Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Великий пост

Великий пост

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Когда гаснет свет

Общество
Когда гаснет свет

[b]Сегодня мэр Москвы Юрий Лужков и глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс намерены подписать соглашение о развитии энергосистемы столицы. Это событие поставит точку под многомесячными спорами: может ли повториться в Москве энергокризис, случившийся ровно год назад?[/b]25 мая 2005 года москвичи будут вспоминать еще долго. Столпотворение на автобусных остановках – не работает метро. Заторы на перекрестках – не работают светофоры. Темные улицы, зависшие лифты, нет света в окнах многих домов… Этот день показал нам всем, насколько изношена система энергоснабжения города, которую федеральные структуры содержали, как падчерицу. Пожар, случившийся на Чагинской электроподстанции, поделил современное летоисчисление Москвы на два этапа – до «светопреставления» и после.[b]Как это было[/b]Чагинская электроподстанция, с которой все началось, находится на юге Москвы, недалеко от Капотни. Построена она в 1964 году. Здесь высоковольтное (500 В) напряжение трансформируется в потребительский «формат» – 110 и 220 В. Для этого на подстанции установлено 6 трансформаторов: два рассчитаны на понижение напряжения с 500 до 220 В, два – с 220 до 110 В, а еще два – с 500 до 110 В. Кроме «Чагина», аналогичные функции выполняют еще шесть высоковольтных подстанций, расположенных вдоль МКАД, связанных проводами в так называемое московское энергетическое кольцо, от которого подается напряжение в Москву, Московскую область и соседние с регионы. Расчетный срок эксплуатации «Чагино» завершился еще в 1997 году, однако станция продолжала работать. ЧП здесь случались нередко: серьезный пожар, например, был в 2000-м, после чего через три года подстанцию отремонтировали. Но, видимо, с ремонтом все-таки запоздали.Первый «звонок» прозвенел 23 мая: загорелся один из трансформаторов. Прибывшие пожарные залили его углекислотной пеной, и вроде бы инцидент был исчерпан.Действительно: сгорел лишь один трансформатор из шести – из-за чего паниковать? Но в Москве в то время стояла небывалая для мая жара; возросло потребление электроэнергии для питания охлаждающего оборудования, что наложилось на общий износ трансформаторов.И 24 мая в 21.00 в «Чагине» горели уже четыре трансформатора. «В живых» остался только один, 110вольтный, и обеспечить электроэнергией Юго-Восток столицы он был не в состоянии. В 22.00 пришлось отключить от питания Московский НПЗ. Но перегонку нефти останавливать нельзя, и снабжение Капотни восстановили за счет ТЭЦ22. О том, что на заводе едва избежали ЧП, говорили лишь факелы, поднимавшиеся в небо на 100 метров, – на МНПЗ жгли попутный газ.Далее события нарастали, как снежный ком. В 6 утра в «Чагине» вышел из строя последний трансформатор, и станция окончательно вышла из строя. Это вызвало цепную реакцию по всему московскому энергетическому кольцу и связанной с ним энергосистеме европейской части России. В 10.10 вышли из строя еще 7 московских подстанций. В общей сложности кризис затронул Московскую, Тульскую, Калужскую и Рязанскую области. На жизненно важные объекты энергию в аварийном режиме удалось дать только в три часа дня.Но есть и другая версия: причиной энергокризиса стало отключение 6 линий подстанции «Очаково». Эту версию озвучили члены рабочей группы Госдумы по расследованию причин энергоаварии после посещения ими Центрального диспетчерского управления Единой энергетической системы (ЦДУ ЕЭС). Но так или иначе город накрыла тьма…[b]А в это время…[/b]Ровно в 11.10 пропало напряжение в сетях метрополитена: остановились поезда на Люблинской, Каховской и Бутовской линиях, коллапс поразил участки линий от «Битцевского парка» до «Калужской», от «Шаболовской» до «Китай-города» и от «Красногвардейской» до «Павелецкой». Остановились эскалаторы, погас свет. Под землей оказались десятки тысяч человек, из которых 20 тысяч – в 43 вставших в тоннелях поездах. Эвакуация пассажиров продолжалась до двух часов дня.Примерно в это же время пропало напряжение и на некоторых линиях МЖД: остановились 37 пассажирских, 700 пригородных и 125 грузовых поездов. Люди не могли попасть в аэропорт «Домодедово» – и ряд рейсов пришлось перенести из-за того, что не явились пассажиры. Сообщить об опоздании они не могли: сотовая связь в большинстве районов города не работала. Замолчали и городские телефоны – без электричества остались 52 станции МГТС.На улицах Москвы погасли 236 светофорных объектов, остановились сотни трамваев и троллейбусов. Алчность частных таксистов подняла оплату за проезд на 15–20 км до 1000 рублей. К двум часам дня полностью остановилось движение на Каширском и Варшавском шоссе, Рязанском и Волгоградском проспектах, Люблинской и Волгоградской улицах. Сотрудники ГИБДД получили приказ тормозить иногородние фуры на подъезде к городу. Неразберихи добавили еще и водители, чьи машины заглохли из-за того, что в бензобаках кончился бензин: АЗС тоже остались без электричества.А на Юго-Востоке Москвы едва не разразилась экологическая катастрофа: прорвало канализацию на Волгоградском проспекте – большой участок проезжей части скрылся под водой. Без электричества остались более 12 тысяч жилых домов и 15 больниц; лишился холодной и горячей воды Юго-Западный округ.Население скупало питьевую воду в бутылках целыми упаковками. Холодную воду в дома дали лишь утром 26 мая. Лишь к 31 мая жизнь в городе вошла в привычное русло. По разным данным, ущерб составил от 2 млрд рублей до миллиарда долларов.[b]«Кто виноват» и «что делать»?[/b]Эти вечные для России вопросы возникли сразу же. У Анатолия Чубайса хватило мужества признать свою вину, и он пообещал компенсировать ущерб. Произошло это в то самое время, когда ряд депутатов Госдумы призывал «устранить» его как вредителя. Он заявил, что проблема в изношенности сетей, в которые не было финансовых вливаний.А мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что авария произошла из-за неграмотного управления и плохой диспетчеризации «Мосэнерго». Одновременно был поднят вопрос о дефиците электроэнергии в Москве – по различным оценкам, он составляет до 4000 мегаватт.Сейчас решение проблемы сдвинулось с мертвой точки: заложен энергоблок в Мытищах, разработана целевая программа развития системы энергоснабжения города, о чем в свое время неоднократно писала «Вечерка». В январе-феврале 2006-го город балансировал на грани нового энергокризиса, но угроза миновала, и хочется надеяться, что она была последней. Но вот буквально на днях глава РАО «ЕЭС» заявил, что Москва должна быть готова к отключению электроэнергии зимой 2007 года. Если, конечно, не будут введены новые мощности. Сегодня стало ясно – мощности будут ([i]подробнее об этом – в завтрашнем номере «ВМ»[/i]).[b]Кстати...[/b]Глава комплекса городского хозяйства Петр Аксенов вчера призвал москвичей экономить электроэнергию: только так, по его словам, можно сдержать рост тарифов. А чуть раньше он же сообщил, что в Москве вскоре начнется масштабная установка двухтарифных электросчетчиков, раздельно учитывающих электропотребление в дневные и ночные часы. Сейчас такие счетчики уже стоят в Жулебине, но скоро эксперимент расширят на другие АО. «Сдерживания роста платежей придется достигать за счет повышения энергоэффективности», заявил Аксенов, добавив, что «32 процента потенциала энергосбережения приходится на жилищно-коммунальное хозяйство», где и необходимо приложить максимум усилий для экономии…

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.