Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Будем оптимистами

Общество
Будем оптимистами

[b]Как хочется, чтобы с последним ударом курантов этого века жизнь изменилась к лучшему! Это неистребимо, это в крови. «Пока дышу — надеюсь», — говорили древние римляне. За два тысячелетия мало что изменилось. И все же есть, пожалуй, только одна человеческая общность, для которой ожидание хороших перемен стало едва ли не смыслом жизни. Потому что тем, кто к этой общности принадлежит, сулили молочные реки и кисельные берега аккурат после 31 декабря — и так продолжалось не год, не два — десятилетия! Самое удивительное: этим посулам верили.[/b][i]Верили и в коммуналках, пропахших керосиновым чадом, верили в продутых свирепыми ветрами избах.А в окопах 41-го года только одна вера в будущее и помогла выстоять.В сознание, как гвозди — по самую шляпку, были вбиты слова-стереотипы.Враг — обязательно коварный, будущее — только светлое.Так что же это за люди, так много пережившие и тем не менее исхитрившиеся сохранить упрямую убежденность в то, что все наладится и «живы будем — не помрем»? [/i]Да это мы с вами, дорогие соотечественники. Мои, например, ровесники появились на свет Божий на земле, еще исполосованной ранами Гражданской, мы пели: «Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем!» Что из того, что каким будет этот «новый мир», представлялось смутно. Главное нам объяснили: разрушить старый, причем обязательно до основанья… Мы и разрушали. На острове Валаам, где еще сохранились монастырские скиты, устилали досками из иконостасов земляной пол в палатках. Был июнь 41-го года, летняя практика. А спустя два месяца военно-морская спецшкола, в которой я тогда учился, оказалась на Оке, в Сельцах. На другом берегу, в Константинове, — родина Есенина, там еще живут его сестра и мать. Ни один из нас у них так и не побывал. А зачем? Кулацкий поэт.Я не собираюсь никого ни ругать, ни хвалить. Каким было время, такими были и мы.Декабрь 41-го года. Поезд, в котором спецшкола едет из Сибири в Астрахань. Стоим подолгу, пропуская санитарные поезда на Восток, а эшелоны с сибирскими дивизиями — на Запад.Не помню, каким образом, только в нашем «отсеке» оказался патефон и к нему — единственная пластинка «Последний вальс». Начинается она двенадцатью ударами колокола. Пластинка-то и заменила нам в новогоднюю ночь бой Кремлевских курантов. А вместо шампанского — флакон тройного одеколона, разлитый по кружкам.Это был единственный раз, когда нам «сверху» никто ничего не обещал. Мы сами пообещали себе Победу. И слово свое сдержали! Может быть, поэтому так запомнилась эта новогодняя ночь.Все остальные довелось встречать по-всякому: на боевом дежурстве и дома, в море и на берегу. Но каждый раз из динамика ли, с голубого экрана, звучал голос очередного «вождя» и нам сообщалось, какими радостными, даже, можно сказать, выдающимися станут грядущие триста шестьдесят пять дней! Потолком можно по праву назвать обещанную Никитой Сергеевичем Хрущевым жизнь при коммунизме. И это тогда, когда «рукотворные» моря превращали в зловонную жижу русский чернозем, на берегу Байкала уже рыли котлован для его погубителя — целлюлозного комбината, а на селе распахивали сады под кукурузу… Жизнь при коммунизме значила для нас то же, что для верующих — вечное блаженство. Вот и попросить бы Господа Бога помолиться.Какое… Нам, в подавляющем большинстве атеистам, и в голову не могло прийти подобное! Мы работали. Там, куда определило начальство. Верхом доблести считался минимум записей в трудовой книжке.Работали, как правило, одну неделю в месяц. Последнюю. Первые три били баклуши. И тем не менее ухитрялись порой делать вещи прекрасные, ничуть не хуже, чем у «них»… Впрочем, эпитеты эти относились ко всему, что шло в армию и на флот. Так называемый ширпотреб (молодые, небось, и слова такого не знают) был ужасен.Сначала его брали потому, что ничего иного, во-первых, не было, а во-вторых, кто из нас знал, какими они бывают: модные туфли, нарядные костюмы, роскошные блузки?..Наши женщины, по всеобщему мнению, самые красивые в мире, все, как одна, благоухали «Красной Москвой», а мы, их кавалеры, — «Шипром».От Бреста до Находки мы жили в одинаковых квартирах, уставленных одинаковой мебелью. История, рассказанная Рязановым и Брагинским в их новогодней кинокомедии, вовсе не выдумана.И в то же время мы были счастливы. Хотя бы потому, что души не разъедало отвратительное чувство: зависть. Мы знали твердо, кому что положено. И если что не так — жаловались. По части жалоб было полное раздолье: местком, партком, райком, обком. «Все выше и выше!» — как пелось во времена нашей комсомольской молодости… Впрочем, была одна организация, на которую жаловаться никто не смел. В разные времена она называлась по-разному, но вне зависимости от этого, вгоняла в холодный пот. Мы знали (а если не знали — догадывались), что это и есть самое главное начальство, вершина Системы, и что располагается оно в Москве, на Лубянке… Позже, когда мы уже огрузли и порядком полысели, когда наши дети сами стали обзаводиться семьями, появились в обиходе странные слова «диссидент», «инакомыслящий», «самиздат». Но они нисколько не волновали, скорее, наоборот: «Что им надо?», «Что они там выпендриваются?».Да, мы видели — не дураки же, — что равны мы только друг перед другом, что там, за высокими заборами цековских особняков, и есть тот самый коммунизм, о котором нам уши прожужжали, и куда нас и на порог-то не пустят… И все же… И все же мы надеялись. Вот-вот появится новый товарищ Ленин или Сталин — кому что нравится, — и наступит распрекрасная жизнь. Без опостылевших очередей, без дефицита. С достатком, о котором рассказывали побывавшие «там», за бугром… Была и еще одна проблема, но она волновала главным образом тех, кто в графе «социальное положение» писал «служащий». Это необходимость говорить на работе одно, а дома совсем другое, иными словами двоемыслие.К рабочему классу и колхозному крестьянству данная проблема касательства не имела, поскольку и те, и другие были не шибко речисты. И если произносили речи, то разве после третьей или четвертой.А на собраниях, как известно, не наливали. Как, впрочем, и сейчас.Старая жизнь, к которой мы все как-то притерпелись, рухнула в одночасье, унося с собою в тартарары заодно и профсоюзные путевки, пионерские лагеря, тринадцатую зарплату.Сейчас нет недостатка в объяснениях, причем в иных «трудах» на первый план выдвигается любимая российская причина: заговор супостатов.Все, как мне кажется, гораздо проще. Система, которая возникла насильственно, могла функционировать только в режиме принуждения. Поначалу ее результатом были почти неоплачиваемый труд рабочих, потом и вовсе рабский — зеков, потом крепостной — крестьян.Уже в конце шестидесятых все три разновидности были исчерпаны: рабочий класс задаром работать не хотел, ГУЛАГ пришлось ликвидировать, село окончательно довели до ручки.Тогда стали продавать на Запад все, что еще можно было продать: нефть, газ, древесину, золото. Когда покупать перестали, Система приказала долго жить.Но мы-то остались. Со всеми нашими привычками, которые молодым кажутся сегодня предрассудками. С нашим органическим неумением — я опять-таки имею в виду большинство — хапать, рвать, а то и просто организовывать свою собственную жизнь. И жизнь своих близких.Мы вдруг обнаружили, что никто нами не только не руководит — даже заниматься не хочет. А главное, некому жаловаться. Ни на то, что совершенно бессовестно нас разорили неумелые реформаторы, лишив по существу не ахти каких, но все же накоплений, ни на то, что с каждым днем все сложней подработать, а пенсии копеечные… Конечно, обидно. Конечно, иногда кажется, что давным-давно, в розовом детстве, нам купили билет на поезд со станцией назначения «Светлое будущее», а он возьми да и доставь нас черт-те знает куда… то ли стрелки не так перевели, то ли маршрут перепутали… Но уж зато и насмотрелись мы всякого! И нам есть, что рассказывать внукам. Даже с избытком. Это ведь подумать только: три войны и две революции — и все это нам, на наши с вами плечи! Не будем гадать напрасно, сколько нам еще осталось весен и зим. В любом случае до библейских ста двадцати еще далековато.Будем радоваться тому, что судьба подарила нам великое благо: хотя бы на старости лет думать и говорить не по указке. И верить в то, во что верить хочется.Наши дети вполне вероятно, а наши внуки наверняка придут к тому, от чего нас отлучили 80 лет тому назад: к десяти Заповедям. Не укради, не убий, не возжелай жены ближнего своего… На них основана современная цивилизация. Та самая, у которой вполне светлое настоящее.Может быть, мы доживем и до того светлого часа, когда в нашем сознании укоренится, что «несть ни эллина, ни иудея». И русским не придется бежать из Душанбе, прекратится постыдная свара из-за Крыма, и кровавые призраки перестанут по ночам тревожить тех, кто пережил Сумгаит и Баку… Господи, как это в сущности хорошо: жить в мире с самим собою и не искать врагов ни в Вашингтоне, ни в Тель-Авиве! Мы обретаем Россию и вместе с нею — себя. А это куда важнее, чем мельтешение на экране очередных оракулов, сулящих внеочередные блага. И шушеры, восседающей в «Мерседесах» и «Вольво». «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста», — сказал когда-то классик. Классики не ошибаются. Вот почему мне вовсе не кажется туманным и неопределенным преддверие XXI века, нашего третьего тысячелетия.И если прислушаться, можно услышать известные слова: «Будем счастливы!» Будем, обязательно будем.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.