втр 15 октября 02:48
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Просьба не освобождать вагоны!

Просьба не освобождать вагоны!

Метро: хроники бегущего времени

[b]Сначала было два вагона [/b] К 1930 году население Москвы составляло почти 4 миллиона человек, и существующий общественный транспорт уже не справлялся с увеличившимся пассажиропотоком. На пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года было принято решение о начале строительства в столице СССР метрополитена. Первая шахта было заложена в том же 1931 году на Русаковской улице (Сокольники). Технический проект первоочередных линий (более тысячи чертежей и подробных пояснительных записок) был утвержден Московским комитетом партии и Моссоветом в конце 1933 года. А уже 15 октября 1934 года на только что построенный участок линии на станцию «Комсомольская» вышел первый поезд, состоявший из двух вагонов. Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года в 7 часов утра. 13 станций-дворцов, выполненных в богатом архитектурном стиле, залитые светом огромных люстр, гостеприимно раскрыли двери своих вестибюлей... Люди, мечтавшие стать первыми пассажирами метро, возле него простояли всю ночь. Путешествие их началось от станции «Сокольники» до «Охотного ряда», далее маршрут разветвлялся до станций «Парк культуры» и «Смоленская». [i][b]Кстати, [/b]станция «Охотный ряд» за время своего существования сменила название аж 4 раза: 15 мая 1935 года — «Охотный ряд»; с 25 ноября 1955 года — «Им. Л. М. Кагановича»; ровно через десять лет ее переименовали в «Проспект Маркса»; 5 июля 1990 года многострадальная станция вновь обрела свое историческое название — «Охотный ряд».[/i] Разменных автоматов и турникетов в метро образца 1935 года не было. Людей пропускали к поездам по билетам двух цветов: желтые — от «Сокольников», красные — обратно. На билетах помечалось время их выдачи, а действительны они были в течение 35 минут. Впрочем, этого времени было больше чем достаточно для того, чтобы накататься под землей вдоволь — протяженность первой трассы составляла 11,5 км. Тогда, в далеком 1935 году, в часы пик Московского метрополитена максимально пропускалось 12 пар поездов в час. Всего за сутки проходило 487 поездов, которые перевозили до 170 тысяч пассажиров. [b]Продолжаются сюрпризы [/b] Сегодня столичные метростроевцы в большинстве своем прохлаждаются без работы, в виду отсутствия финансирования. Последнее их достижение — станция «Дубровка» на Люблинской линии — строилась в течение 15 лет. На вопрос, в какие сроки пустующие кружочки на схеме метро будут закрашены соответствующими цветами, руководство метрополитена ответить затрудняется. Но Московский метрополитен не сдается. В ближайшее время он предложит своим пассажирам массу сюрпризов. Уже в этом году будет кардинально изменена система оплаты проезда. По заверениям руководства метро, грядущие изменения никак не затронут более 40% москвичей. Между тем доходность подземки возрастет как минимум на 20—25%. Как? Главным образом, за счет решения наболевшей проблемы «зайцев». [b][i]Кстати, [/b]по результатам исследования пассажиропотоков, которое прошло 18 марта 1999 года, в этот день 3,4 миллиона человек (42% всех пассажиров) воспользовались услугами метро бесплатно. В 1986 году таких было всего 5,6%.[/i] К лету 2000 года все пассажиры, пользующиеся льготами (среди которых 2,5 миллиона пенсионеров и 300 тысяч студентов), должны получить бесконтактные смарт-карты. Секрет этого проездного документа в том, что воспользоваться им сможет только владелец, постороннему же человеку пройти по такой карте в метро не удастся ни под каким предлогом. Кроме того, пассажиров ждет так называемая зональная система оплаты проезда. Будет введено пять зон. Первая — внутри Кольцевой линии и далее — по концентрическим окружностям. Например, если вы едете от «Улицы Подбельского» до «Юго-Западной», то пересекаете все пять зон. Такое путешествие обойдется вам примерно в 300% от базовой стоимости одной поездки. Для постоянных клиентов подземки разработана масса льготных тарифов: карточки «работа-дом», «час пик», «выходной» и др. Самым дорогим станет билет на одну поездку, стоимость которого возрастет как минимум в два раза. Этот тариф на «случайных» пассажиров метро (их около 25%), а также на иногородних. Еще одна новость — грядет всеобщая замена турникетов. Пока турникеты нового поколения установлены только на станции «Смоленская» Филевской линии. Сверкающие, со специальной прорезиненной дорожкой и стеклянными дверцами, прорваться через которые можно только в случае правильного выполнения всех манипуляций с проездным билетом. Если испытания этих агрегатов пройдут успешно, то в ближайшие два года все турникеты на всех станциях метро будут заменены на новые. Ну а главный сюрприз метростроевцев — это скоростной трамвай, официально именуемый легким рельсовым транспортом (ЛРТ) или, проще говоря, «наземное метро». Строительство ЛРТ не только обойдется гораздо дешевле, чем продление в отдаленные районы Москвы линий «большого» метро, но и свяжет наконец-то жителей этих районов с цивилизацией. Для решения транспортных проблем москвичей, обитающих за пределами МКАД, решено построить три линии: «Выхино» — Жулебино, «Новогиреево» — Ново-Косино, строящаяся станция метро «Улица Академика Янгеля» — Южное Бутово. Все три линии легкого метрополитена, строительство которых начнется уже в этом году, должны начать обслуживать пассажиров не позднее 2003 года. Трассы «наземного метро» будут проложены на обособленном полотне и никак не пересекутся с городским наземным транспортом. ЛРТ будет состоять из вагонов типа «Яуза», модернизированных для эксплуатации на открытых участках. [b][i]Кстати, [/b]новый поезд «Яуза», выпущенный Мытищинским вагоностроительным заводом в прошлом году, можно увидеть в действии на Люблинской линии метрополитена. Посадочных мест в «Яузе» на дюжину меньше, однако за счет вместительных торцевых площадок в новый вагон смогут зайти на несколько десятков человек больше, чем сейчас. Поезд отходит от станции «Чкаловская» в 10.45 (далее — раз в час до 20.45) ежедневно по будням, за исключением тех дней, когда проводится техосмотр.[/i] Наверно, вместе с метрополитеном должны измениться и его пассажиры. Но об этом в проектах модернизации, технического переоснащения и продвижения метро к светлому будущему ничего не сказано. [b]Вотчина бомжей и влюбленных [/b] Год назад на метрополитене с целью изучения пассажиропотоков было произведено глобальное исследование, по результатам которого выяснилось: средняя дальность поездки пассажира — 13 км, самый популярный тариф — билет на 5 поездок, «час пик» растянулся с 7 до 11 часов утра, наиболее загруженные станции — «Выхино», «Комсомольская» и «Юго-Западная». Всего же 18 марта 1999 года московское метро посетили 8 миллионов 110 тысяч человек. Все вроде ясно и понятно... И лишь три вопроса остались без ответа в этом беспристрастном исследовании: кто эти люди? Утро в метро всегда начинается одинаково — люди, забежав в вагон, пытаются поскорей занять сидячие места и, раскрыв газеты, проваливаются в объятия Морфея. Ранние пассажиры — небритые мужчины, источающие запах спиртного, рабочие, спешащие на заводскую вахту, студенты, убаюканные музыкой из наушников, помятые граждане, возвращающиеся со вчерашних вечеринок, — все хотят спать. Вот парень напротив уткнулся в куртку, словно в панцирь, и пытается положить голову на плечо незнакомой женщине. А она в странной шляпке, похожей на китайский домик, сама покачивается с закрытыми глазами и, кажется, не замечает притязаний на ее плечо со стороны молодого человека. Хорошо тем, кто едет от «Медведково» до «Битцевского парка» — за 25 остановок можно увидеть не один сон. Пассажирам же, путешествующим по «Калининской» ветке, где вся поездка занимает всего 17 минут, выспаться не удается. Иногда в утреннем метро встречаются люди с экзотическими потребностями. Оля и Таня, например, едут на первом поезде, чтобы занять очередь за билетами в Театр Олега Табакова. Чем же принято заниматься в метро? Если читают, то, конечно, газеты. На первом месте — бесплатная «Метро». Любят пассажиры и маленькие книжечки в глянцевых обложках: мужчины предпочитают фантастику и детективы, женщины — любовные романы... Одна из них — с книгой в одной руке и двумя очками в другой — ухитряется удерживать равновесие в вертикальном положении, облокотившись на соседа, и при этом еще и читает через свое хитроумное приспособление! Попадаются и индивидуумы с томиками Бальзака или Мопассана, но редко. К середине дня в метро спускаются шумные школьники с рюкзаками разных цветов и размеров. Причем, чем меньше ребенок, тем больше рюкзак, — это закономерность. Днем метро принадлежит пенсионерам, которые готовы ехать за дешевым сахаром на другой конец Москвы, и гостям столицы, задающим странные вопросы типа «А если я выйду на Арбатской, то попаду в центр Арбата?» [b][i]Кстати, [/b]вопреки всеобщему убеждению о том, что все наше метро — это один большой памятник истории и архитектуры, официально таковыми являются (и, соответственно, охраняются государством) лишь три станции Московского метрополитена: «Красные ворота», «Кропоткинская» и «Маяковская».[/i] Ближе к ночи метрополитен превращается в вотчину бомжей, влюбленных и тех, кому холодно пить на улице. Проблемы этих категорий граждан схожи — им некуда идти. И метро принимает всех, гостеприимно превращая свои скамейки то в столы для пива, то в беседки для томных воздыханий и страстных поцелуев, то в жесткие, но все-таки кровати. Каждый, кто вечерами проходит по станции «Новокузнецкая», наверняка встречал бабушку Олесю. Она всегда ночует там, устроившись на одной из крайних скамеек. Узнать ее можно по больной ноге, завернутой в полиэтиленовый пакет. Олеся не москвичка, приехала в столицу больше года назад с Украины по своим делам и повредила ногу, попав под машину. Пока ее лечили в одной из московских больниц, у бабушки кончились деньги. Говорит, что из больницы ее выкинули, так и не долечив, а домой, оно и понятно, ехать не на что. С тех пор и живет баба Олеся в метро: днем собирает милостыню по вагонам, ночью кемарит на скамейке. Работники станции к ней привыкли и с насиженного места не гонят. После 9 часов вечера количество пассажиров плавно переходит в качество: изредка попадаются личности, предпочитающие дорогие пиджаки и запах одеколона замасленным курткам и аромату пива с воблой. К 11 часам интервалы между поездами растягиваются до 7 минут, вагоны идут полупустые. Инвалиды и музыканты расходятся по домам, их сменяют бабушки с букетиками цветов и продавцы завтрашних газет. Только оставленные у стен пустые бутылки и банки и забытый кем-то шарф напоминают о том, что недавно здесь были люди. [b][i]Кстати, [/b]в метро существует камера хранения. Если вы что-то потеряли или нашли в поезде или на перроне, обращайтесь на станцию «Университет».[/i] ...Наступает ночь. Последние пассажиры спешат покинуть метро и наконец-то остановиться в своем движении, хотя бы до утра. Метрополитен перестает выполнять в их жизни главенствующую функцию, и уже ничто не мешает ему заснуть королевским сном, за которым можно разглядеть суету путевых рабочих и услышать лязганье грязно-желтых дрезин. [b]Досье «ВМ» [/b] [i]Московский метрополитен — это 264 километра рельсов, 4 тысячи 150 вагонов, 160 станций. Самой длинной линией метро является «Замоскворецкая» — 40,3 километра, и лишь 4 км занимает самая короткая ветка — «Каховская». Новая станция «Дубровка», открытая 11 декабря 1999 года, была заложена на глубине 62 метра и стала самой глубокой станцией нашего метро. Самый длинный тоннель (39,5 км) — на «Калужско-Рижской» линии между станциями «Медведково» и «Битцевский парк». Максимальная частота движения поездов — 45 пар в час, а последний поезд отправляется от конечной станции в 1.03. Скоро Московскому метрополитену исполнится 65 лет.[/i]

Новости СМИ2

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Никита Миронов  

Хамское отношение к врачам — симптом нездоровья общества

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше

Сергей Лесков

Нобелевка, понятная каждому

Георгий Бовт

Сталин, Жданов, Берия и «Яндекс»

Оксана Крученко

А караван идет…

Ольга Кузьмина  

Без запуска социального лифта нам не обойтись

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада