Голодных продавцов позорят перед коллективом
Сеть облетела новость в чисто американском стиле – владельцы одного из штатовских супермаркетов пытаются привлечь к уголовной ответственности свою работницу. Разозлила работодателей женщина тем, что на протяжении нескольких лет ела на обед бутерброды с ветчиной, которой торговала. Пару небольших кусочков – что за беда, видимо, думала продавец и мало-помалу "обчищала" магазин, пока не попалась.
Начальство, когда посчитало убытки, ахнуло: за восемь лет работы у них любительница бутербродов "объела" супермаркет на девять тысяч долларов. Владельцы магазина обвинили продавца в краже в особо крупных размерах и потребовали возместить убытки через полицию и прокуратуру. Как среагируют правоохранительные органы, пока неизвестно. Случись такая оказия у нас, любительнице бесплатной ветчины, скорее всего, ничего серьезного не грозило бы. Как выяснила "Вечерняя Москва", в столице за такое в полицию не заявляют.
По словам председателя Комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Михаила Мандаляна, столичные ретейлеры, как правило, закладывают убытки от "прожорливых" сотрудников в плановые расходы. Владельцы торговых сетей знают, что бороться с этим бичом практически невозможно.
– Даже камеры в торговом зале не гарантируют, что продавцов, которые подъедают, можно поймать за руку, – откровенничает торговый эксперт Мадина Баликоева. – А нанимать охранников, чтобы следили за каждым работником, – это дорогое удовольствие. Ведь продавцы чаще всего незаметно суют еду в карман, а где-то в подсобке уже съедают. Дирекция, как правило, видит результат – пустые коробки из-под йогуртов, обертки от конфет, контейнеры от салатов.
Ущерб, который наносят едоки московским ретейлерам, по словам Баликоевой, ни в какое сравнение не идет с тем, как ударяет по карману некомпетентность сотрудников.
– Да, в московских сетях работники подъедают, но эта проблема стоит, наверное, на последнем месте, – говорит Мадина. – Больший ущерб наносят не они, а некомпетентные сотрудники, которые делают неправильные заказы, из-за чего случаются большие списания, не проводят вовремя ротацию продуктов, из-за чего на прилавках задерживается просрочка. Это приводит к серьезным штрафам со стороны Роспотребнадзора и вредит имиджу компании. Расстраивают не едоки, а несуны, которые тащат продукты из магазина.
Сотрудники-обжоры, считает Михаил Мандалян, тоже не добавляют плюсиков к имиджу магазинов. Как говорится, в приличном месте должны работать приличные люди.
– К сожалению, у нас отсутствует культура торговли, – поясняет председатель Комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг МТПП. – Ее надо повышать. Штрафы, порицания – этих мер мало. Пока культура торговли находится на невысоком уровне, продавцы не перестанут подворовывать в продуктовых магазинах и что-то там съедать. Ведь сейчас как, человек в одном месте поработал, в другом, работодатель не очень-то изучает его послужной список, тщательный отбор не ведется. Нужно, чтобы ретейлеры не только тщательно отбирали работников, но и правильно их обучали – в том числе культуре торговли. А пока у нас в магазинах работают, если можно так сказать, временщики.
По мнению эксперта, воспитание культуры – это единственный, хоть и фантастический способ избавиться от продавцов, которые не видят ничего зазорного в том, чтобы незаметно стащить что-нибудь с полки и слопать.
– Работник должен понимать, что, делая плохо магазину, он вредит и себе тоже, – уверен Мандалян. – Нужно быть ответственным и воспитанным. Это звучит пафосно, но так и есть. Только безответственный и плохо воспитанный человек возьмет с полки магазина, в котором работает, пирожное и съест его.
Тем не менее некоторые столичные ретейлеры нашли более приземленный способ борьбы с едоками. Например, руководство одной из сети, если кого-то из едоков удается поймать за руку, делает нарушителю подарок. Если работник съел, скажем, конфету, ему покупают самую дорогую коробку сладостей и вручают при всем коллективе. Некоторым даже выписывают денежные дотации с контекстом "наешься и не воруй".
– Эти меры работают, – уверяет Мадина Баликоева. – Такие подарки – это очень стыдно. Раз пройдя через такое, продавец никогда не повторял ничего подобного. В других торговых сетях с такими людьми проводят беседы, заставляют компенсировать убытки, но нигде никого, насколько я знаю, не увольняют и не штрафуют, уж тем более не заявляют в полицию.
КСТАТИ
Чаще всего продавцы столичных торговых сетей подъедают в рабочее время:
– конфеты
– творожные сырки
– маленькие шоколадки
– булочки
– выпивают лимонад, разлитый по маленьким бутылочкам
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Борисов, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации
– Международный и российский опыт однозначно свидетельствуют о том, что ежегодно с полок торговых сетей исчезает от 2 до 4 процентов продукции, которая разными способами похищается покупателями и сотрудниками магазинов, в том числе и съедается прямо в торговом зале или в подсобках. Все московские розничные сети оснащены сегодня большим количеством камер наблюдения. Поэтому уровень хищений со стороны сотрудников магазинов сейчас невысокий, чего нельзя сказать о покупателях. Работники магазинов, вынужденные компенсировать потери из собственного заработка, время от времени теряют терпение и переходят границы: излишне рьяно борются на местах с такими любителями поживиться.