Корреспондент «Вечерней Москвы» примерил на себя роль уличного фотографа XIX века
Я давно хотел попробовать себя в качестве уличного фотографа. Чтоб снимать людей не торопясь, с толком, с чувством. И чтобы «птичка вылетала». И такая возможность мне представилась в минувшие выходные, во время фестиваля «Времена и эпохи», организованного правительством Москвы. Все бульвары превратились в выездные музеи —любители истории и реконструкторы оборудовали площадки, где рассказывали о различных периодах истории, а мой друг, фотограф Артемий Перевозник, организовал настоящее старинное фотоателье под открытым небом на площадке реконструкторов, рассказывающих о Крымской войне 1853–1856 годов.
Артемий восстановил старинный процесс ферротипии — когда фотограф снимает на покрытую черной краской жестяную пластинку небольшого размера. Пластинка готовится перед съемкой: сначала на свету кусок крашенной жести поливается коллодием — специальным раствором, который создает на поверхности пластинки вязкую пленку. Затем пластинка помещается в черный ящик с крышкой, куда вмонтировано темно-красное стекло, внутри ящика опускается в специальную ванну с раствором нитрата серебра, где пластинка становится чувствительной к свету.
Там же она вставляется в светонепроницаемую кассету с выдвижной заслонкой — шибером. После этих операций фотограф должен быстро подойти к камере и сделать фотографию — вытащить шибер, открыть крышку объектива и... птичка вылетела! Но летит она 10 секунд! Люди уже должны быть подготовлены — рассажены, наглажены и... абсолютно неподвижны. После того как «птичка» прилетела обратно, объектив снова закрывают крышкой, а кассета отправляется в темный ящик, на проявку, где получается негативное изображение. Пластинка выносится на белый свет, на ней видно негативное изображение, после опускается в кювету с фиксажем — и, о чудо, получается готовый позитивный снимок!
— Чтобы все получилось, днем на бульваре модели вынуждены сидеть 10 секунд! — учит меня Перевозник. — И они должны выдохнуть, но не вдыхать, иначе изображение получится нечетким.
Что ж! У меня был опыт пленочной фотографии. С поливом пластинки коллодием, установкой ее в кассету у меня все получается, а вот с выдержкой — увы. Большая деревянная камера на массивном штативе-треноге располагала к степенным действиям. Когда я пытался сделать семейный портрет, то просто недодержал, и снимок получился слишком темным. «Птичка» моя летела слишком быстро. Получилось только с третьей попытки! Самым сложным оказалось рассаживать людей: они то разворачивались в разные стороны, то двигались. Здоровенный старинный объектив Derogy дает совершенно иное, чем современные цифровые камеры, изображение. Мы с Артемием шутки ради разместили рядом с палатной и столом нашего фотоателье только что сделанные снимки. «Ах, как люди раньше выглядели!» — восхищались прохожие. И не всем мы успевали говорить, что сделаны они только что и на них сняты участники фестиваля, что сидят по соседству. Лучше всех получились англичане Тим Роуз и его коллега Селма Дюмалей. Одетый в форму английского солдата XIX века Тим и его спутница в забавном платье застыли, как каменные! Казалось, они не дышали вообще и превратились в манекены. Зато и получились отлично!
На изготовление одного снимка-ферротипа у меня уходило минут 5–7. Причем фотографию можно было сразу забирать с собой. Но Артемий не отдавал снимки, лишь разрешал их переснимать на телефон или планшет.
— У меня проект. Я снимаю современных людей в старинных одеждах и готовлю большую фотовыставку. Кроме ферротипов, я делаю еще и амбротипы, и фото на соляной бумаге по методу Фокса Тальбота, — рассказал Артемий.
На прощанье он все-таки снял меня с семьей. Но если более-менее взрослые получились нормально, то четырехмесячная дочка превратилась в маленькое белое привидение. Ну не заставишь ее ждать, пока птичка вылетит и вернется обратно!