Реконструированные промышленные зоны изменят облик столицы
В Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине, Мельбурне есть примеры, когда на месте складов, железных дорог, электростанций выросли жилые и офисные кварталы, музеи, парки. При этом на власти ложится ответственность за то, чтобы удержать равновесие между новыми потребностями горожан и необходимостью сохранить рабочие места.
Осенью Сергей Собянин заявил, что градостроительные решения по столичным промзонам учтут интересы жителей и экономики. В частности, вдоль Москвы-реки планируется открыть места для отдыха.
В итоге реорганизации площадь промзон уменьшится, но «реального производства, науки и бизнеса на этих территориях должно стать больше». Как происходит новое освоение старых производственных территорий, разбиралась «ВМ».
Частные владельцы и инвесторы с самого начала были заинтересованы в максимально «необремененных территориях» (не требующих экологической регенерации, вывода производств, удобно расположенных) для быстро окупаемых проектов. Но принижать значение коммерческих историй не стоит: как показывает опыт Берлина, Барселоны, других столиц, когда в городе появляется даже крошечное — в 0,01 про цента от всей площади — оживленное пространство, оно может изменить имидж мегаполиса, стать магнитом для туристов, мелких предпринимателей.
Сейчас в Москве в общей сложности около 18 000 га производственных территорий, это примерно 17 процентов площади столицы без учета последних расширений. Согласно Генплану свое промышленное назначение сохранят только 7800 га (это 209 промзон).
— На сегодня у нас есть конкретные задачи по разработке 37 проектов планировки для промзон, — поясняет начальник отдела территориального планирования Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Александр Мельников. — Освоение промышленных зон — сложный процесс. Нужно не только разработать градостроительную документацию, но и составить подробный план по ее реализации: ответственные, сроки, источники финансирования. Но найти желающих вкладываться не в жилье, гостиницы и рестораны, а в развитие промышленности — проблематично.
В июле этого года мы предложили инвесторам рассмотреть четыре пилотные площадки, но они, изучив ситуацию, либо отказались, либо предложили построить на большей части территорий предприятий коммерческое жилье, что неприемлемо с позиции департамента, отвечающего за сохранение и развитие промышленности.
Затрудняет освоение промзон и большое количество собственников, в том числе федеральных. Один только поиск и переговоры о планах развития с правообладателями территорий в СЗАО, где промзон не так много, заняли два месяца.
— Лишь при активной поддержке заместителя мэра по вопросам экономической политики Андрея Шаронова удалось создать несколько рабочих групп вместе с Росатомом, Роскосмосом, Минпромторгом, Ростехнологиями, — говорит Александр Мельников. — С последними согласовали перечень их территорий и предприятий, обозначили три пилотные площадки развития.
И с частниками вопрос непростой: можно только убеждать, чтобы они организовали у себя технопарк, получив льготы.
— Здесь надо искать компромиссы, — продолжает Мельников, — иначе подобные промзоны так и останутся «шанхаем» с троекратной пересдачей участков в аренду, рассовыванием доходов по карманам, а бюджет города, теряя доходы на льготной ставке аренды земли по промзонам, ничего не получит взамен. Не говоря про социальные проблемы округов, поскольку промышленные зоны теперь как последняя подножка уходящего поезда. С их помощью можно решить проблему нехватки парковок, физкультурно-оздоровительных комплексов, поликлиник, объектов бытового обслуживания, и мы уже делаем это в ряде проектов, например, в Коровине.
Важнейшая задача — организовать как можно больше новых рабочих мест высокой квалификации: до конца года департамент разработает соответствующие концепции реорганизации промзон в Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном и Восточном округах. Одновременно завершается обследование предприятий в зоне влияния Малого кольца Московской железной дороги.
Запуск пассажирского движения с 32 пересадочными пунктами на метро позволит соединить все районы и сделает промзоны вокруг МК МЖД более доступными. Кроме того, департамент заканчивает исследования по новой Москве: информация о почти 300 организациях промназначения будет передана в Департамент развития новых территорий Москвы.