Виза на интеллект: как устроились обучавшиеся в Москве иностранцы
Обилие теории в ущерб практике
Антон Дэвидсон в столице учился на стоматолога. Приехал в Россию из Швеции. Выбор на Златоглавую пал по совету матери, которая сама по происхождению — русская. По окончании университета Антон принял решение вернуться в Стокгольм. Там ему удалось устроиться в крупную частную стоматологическую клинику врачом общей практики по программе адаптации молодых врачей.
— В Швеции молодым специалистам в первый год после окончания обучения оказывается поддержка и помощь в поиске работы, — рассказывает Антон. — Меня курируют более опытные специалисты: помогают, направляют, дают задания и следят за приемом.
По словам молодого медика, главное достоинство московского образования — мощная теоретическая база. Однако справедливости ради, есть в этом и оборотная сторона.
— К сожалению, на практике все эти знания оказываются мало применимыми, — считает Антон. — Например, количество часов изучения гинекологии было наравне с детской стоматологией. Очень многие сведения, на мой взгляд, попросту не нужны, а вот то, что хотелось бы изучать углубленно, проходилось «по верхам». Мне кажется, это происходит потому, что образование по медицинскому профилю в России чрезмерно растянуто. Кроме пяти лет основного обучения надо еще поступать в ординатуру на два дополнительных года, где предполагается, что ты изучаешь уже более узкое направление и получаешь навыки, например, хирурга или ортопеда. В Швеции тебе все дают за эти пять лет. На выходе из тебя получается готовый специалист, который умеет и удалять, и лечить, и протезировать.
Еще одним существенным недостатком в плане обучения стоматологии Антон называет запрет в России на прием пациентов студентами, что автоматически ставит крест на приобретении профессионального опыта в процессе обучения. Таким образом, само по себе образование больше направлено на теоретические навыки, а практику приходится добирать позже.
— Что самое удивительное, при разнице в обучении в России и в Швеции, уровень специалистов все равно одинаковый, — признает Антон. — А зачастую врачи из России даже выделяются как раз, как мне кажется, из-за этой теоретической системы обучения: когда все экзамены сдаются в устной форме, студенту надо разговаривать и общаться с преподавателем напрямую.
Серьезный подход к научной деятельности
Александр Фомин приехал в Москву из Украины несколько лет назад. Поступил в магистратуру Российского университета дружбы народов по направлению «Международная журналистика». Уже имея диплом о высшем образовании по специальности «Менеджмент организаций» Киевского политехнического института, он решил связать свою жизнь с правдивой и достоверной информацией. Помогли ли заветные корочки или подлинная заинтересованность в работе, но сейчас Александр — шеф-редактор крупного информационного портала.
— В первую очередь, думаю, что успешные поиски работы связаны не с оконченным вузом, а с тем, что ты делал во время этой учебы, — рассказывает журналист. — Ни для кого не тайна, что конкуренция сейчас высокая, как и требования работодателей. Так, в журнале, специализирующемся на автомобилях, предпочтут сотрудника с опытом и пусть непрофильным образованием, чем выпускника со специальностью в сфере журналистики, но ничего не понимающего в автомобильных новинках.
Одно из главных преимуществ выпускников российских вузов, по словам Александра, — возможность с самого начала попасть на корпоративную программу стажировок, чтобы затем реально конкурировать за рабочее место.
— В некоторых случаях при поиске работы университет может стать некоей вишенкой на тортике, — говорит Фомин. — Мое обучение в РУДН в какой-то мере помогло мне с трудоустройством. Думаю, что срабатывает некий психологический фактор, так как к выпускнику российского вуза более лояльное отношение. Ведь этот человек уже частично адаптирован под реалии жизни в России. Кроме того, поскольку я сам из Украины, обучение за границей, пусть даже и в соседнем государстве, всегда считается немного более престижным, чем учеба дома.
Системы образования и на Украине, и в России, по мнению Александра, чем-то схожи.
— Тем не менее в Российской Федерации все серьезнее и качественнее, — добавляет он. — К примеру, на Украине я не встречал такого количества иностранных студентов. Если есть, то они преимущественно из стран Африки или кавказских республик. Здесь же, в России, часто встречаю учащуюся молодежь из Европы. Я считаю, что это показатель.
Кроме того, как говорит Александр, здесь на порядок выше требования к уникальности научных работ. Есть жесткая проверка на плагиат, минимум по количеству публикаций и так далее.
— Основной минус образования, по аналогии с Украиной, заключается в том, что в России при изучении гуманитарных дисциплин сделан акцент на теорию, — отмечает журналист. — Считаю, что нужно делать упор на практику. Я не вижу смысла пять лет изучать принципы менеджмента или повторять десять раз журналистские стандарты в мире. Ведь на выходе мы нередко получаем тех, кто может рассуждать, но не делать. Хотя все зависит от человека.
Российский диплом — гарант качества
Мария Фесто приехала в Москву из Танзании. Девушка с детства и абсолютно искренне мечтала помогать людям в родной стране, а потому решила получить профессию фармацевта. По ее словам, отучившись в российской столице и получив диплом даже с самыми низкими оценками, в сфере медицины и здравоохранения, в Африке карьеру ты сделаешь гарантировано.
— Для любой африканской компании российское высшее образование — гарант качественных и настоящих знаний, — объясняет Мария. — Даже без первоначального опыта работы ты можешь рассчитывать на престижную должность. А свободное владение русским языком — прямая дорога к должностям, требующим постоянных командировок и участия в конференциях.
Несмотря на то, что сейчас Мария на родине, с момента окончания университета в полюбившуюся Москву она приезжала не раз. И всегда — по долгу службы.
— Фармацевтическая компания, в которой я работаю, сотрудничает с российским рынком, а поскольку я хорошо знаю и город, и язык, и образ жизни русских, на все встречи и переговоры отправляют, разумеется, меня, — рассказывает специалист. — Я бы хотела назвать еще один огромный плюс: очень насыщенная и интересная студенческая жизнь в московских вузах. Мы постоянно участвовали в разных мероприятиях, ездили на экскурсии в другие города большими интернациональными компаниями, дружили, общались, что-то делали. И это несмотря на то, что учеба на фармацевта отнимает очень и очень много времени.
Сейчас в Танзании Мария воспитывает подрастающего ребенка и серьезно увлечена профессией. Не забывает и о русском языке: практикует при первой попавшейся возможности. Но самое главное — каждый день ждет и надеется на очередную командировку в Москву.
Известные иностранцы, окончившие российские вузы
Карим Масимов
Дважды премьер-министр Республики Казахстан, экс-руководитель администрации президента Республики Казахстан. Окончил Российский университет дружбы народов. Специалист по международному праву, экономист. Доктор экономических наук. Владеет русским, английским, китайским и арабским языками.
Винсент Меритон
Политический и государственный деятель Сейшельских Островов. Окончил Социологический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Указом президента Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 1300 награжден медалью Пушкина.
Аббас Юсуф Салех
Африканский политический деятель, экс-премьер-министр Республики Чад (2008–2010 годы). Окончил Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (ныне РУДН) по специальности «Международное государственное право».
Георгий Гахария
Грузинский политический деятель. Министр внутренних дел и вице-премьер Грузии. Учился в Московском государственном университете имени Ломоносова на факультете политологии, где получил звание магистра политических наук.
Петко Драганов
Болгарский политический и общественный деятель, дипломат. С 1 мая 2009 года назначен заместителем генерального секретаря Конференции ООН по торговле и развитию. Окончил Московский государственный институт международных отношений по специальности «Международное право».
Гарольд Олусегун Демюрен
Нигерийский авиационный инженер, экс-глава Национального управления гражданской авиации Нигерии. В 1965 году выиграл стипендию правительства Советского Союза на изучение авиационной техники в СССР. На протяжении года он изучал русский язык в Московском государственном университете.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов:
— Если взять и среднюю школу, и вузы, то система образования в Москве — одна из лучших в мире. Московское школьное образование — лучшее в стране, занимает ведущие позиции в мировых рейтингах. Кроме того, в Москве сконцентрированы очень сильные университеты. В отличие, например, от Франции, Германии и США, где они разбросаны по разным городам. Государство заинтересовано в том, чтобы как можно крепче соединить науку и университеты. В этом плане Москва имеет колоссальные преимущества. А учитывая, что столичные вузы постепенно развивают исследовательские направления, потенциал далеко не исчерпан.
Читайте также: Научно-технологическая долина МГУ появится на Воробьевых горах