Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Круговорот танков в природе

Общество

[b]Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке несколько лет как уж перестал быть секретным, но тайн хранит много.В апреле 1945-го советские войска, которые вели бои на подступах к Берлину, ворвались на Куммерсдорфский полигон, где проводились испытания бронетанковой техники фирмы «Порше». Ворвались и были поражены размерами находившегося там танка, уже подорванного.[/b][i]Он раза в три-четыре по габаритам превосходил машины, что им приходилось встречать. Как потом выяснилось, это был «Мышонок» — сверхтяжелый опытный танк «Маус» («Мышь») — прототип танка «Порше» 2-5, разрабатывавшегося одноименной фирмой по заказу Гитлера.Техническая и тактическая бессмысленность супергигантов во Вторую мировую была понятна немецким генералам, в том числе и Гейнцу Гудериану, главным конструкторам танкового вооружения, но они были вынуждены подчиниться Гитлеру, который требовал создать «всепоражающий» танк. И фирма «Порше» вернулась к проекту, разработанному в 1940 году. Зимой 1945 года, когда бои велись уже на территории Германии, на свет появились образцы сверхтяжелого «всепоражающего» танка «Маус». Что представляла собой эта машина? «Маус» — самый тяжелый в мире танк. Он весил 188 тонн, по другим данным — 192 тонны.[/i]Специалисты же Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке считают, что вес его примерно 180 тонн. А теперь о других тактико-технических характеристиках «Мауса». Длина по корпусу — 923 см, длина с пушкой вперед — 1009 см, ширина — 367 см, высота — 366 см. Бронирование: лоб корпуса — 200 мм, борт корпуса — 180 мм, лоб башни — 240 мм, крыша и днище корпуса — 100 и 50 мм. Двигатель МВ509 мощностью 700 л. с. Дальность хода по шоссе — 186 км. Вооружение: одна пушка KwК44 калибра 128 мм (длина ствола в калибрах — 55) и одна — калибра 75 мм (длина ствола в калибрах — 36,5). Боекомплект выстрелов — 32 или 50 и 200. К тому же имелись один обычный и один зенитный пулеметы. Экипаж — 5 человек.Вот такой танк и был обнаружен советскими бойцами на Куммерсдорфском полигоне. Два других были сожжены в боях (в Цоссене — перед входом в здание генерального штаба и в Берлине — у главного входа в рейхсканцелярию). Обнаруженный на полигоне «Маус» был перевезен в Кубинку под Москвой и сегодня находится в российском музее.По версии других специалистов, на Куммерсдорфском полигоне были обнаружены обломки двух супермашин, и наши специалисты собрали из двух одну и перевезли ее в Кубинку. Куда подевался еще один экземпляр? На этот счет существует также несколько версий. Наиболее распространенная — следующая.Первый «Маус», пройдя испытания, был направлен на охрану рейхсканцелярии Гитлера. Там он и был обнаружен. А после того как в Берлин вошли американцы, исчез. Предположительно, они увезли его в свою зону оккупации, и сегодня он, дескать, находится на одном из танковых полигонов.Другие специалисты считают, что эта версия не выдерживает критики. Аргументы? Неужели американцы после таинственного похищения так за 50 лет и не обмолвились о владении подобным экспонатом? Зная их предприимчивость, каждый вправе усомниться в том, что они упустили возможность заработать за этот период на демонстрации монстра огромное количество долларов, по весу сравнимое с самим «Маусом». По второй версии, «Мышонка» сбросили где-то в шахту, и задача сегодня — найти его.Пока же будем считать, что «Маус» существует в единственном экземпляре, а адрес его прописки — Россия, Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники.История с «мышами» интересна. И все же она уступает по накалу историям, что произошли с припаркованными в музее бронемашинами послевоенного производства.Всего в семи павильонах находится более 300 образцов бронетанковой техники, 117 единиц из них прибыли сюда из 13 государств мира. Большая часть — реликвии Второй мировой войны.Однако есть боевые машины, которые были приобретены, надо полагать, не только для коллекции. Что это за танки? Как они к нам попали? В одном из павильонов застыли американские машины, в том числе и послевоенного производства. Первый в ряду — М24 «Чаффи», машина, очень сильно похожая на Т-34. Попала к нам в 1953 году, когда принимала участие в войне в Корее, находясь на вооружении разведывательных подразделений США. Танк был подбит, а затем подарен северокорейцами СССР. Тогда же из Кореи прибыл и М46 «Паттон 1». На нем доводились до совершенства агрегаты и системы для новых модификаций машин (М47 уже стал массовым танком НАТО). Специалисты обратили внимание на цельный литой корпус, на мощное вооружение — 90-миллиметровую пушку, на совершенные для того времени механизмы управления огнем.Но позаимствовать советским танкостроителям было особенно нечего. Ибо в СССР уже готовился к выпуску Т-54 и производился тяжелый танк ИС-3 — лучшие машины в мире в то время.Вот оценки известного немецкого специалиста Ф. Зенгерунд-Эттерлина: «Т-54 отличается достаточной подвижностью, рациональной конфигурацией корпуса и башни и более мощным вооружением, чем у однотипных машин других государств. Формабашни заслуживает самой положительной оценки».«ИС-3 обладает высокой огневой мощью и усиленной броневой защитой, отличается весьма малой высотой. И хотя подвижность его ограничена, на 1956 год ИС-3 сохраняет за собой наилучшее для тяжелой машины сочетание боевых качеств».В 1962 году в Кубинку прибывает американский танк М41 «Уокер Бульдог» — разведмашина с хорошей подвижностью и мощным вооружением. Она была добыта кубинцами (в 1962-м, во время карибских событий), и Фидель Кастро подарил ее советской стороне. Система стабилизации вооружения, две радиостанции, новый двигатель стали объектом тщательнейшего изучения в СССР.Есть в музее и английские машины — «Центурион-3», «Центурион-10» и «Центурион-13». Первая попала сюда, как и две американские, с полей сражений в Корее. Хранители музейной техники вспоминают, что пришла она обгоревшей, видимо, хорошо по ней поработали северокорейские артиллеристы.Две другие машины семейства «Центурион» поступили позже, в начале семидесятых годов, из Египта. Арабы захватили эти танки у израильтян в ходе боев. Имея сейчас на руках тактико-технические характеристики «Центурион10», можно предположить: машина явилась хорошим подарком для советских специалистов. На ней стояла полуавтоматическая пушка — на то время это был рывок в танкостроении. У автора этой публикации есть сведения, что в Советский Союз из Египта поступило два «Центуриона-10», один из них был «расстрелян» в ходе испытаний.Не могу не рассказать еще об одной английской машине — МК5 «Чифтен». Этот тяжелый танк, прежде чем стать экспонатом, побывал в различных переделках. В 60-х годах, как только новая машина появилась в Англии, она сразу приглянулась шаху Ирана Мохаммеду Реза Пехлеви, денег у которого тогда, что называется, куры не клевали. И партия танков «Чифтен» направляется на Средний Восток. Шах в 1979 году был свергнут и оказался за рубежом, а танки пригодились. Через год резко обострились отношения между Ираком и Ираном, в сентябре семидесятого уже на всем протяжении ирано-иракской границы развернулись ожесточенные бои. Тогда иранское руководство, возглавляемое Аятоллой Мусави Хомейни, и бросило эти танки в бой. Машины сражались с танками Т-55, Т-62, а затем и с Т72 советского производства. Как показал себя уроженец Британии? Вот лишь некоторые характеризующие танк штрихи. По словам одного иракского представителя того времени, высказанным при посещении советского военного ведомства, рота на Т-72 наголову разбила иранскую бригаду на МК-5. Даже если это так, МК-5 все-таки не заслуживает большой хулы, ибо Т-72 — машина более позднего поколения.Когда Саддам Хусейн в 1985 году в знак признательности за поставки советского вооружения подарил трофейный МК-5 «Чифтен» СССР, в одном из НИИ провели его тщательное обследование. Рассказывают, специалисты написали хвалебный отчет, что вызвало недовольство начальства.Каждая машина в музее в Кубинке для специалистов имеет свою ценность. Вот французский танк АМХ-13. Машина старая, начала выпускаться в 1951 году для разведывательных и истребительно-противотанковых подразделений. К нам танк попал из Алжира, где был захвачен у французского экспедиционного корпуса во время борьбы за независимость. Подарил президент Хуари Бумедьен, причем подарил две машины. Одна, как и английский «Центурион»-10, была «расстреляна». Так чем же ценен АМХ-13 для специалистов? Это первый в мире танк с автоматическим заряжением орудия.Словом, российские, точнее, советские фирмы внимательно следили за развитием бронетанковой техники за рубежом, предпринимали шаги для приобретения образцов оружия.Но в этом деле, как видим, в паре со спецслужбами проявляли определенную деликатность. Отчасти поэтому в музее нет образцов машин «Абрамс», «Леопард-1», «Леопард-2». О деликатности же некоторых зарубежных конкурентов не скажешь. Да оно и понятно: скопировать танк невозможно. Но вот что-то позаимствовать… Специалисты из Главного автобронетанкового управления Министерства обороны, с кем довелось беседовать, считают: знакомство с каждым образцом расширяет кругозор. Копировать же пусть даже суперсовременную технику — значит безнадежно отстать. Не лукавят же специалисты, не признаваясь в том, что с помощью конкурентов облегчают свои усилия в деле создания современных бронеобъектов? Думается, нет. В их пользу немалый опыт отечественного танкостроения.Наша легендарная «тридцатьчетверка», как известно, проявила себя уже к осени сорок первого.Реакция высшего гитлеровского руководства была молниеносной: изготовить примерно такой же танк. В ноябре в расположение танковой армии Гудериана высадился десант конструкторов и промышленников. Цель — хорошенько познакомиться с трофейным Т-34. Вывод специалисты сделали однозначный: воссоздать точно такую же машину крайне сложно, придется перестраивать технологические линии на многих заводах. Тогда принимается новое решение: 25 ноября министерство вооружений и боеприпасов рейха предлагает фирмам «Даймлер-Бенц» и МАН начать разработку танка, превосходящего «тридцатьчетверку». Задаются высокие характеристики.Масса танка — не более 35 тонн, вооружение — 75-миллиметровая пушка, скорость по грунту — 55 км/час, броня — 40—60 миллиметров. Что же получилось на выходе? А получилась «Пантера» — хорошая машина, по очертаниям корпуса похожая на Т-34. Но в результате доработок по бронированию «Пантеры» вес ее возрос до 45 тонн, она стала по сути тяжелым танком, не сопоставимым с «тридцатьчетверкой» по маневренности.Исследователями давно подмечен и тот факт, что некоторые образцы бронетанковой техники Японии военного периода в своих конструктивных решениях напоминают соответствующие образцы немецких машин, а отдельные послевоенные танки весьма похожи на однотипные американские.Но все-таки это, подчеркиваем, японские машины.Несмотря на то, что зарубежный образец повторить сложно, фирмы проявляли, проявляют и, наверное, будут проявлять жгучий интерес к «питомцам» своих конкурентов.В музее в Кубинке имеется танк М-48 А-5, не представляющий, в общем-то, большого интереса для специалистов, и тем не менее о нем знают почти все, кто связан с танкостроением в СССР и России. И вот почему. В свое время в нашей стране для танков была разработана система динамической защиты от кумулятивного снаряда. Суть ее в следующем.На танк привариваются небольшие контейнеры со спецначинкой, срабатывающие при высокой температуре и давлении, т. е. в момент действия кумулятивного снаряда, ослабляя его ударную силу. На одном из учений систему продемонстрировали руководству танковых войск, но это вызвало раздражение кое у кого из высших должностных лиц: мол, зачем превращать танк в пороховую бочку? Работы свернули. Но вот приходит с Ближнего Востока машина М-48 А-5 (подарок музею), и инженеры видят: она оснащена той самой системой динамической защиты. Предположительно разработка каким-то образом попала в США, а Израиль уже наладил выпуск защищенных контейнеров по лицензии. Русская идея оказалась материализованной.Вот и гадай, стоит ли свеч приобретение боевой техники.От редакции Музей работает ежедневно, кроме выходных (воскресенье и понедельник), с 10 до 17 часов и готов принять любое количество групп. Сюда можно проехать электропоездом с Белорусского вокзала (до ст. Кубинка, выход налево по ходу поезда), далее — вторая остановка автобуса № 27. Автотранспортом — по Минскому шоссе, 64-й километр. Телефон 592-24-06.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.