вс 20 октября 01:53
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

История песни

История песни

«В вихре вальса все плывет…»

[i][b]Всякий раз, когда по телевизору показывают фильм «Цирк», не устаю наслаждаться и восхищаться музыкой и песнями, звучащими с экрана. Особенно «Лунным вальсом». Очень бы хотелось узнать его историю.[/i] МЕЛЬНИКОВА М. В., г. Дубна Московской области.[/b] Признаться, и мне самому давно хотелось посвятить этому замечательному произведению один из выпусков нашей рубрики. А тут как раз появился и повод о нем рассказать: в наступившем году исполняется 70 лет со дня выхода на экраны страны музыкальной кинокомедии «Цирк», в которой «Лунный вальс» впервые прозвучал. У его авторов композитора Исаака Осиповича Дунаевского (1900–1955) и поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача (1898–1949) это была вторая совместная «проба пера» в жанре вальсовой песенной музыки. Начало положил лирический вальс-бостон «Песня Анюты» (так звали героиню музыкальной кинокомедии режиссера Григория Александрова «Веселые ребята»): [i]Я вся горю, не пойму отчего… Сердце, ну как же мне быть? Ах, почему изо всех одного Можем мы в жизни любить?..[/i] Именно эта песня, впервые исполненная Любовью Орловой, открыла список вальсов Дунаевского. А для фильма «Цирк», музыка к которому стала одной из вершин творчества Дунаевского, им и Кумачом был написан «Лунный вальс» – произведение, завоевавшее огромную популярность. По справедливому утверждению музыковеда Л. Д. Ауэрбаха, музыка «Лунного вальса» очень хороша: воздушная, легкая, словно светящаяся мягким лунным светом. Однако по мере развития сюжета картины композитор сумел использовать одну и ту же музыку в вальсовом и невальсовом вариантах, чтобы подчеркнуть и оттенить острую сюжетную коллизию. В самом деле, тема «Лунного вальса», отзвучавшего в аттракционе «Полет из пушки на Луну», вплетается затем в музыку «Колыбельной», которую героиня фильма американская артистка Марион Диксон поет своему сынишке-негритенку, и в торжественный марш, звучащий в финале картины. Как вспоминал впоследствии сам Дунаевский, «Лунный вальс» возник не сразу, а через несколько этапов всяких вариантов, сегодня нравившихся, а назавтра отвергаемых с кислой улыбкой. Работали сообща, коллективно. Александров очень музыкален, превосходно играл на испанской гитаре, купленной им в Мексике. Кумач очень хорошо чувствовал дыхание музыки. Слова «Лунного вальса» были сочинены им после написания музыки. Композитор неизменно включал «Лунный вальс» в программы своих авторских концертов, с удовольствием аккомпанируя не только Любови Орловой – первой его исполнительнице, но и другим певицам, принимавшим в них участие. «Каждый свой концерт я неизменно начинала песней И. О. Дунаевского «Дорогой широкой», а заканчивала «Лунным вальсом», – вспоминала выдающаяся оперная певица Софья Петровна Преображенская. – По сей день я бережно храню пожелтевшие, аккуратно подклеенные ноты этих песен с трогательной теплой надписью Исаака Осиповича». В архиве звукозаписей мне посчастливилось отыскать двухстороннюю запись на грампластинке «Лунного вальса» в исполнении другой известной певицы – Эльфриды Яновны Пакуль в сопровождении автора. Осуществлена она была на Апрелевской студии грамзаписи в сентябре 1944 года. Как вспоминал в статье «С Дунаевским на эстраде» лектор-музыковед Гурген Гамаякович Назарьян, «Дунаевский был замечательным исполнителем фортепианных партий своих вокальных сочинений, и именно поэтому не хочется называть его искусство будничным словом – «аккомпанемент». Игра его отличалась блеском, свободой, тщательной нюансировкой и неподдельным темпераментом. Он умел вдохновлять, зажигать даже самого вялого исполнителя… Иногда в ответ на настойчивые просьбы слушателей выступал и как солист. Обычно он исполнял популярный «Лунный вальс», который, видимо, очень любил. Играл он его очень выразительно, но без всякого налета сентиментальности, которую не выносил и всячески вытравлял у своих исполнителей. Как-то после концерта я сказал Исааку Осиповичу, что «Лунный вальс» был по счету десятым вальсом в программе концерта, состоявшей из 22 номеров. – Вы, кажется, преувеличиваете, – говорил Исаак Осипович. Стали считать. – Ну и что же? – говорит Исаак Осипович, убедившись, что почти половина программы состояла из вальсов. – Разве это было однообразно, назойливо, скучно? Они ведь очень разные. А впрочем, я, грешный человек, и не скрываю своей любви к вальсу… Этим выдающимся композитором XX столетия создано немало инструментальных, оркестровых, симфонических вальсов. Самые, пожалуй, известные из них – вальсы из кинофильмов «Светлый путь», «Моя любовь», «Кубанские казаки», «Концертный вальс». И все-таки большинство вальсов Дунаевского являются одновременно и прекрасными песнями. «Лунный вальс» – одна из них. [b]Лунный вальс Слова В. ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧА Музыка И. ДУНАЕВСКОГО[/b] [i]В ритме вальса все плывет, Весь огромный небосвод. Вместе с солнцем и луной Закружился шар земной – Все танцует в этой музыке ночной. В ритме вальса все плывет, Весь огромный небосвод, Все танцует, скользя, Удержаться нельзя – В ритме вальса все плывет!..[/i]

Новости СМИ2

Никита Миронов  

Смелых становится все больше

Екатерина Рощина

Елки, гирлянды и мыши: новогоднее безумие стартовало

Елена Булова

Штрафовать или не штрафовать — вот в чем вопрос

Александр Хохлов

Шестнадцать железных аргументов Владимира Путина

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?