Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Чужих небес любовник беспокойный

Общество
Чужих небес любовник беспокойный

[b]120 лет назад – 3 (15) апреля 1886 года – родился поэт Николай Степанович Гумилев. Его расстреляли в августе 1921-го – как говорили тогда, пустили в расход. Убили и вычеркнули из русской литературы. Долгие десятилетия молодое поколение не знало такого поэта, не читало ни про «Заблудившийся трамвай», ни про «Шестое чувство», ни про «Капитанов».[/b]Перестройка перевернула в стране все вверх дном, в том числе и литературу. Выстроилась новая иерархия, в которой Гумилев занял одно из первых мест в «десятке». Один за другим стали выходить его сборники, а уж статей и газетных заметок низвергается настоящий водопад. В моем досье хранятся публикации различных лет о Гумилеве. Одни только заголовки завораживают: «Самый дорогой поэт», «Самый непрочитанный поэт», «Идею судьбы испытавший», «Предсказавший свою смерть», «Призрак в аксельбантах», «Капитан Серебряного века», «Я сам из пучины…», «Мы дети страшных лет России…», «Прекрасный образчик человека», «Наш русский рыцарь». Очерк о нем в своей книге «Любовь и судьба» (1996) я назвал «В «садах души» Николая Гумилева».[i]Сады моей души всегда узорны,В них ветры так свежи и тиховейны…[/i]Рассказывать его биографию, наверное, не имеет смысла. Сегодня почти все известно: и что родился в Кронштадте, и что в гимназии преклонялся перед Иннокентием Анненским, и что учился во Франции, и что путешествовал по Африке. Сам Гумилев не раз декларировал, что «нужно самому творить жизнь». Он ее и творил не будучи ни богатырем, ни красавцем: был немного косоглаз и шепеляв. Не закончил ни один университет, но в свой поэтический талант уверовал сразу.[i]Возмужав, стал подлинным поэтом и воином.Хорошо с египетским сержантомПо Тиргартену пройти,Золотой Георгий с бантомБудет биться на моей груди…[/i]Гумилев мечтал вместе с гвардейским полком вступить в Берлин и прогарцевать на коне по Фридрихштрассе. Однако парада не получилось. Вместо него – суровые военные будни Первой мировой войны и два Георгиевских креста. Из письма Лозинскому от 15 января 1917 г.: «…Я живу по-прежнему: две недели воюю в окопах, две недели скучаю у коноводов…» И в тот же день Ларисе Рейснер: «…В первый же день приезда очутился в окопах, стрелял в немцев из пулемета, они стреляли в меня… Из окопов может писать только графоман: стульев нет, с потолка течет, на столе сидит несколько огромных крыс… И я целый день валялся в снегу, смотрел на звезды и, мысленно проводя между ними линии, рисовал себе Ваше лицо, смотрящее на меня с небес…» Это Гумилев – воин. А еще он – бродяга и путешественник, «поэт географии», как выразился о нем Юлий Айхенвальд. Гумилев прославлял в стихах скитальца морей Синдбада, скитальца любви Дон Жуана и скитальца Вселенной Вечного Жида. Эти три имени вошли в геральдику его поэзии. В пантеоне его богов мирно уживались христианский Бог, Будда, Аллах, боги черной Африки и всевозможные причудливые духи.Гумилев верил в карму и сансару, тяготел к астральному мистицизму. Все это позволило Блоку и Максиму Горькому считать Гумилева иностранцем в русской литературе. Он, цитируя Пушкина, называл себя «чужих небес любовник беспокойный». И вместе с тем продолжатель русской романтической традиции.[i]Открытый лоб – как свод небесный,И кудри – облака над ним;Их, верно, с робостью прелестнойКасался нежный серафим.И тут же, у подножья древа,Уста – как некий райский цвет,Из-за какого матерьЕва Благой нарушила завет.[/i]Это строки Гумилева об Андрее Рублеве. Интересный портрет самого Гумилева оставила в черновиках Лариса Рейснер: «Узкий и длинный череп (его можно видеть у Веласкеса на портретах Карлов и Филиппов Испанских), безжалостный лоб, неправильные пасмурные брови, глаза – несимметричные с обворожительным пристальным взглядом…»Многие называли Гумилева вечным гимназистом, очевидно, потому, что он никак не хотел бронзоветь, успокаиваться. Может, именно поэтому он любил работать с молодежью и создал несколько литературных мастерских («щебечущий выводок филологичек», по выражению Андрея Белого), в которых учил стихотворному ремеслу. Одна из его учениц – Ирина Одоевцева. «Он делал из плохих поэтов неплохих. У него был пафос мастерства и уверенность в себе мастера», – сказал Виктор Шкловский.Гумилев поднял новое поэтическое знамя – акмеизм – на смену символизму. В отличие от своего антипода Блока, Гумилев был чужд лиризму. Он тяготел к чистой изобразительности. Его любимый прием – рассказать историю или описать нечто: жирафа, портовую таверну, Венецию, осенний день…[i]И в море врезавшийся мыс,И одинокий кипарис,И благосклонного Гуссейна,И медленный его рассказВ часы, когда не видит глазНи кипариса, ни бассейна…[/i]Это из стихотворения «Ослепительное» из книги «Чужое небо» (1912). Но вся образность поэзии Гумилева несет в себе секретный шифр, для раскодирования которого нужен особый ключ. Сущность гумилевского мировидения во многом религиозно-эзотерическая, апокалипсически-утопическая, гностически-оккультистская: благоговение перед астральным сверхмиром, поиск Бога и запредельного рая.[i]Все мы, святые и воры,Из алтаря и острога,Все мы – смешные актерыВ театре Господа Бога.[/i]У Николая Гумилева довольно длинный донжуанский список, но в любви он искал отнюдь не «чувственную вьюгу», если воспользоваться словами Есенина. Он искал вечно ускользающий идеал:[i]Моя мечта надменна и проста:Схватить весло, поставить ногу в стремяИ обмануть медлительное время,Всегда лобзая новые уста…[/i]Первая настоящая любовь и первое любовное крушение – Анна Ахматова. Любовь получилась странной, брак – еще более странным. Два поэта, конечно, не ужились. «Муж и жена пишут стихи – это смешно, – говорил Гумилев Ахматовой, – у тебя столько талантов. Ты не могла бы заняться каким-нибудь другим видом искусства? Например, балетом...» Свидетель отношений Гумилева и Ахматовой Сергей Маковский писал: «От Анны Андреевны он требовал поклонения себе и покорности, не допуская мысли, что она существо самостоятельное и равноправное. Любил ее, но не сумел понять. Она была мнительно-горда и умна, умнее его; не смешивала личной жизни с поэтическим бредом. При внешней хрупкости была сильна волей, здравым смыслом и трудолюбием. Коса нашла на камень…» Вторая жена Гумилева – Анна Энгельгардт. Анна Вторая была полной противоположностью Анне Ахматовой – мягкой и покорной. Среди других увлечений – Елизавета Дмитриева (Черубина де Гебриак), Татиана Адамович, Лариса Рейснер, «синяя звезда» из Парижа – Елена Дебюше («Сердце прыгает, как детский мячик…»). Последние увлечения – Нина Берберова и Ирина Одоевцева, но это уже было после революции.Революцию Гумилев не то что не принял, а скорее не заметил. По словам Ходасевича, Гумилев проходил по залам Зубовского особняка, где в 1920 году был устроен бал Института истории искусств, и весь вид его говорил: «Ничего не произошло. Революция? Не слыхал». Вот и Одоевцева вспоминает: «Гумилев был мальчишкой в свои 36 лет. Тщеславный, отчаянно храбрый мальчишка, который хотел быть всегда и везде первым. Конечно, он никакой не политик, никакой не конспиратор, он был прежде всего поэтом».В 1920 году Гумилев написал свой знаменитый «Заблудившийся трамвай», в котором не мог разрешить противоречия бытия – «здесь» и «там», хотя и утверждал:[i]Понял теперь я: наша свободаТолько оттуда бьющий свет,Люди и тени стоят у входаВ зоологический сад планет.[/i]Одоевцева вспоминает: «В нем было что-то театральное, даже что-то оккультное… Высокий, узкоплечий, в оленьей дохе с белым рисунком по подолу, колыхающейся вокруг его длинных худых ног. Ушастая оленья шапка и пестрый африканский портфель придавали ему еще более необыкновенный вид».Николай Гумилев хотел донести до молодых стихотворцев «живое слово». У новой власти была другая задача: поиск врагов. Во враги попал и «филолог, беспартийный, бывший офицер» Николай Гумилев. Его начали травить с 1918 года. В ночь с 3 на 4 августа 1921-го арестовали. Завели дело. На листе № 104 Петроградского губернского ЧК приписка без всякой подписи: «Приговорить к высшей мере наказания – расстрелу».Из тюрьмы он писал записки жене: «Не беспокойся обо мне. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы». Его последними словами были: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь». И оправдалось его раннее пророчество: «…умру я не на постели, при нотариусе и враче».Спустя год после гибели Гумилева Лев Троцкий отмечал в «Правде», что Гумилев и его сподвижники по поэзии – «не творцы жизни, не участники в созидании ее чувств и настроений, а запоздалые пенкосниматели, эпигоны чужой кровью созданных культур…» И впрямь советской власти не были нужны ни Блок, ни Гумилев – оба ушли из жизни в августе 1921 года. Кому нужны были теперь гумилевские вопросы и мечтания?[i]Где я?Так томно и так тревожноСердце мое стучит в ответ:Видишь вокзал, на котором можноВ Индию духа купить билет.[/i]Серебряный век окончился. «Индию духа» закрыли и никаких билетов туда не продавали.[b]На илл.: [i]Николай Гумилев, 1910-е годы.[/b][/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.