пт 18 октября 14:51
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Московский ГЕРБарий

Московский ГЕРБарий

Десять лет назад Борис Ельцин подписал указ «О государственном геральдическом реестре Российской Федерации»

[b]Количество гербов, существующих сегодня в России, в несколько раз превысило дореволюционный уровень. Сегодня не только субъекты РФ и города, но и многие села, партии, ведомства, клубы, сообщества, даже торговые точки имеют свои гербы, не говоря уже просто об амбициозных гражданах. Есть деньги – нет проблем с гербом. На этом фоне мы хотим напомнить читателю историю герба нашего с вами города.[/b] Предыстория московского герба уходит в глубину веков, но впервые он был оформлен лишь в 1730 году, когда приглашенный Петром I в качестве герольдмейстера граф Санти начал работу по составлению гербов для полковых знамен. А заодно и городам кое-что досталось. Тогда-то фигуру на коне, до того именовавшуюся либо князем, либо просто ездоком, и назвали святым Георгием. По древним преданиям, Георгий – выходец из знатного каппадокийского рода – был известен как военачальник при императоре Диоклетиане. Во время гонений против христиан Георгий выступил в их защиту и объявил себя христианином. За это его подвергли жестоким пыткам и мучениям. Но, несмотря на тяжелейшие муки, Георгий оставался невредимым и творил чудеса – исцелял больных и воскрешал мертвых. Одно из преданий – о Георгии и Змие – восходит к византийской легенде IV–V веков. Она гласит, что в некий город Ласия повадился ужасный змей, который пожирал жителей города. Был составлен даже особый список горожан, которые предназначались на обед чудовищу. А чтобы никому было не обидно, правитель города Сельвий включил в список и свою дочь. И погибла бы царевна, а вслед за ней и другие горожане, если бы в это время в город не приехал древнеримский комит (офицер) Георгий. Помолился он истинному Богу (а жители Ласии были язычниками), осенил себя крестным знамением – и победил страшилище. После чего царь, царевна и все горожане дружно перешли в христианство. На полотнах художников итальянского Возрождения, писавших картины «Святой Георгий», вместе с воином изображена дева, из-за которой происходит схватка. На некоторых русских иконах, называемых «Чудо Георгия о змие», также присутствует царевна. Однако в московский герб она не попала. То ли места не хватило, то ли галантности в первой половине XVIII века на Руси было маловато. Сюжет «Чуда о змие» продолжал жить в нашем народном творчестве на протяжении веков, развиваясь, обретая новые воплощения, а святой Георгий стал одним из самых почитаемых на Руси. Но ничто в этом мире не вечно – менялся и столичный герб. В середине XIX века новый российский герольдмейстер Кене изменил герб, развернув всадника, в соответствии с западноевропейскими стандартами, в противоположную сторону. На прежнем гербе Георгий держал копье в правой руке. Новая композиция вынудила его взяться за оружие двумя руками: видимо, автор посчитал, что одной левой он с врагом не справится. Правда, при этом всаднику пришлось бросить поводья, что на вздыбленном коне делать опасно. Тем не менее многие москвичи отдавали предпочтение старому изображению. Например, фасад Третьяковской галереи, сооруженный в 1900–1905 годах, украсил старый вариант герба. После октябрьского переворота, когда отряхивали «прах со своих ног», отреклись и от московского герба. Вместо него появилась немыслимая конфигурация из изображения памятника Свободе, шестеренки, колосьев и электромотора. К традиционному геральдическому изображению это не имело никакого отношения. Тем не менее и такой герб пользовался успехом: его изображение, помещенное на ограждении Большого Каменного моста, можно увидеть и сегодня. Даже с исчезновением исходных атрибутов (обелиск Свободы был взорван перед войной) московский советский герб украсил здание Верховного суда СССР (Поварская, 15), выстроенное в 1954 году на месте снесенной церкви. Любопытно, что после Второй мировой войны некоторые детали московского герба попали в герб Итальянской Республики. После развала СССР демократическая общественность начала активную борьбу за уничтожение атрибутов советской власти. Зашла речь и о гербе Москвы. Предложений было много, но в большинстве проектов превалировала символика, оторванная от традиций: государственную символику смешивали с религиозной. Над головой Георгия появился нимб, в руке вместо копья – крест. В этом варианте изображение больше было похоже не на герб, а на икону. Восстановить старый герб предложил еще в 1990 году депутат Моссовета, художник Константин Иванов. В сентябре того же года, на очередном Дне города, организаторы изменили эмблему праздника – на фоне стилизованного зубца Кремлевской стены вместо гвоздики поместили всадника с копьем. А потом еще несколько лет прошли в ожесточенных спорах – в какую сторону следует повернуть всадника? Спор был так же принципиален, как известная дискуссия между тупоконечниками и остроконечниками, придуманная Джонатаном Свифтом. В конце концов был утвержден герб, соответствующий изображению 1781 года. Под ним и живем. [b]На илл.: [i]Столичный герб 1930–1940-х годов, оставшийся в ограде Большого Каменного моста.[/b][/i]

Новости СМИ2

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит