пт 18 октября 17:14
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Смотрящий за МПС

Смотрящий за МПС

Имя Николая Аксененко у большинства пока вызывает только вопросы

[i]Кто, откуда и кто за ним стоит? Широкой общественности об Аксененко — первом вице-премьере правительства РФ — известно пока не очень много. Родился, женился, возглавлял. А его назначение на ключевую должность в правительстве лоббирует сам Борис Абрамович. Вот, пожалуй, и все. Хотя в узких кругах Николай Емельянович широко известен.[/i] Николай Аксененко среди коллег имеет устойчивую репутацию рьяного адепта политической конъюнктуры. Начало 90-х. Тогда мало кто знал, что такое рынок. Но все туда бежали вприпрыжку. Николай Аксененко первым из железнодорожников взял старт. Он стал инициатором коммерциализации перевозок. На базе Октябрьской железной дороги (ОЖД), где Аксененко тогда служил первым заместителем начальника, проходили совещания руководителей железных дорог, которые преподносились как разработка механизма адаптации МПС к рыночным условиям. Под такими механизмами прежде всего понималось проведение бартерных операций, предоставление льготных тарифов некоторым структурам и активное сотрудничество с коммерческими фирмами. Результаты адаптации к рыночным условиям Октябрьской железной дороги следующие. Скандал, связанный с заведением Северо-Кавказской транспортной прокуратурой дела по факту скопления на станции Назрань (Ингушетия) 240 цистерн с 10 тысячами тонн нефтепродуктов. В ходе следствия выяснилось, что отправитель груза — ОЖД, которая получила горючее по бартерному договору с нефтеперерабатывающего завода «Киришоргсинтез» на сумму около 3 млрд. рублей (в то время 1 доллар стоил 3 тысячи рублей) в счет дебиторской задолженности за перевозки. Получив бензин, руководство ОЖД передало его на реализацию СП «Юралс», гарантируя ему вознаграждение в размере 3,5% от суммы сделки. СП, в свою очередь, заключило договор о продаже горючего с НПО «Маршо» (Грозный). Эта сделка, кроме финансовой стороны, имела и политическую. Она способствовала прорыву экономической блокады режима Дудаева. Однако дело было закрыто. Не исключено, что горючее все же попало в Чечню, а вырученные средства — в карман куратора проекта Н. Аксененко, ставившего свои подписи под финансовыми документами, по которым проводилась сделка. На этой и других осуществленных по подобной схеме операциях удалось заработать более четырех млрд. долларов. Кроме того, на посту первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги Николай Аксененко содействовал созданию целого созвездия коммерческих структур, призванных выжимать из железных дорог всю возможную и невозможную прибыль, в том числе и связанную с железнодорожными перевозками. Среди них Балтийский торговый дом, Балтийская строительная компания «Дельта-Универсал», «Аккус» (получившая название от слияния двух фамилий: Аксененко и Куст — он ранее возглавлял коммерческую службу ОЖД) и ЗАО «Евросиб» (которую возглавляет племянник министра путей сообщения Сергей Аксененко). Создание компании «Евросиб» совпало с новой конъюнктурной установкой — реализацией концепции реконструкции железных дорог. Основная деятельность «Евросиба» — проведение работ по обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава. Однако более всего компания известна не своей основной деятельностью, а скандалами, которые ее постоянно сопровождают. Так, ЗАО «Евросиб» учредило компанию «Росвагонмаш». Сергей Аксененко способствовал заключению договора этой компании с МПС, по которому «Росвагонмаш» стал генподрядчиком МПС по закупке и организации производства всего подвижного состава. В настоящее время «Росвагонмаш» по завышенным ценам закупает отремонтированный и модернизированный подвижной состав исключительно у «Евросиба». Занимается руководитель «Евросиба» и лоббистской деятельностью. Так, им были «выбиты» для ЗАО «Компания Трансуголь» более низкие льготные тарифы от МПС (в обход генерального соглашения с администрацией Кемеровской области), которые и были предоставлены на экспорт угля, металлов и минеральных удобрений. Шахтерские деньги, которые так долго искали, но не нашли, осели, может быть, в семейном предприятии нынешнего первого вице-премьера правительства РФ. Сама компания «Евросиб» имеет скидку 56% от существующего тарифа на осуществление грузоперевозок по всей территории России. Проявил активность Николай Аксененко и во время властвования политического лозунга «Даешь интеграцию в мировую экономику!». Он завязывает перспективные контакты с имеющей сомнительную репутацию фирмой «Сеабеко» и ее хозяином Бирштейном. Вскоре после этого знакомства на российском рынке возникает «швейцарская» фирма по экспорту удобрений «Eastern Fertiliger Trading», чьим представителем в России становится сын Аксененко. «Eastern Fertiliger Trading» была осуществлена перепродажа за рубеж химического сырья, в результате чего российский партнер понес убытки на сумму около 25 миллионов долларов. Другая швейцарская компания «Трансрейл», занимающаяся транзитом грузов, в том числе и через территорию России, по оперативной информации причастна к «перевалке» оружия и наркотиков. 27% акций «Трансрейла» в настоящее время находится в управлении у Михаила Дмитриевича Креймера, одного из ближайших сподвижников преступного авторитета Япончика. Есть «кликуха» и у Николая Аксененко — Кондуктор. Депутаты Государственной Думы заинтересовались взаимоотношениями МПС и фирмы «Трансрейл» и решили провести парламентские слушания по этому вопросу, но назначили их на 4 июня. Есть опасение, что свидетелями нового скандала или фарса мы не станем. В день назначения на должность министра путей сообщения Николай Аксененко заявил: «Мы должны создать условия для обеспечения прозрачности финансовых потоков на железнодорожном транспорте», — и подписал приказ «О создании Кредитно-финансового центра МПС России». Как следует из приказа, этот центр — «учреждение государственное и некоммерческое» и создается «в целях совершенствования финансового механизма отрасли». В обязанности центру вменено управление акциями и долями участия, принадлежащими предприятиям и организациям МПС в акционерном коммерческом банке «Желдорбанк» и других банках, страховом обществе «ЖАСО» и отраслевом пенсионном фонде. Для тех, кто чтит законодательство, стало откровением, что, оказывается, управление пакетами акций, вопреки Гражданскому кодексу, больше к разновидностям коммерческой деятельности не относится. Приказ всех удивил тем, что Аксененко лишил предприятия права самостоятельно решать вопросы о содержании и заключении договоров, расширив практически до безграничности права учредителя, то есть свои собственные. И еще центр обязан выступать в роли учредителя и одновременно управляющей компании отраслевых некоммерческих фондов — а это просто райская почва для финансовых злоупотреблений. Именно наличие этого центра позволило избежать скандала с банкротством «Балтийского банка», который в настоящее время фактически является уполномоченным банком МПС. По результатам проверки Банка России, «96% действующих в банке кредитных договоров в иностранной валюте были выданы без реального обеспечения». По заключению экспертов, в «банке проводилась рисковая кредитная политика, ведущая к ухудшению его финансового положения». Следует отметить, что среди крупных должников банка числится компания «Евросиб», чей общий долг по обязательствам перед банком составляет 1 млн. 437 тыс. долларов США и 55,6 млрд. рублей. Компания также обязана оплатить вексель на сумму 14 млрд. рублей. Однако об этом долге в банке упоминать не принято. Сергей Аксененко является членом совета директоров «Балтийского банка», а «Евросиб» владеет 23,9% паев банка. 2 млн. долларов банку задолжала и новосибирская компания «Сибирские звезды», созданная близкими друзьями министра путей сообщения. Кредиторские дыры в банке удалось закрыть государственными средствами (это несколько сотен млрд. рублей), выделенными под «проект века» — строительство высокоскоростной магистрали «Москва — Петербург». Теперь уже стало понятно всем, что высокоскоростной магистрали не будет (президент своим указом остановил работы по экономически неэффективному проекту), но выделенные средства обратно никто не просит. Сколько удалось заработать семье Аксененко активной деятельностью по «адаптации МПС к рыночным условиям и обеспечению бесперебойной работы железнодорожного транспорта», не известно. Зато доподлинно установлено, что за последние два года задолженность МПС по основной деятельности увеличилась в 2,3 раза. А это около 20 трлн. рублей. У Аксененко есть прекрасный опыт по латанию дыр в бюджетах отдельных структур. Став первым вице-премьером, Николай Емельянович, думается, не обидит свое детище и простит все долги МПС. Только вот во сколько обойдется такое прощение государственной казне? Цена вопроса пока обсуждается. Хотя исход известен: семья Аксененко останется смотрящей за МПС, но забот у нее прибавится. Уже широко объявлено, в том числе и самим первым вице, что Николай Аксененко будет в новом правительстве курировать естественные монополии. Видимо, следует ожидать, что в ближайшее время появится еще один центр — структура, альтернативная Минфину, которая будет контролировать движение финансовых средств и МПС, и «Газпрома», и РАО «ЕЭС России».

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит