезая своим товарищам пути к спасению.

- По мнению ряда создателей компьютерных игр и фильмов, этот тезис является достоверным. – возмущается ученый секретарь Музея Победы. – Советских солдат изображают предателями, стреляющими по своим ради выживания, оставляющими товарищей в опасности и массово сдающимися в плен.

Историк считает, что таким образом у игрока пытаются вызвать и сопереживание, и негативные эмоции в адрес советских войск одновременно.

4. Фейк «Закидали немцев трупами»

- В игровых сценах и диалогах ставится под сомнение умение русских воевать и даже сама необходимость сопротивления. – комментирует Белов кадры на экране. – Победу скептики объясняют численным превосходством войск СССР.

Кроме того, искажается отношение командования к новобранцам и «штрафникам». Геймдизайнеры показывают их людьми второго сорта, с потерями которых не считались.

5. Фейк «Нарушение хронологии» и умаление значения Советского фронта во Второй Мировой.

- В "Call of Duty 1" нарушается хронология не в пользу СССР. – объясняет Белов. – Высадка в Нормандии 1944 года по сюжету предшествует Сталинградской битве. Таким образом создается впечатление, что значительную часть войны выиграли Соединенные Штаты, которые на самом деле вступили в этот конфликт лишь ближе к концу.

Также историк отмечает, что в самой игре за советского солдата играть приходится в разы меньше, чем за американского, что тоже влияет на восприятие исторических фактов игроком.

Прокомментировать результаты исследования Музея Победы вызвался известный военный историк и реконструктор Клим Жуков.

- Проблема в том, что все упомянутые игры произведены на Западе, с которым у нашей страны уже долгие годы довольно сложные отношения, – сказал он. – Но есть множество способов противодействия, доступных каждому.

Одним из методов борьбы с фальсификацией Жуков считает симметричный ответ- изготовление качественных игр и фильмов, распространяющих достоверные факты.

- Нужно воспитывать в людях критическое мышление. – считает он. – Наши игроделы могут создать конкурентоспособный проект, который сможет свести на нет усилия антироссийских пропагандистов. Например, ребята уже сделали игру «Черные бушлаты», в которой мне нравится все не только как потребителю, но и как ученому.

В качестве индивидуальных мер защиты от лжи он посоветовал родителям играть совместно с детьми.

- Когда взрослый сопровождает ребенка в игровом процессе, он всегда сможет прокомментировать то, что показано на экране. – считает Жуков. – Если правильно подготовиться, то школьник не только сможет объективно оценить соответствие игровых сцен исторической действительности, но и сам заинтересуется историей как наукой. И тогда он начнет посещать музеи и читать, и никто не сможет забить его мозг ложью. Поэтому бояться нечего, главное - не недооценивать влияние игр на молодежь и их восприятие реальности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Красноармейцы нашего времени

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.