Самые модные платья сезона родом из XIX века
...В небольшом павильоне на фестивале не протолкнуться, кажется, что даже расставленные по периметру манекены обескуражены: никак не могут взять в толк, чем они заслужили внимание такого огромного количества людей, неужели костюмами?
Как ни хотелось бы разочаровывать пластмассовых работников модной индустрии, но это действительно так: не желая вникать в тайны загадочной кукольной души, люди слетелись сюда, как бабочки на цветок, привлеченные яркими красками народных костюмов, идеально сидевших на стройных манекенах.
Слева от меня - праздничный сарафан архангельской красавицы XIX века - изумрудное шелковое платье до пят. Почему-то уверена, что его не отказалась бы примерить и современная красавица: сарафан удачно перележал в сундуке и революцию, и эмансипацию, и сумасшедшие девяностые с ультракороткими мини-юбками, и плавно оказался на вершине современных модных трендов. Платья с похожим кроем есть, кстати, в коллекции российского модельера Ульяны Сергиенко - самой известной пропагандистки стиля "а-ля рюс" на Западе.
А вот в Нижегородской области приталенных платьев не носили. Парадный костюм нижегородки состоял из широкой красной рубахи и длинной свободной юбки. Зато какой рубахи: из шелка со вставками из парчи и ручной вышивкой! Страшно представить, сколько бы она стоила, если бы была произведена не проворными руками нижегородской мастерицы XIX века, а в наше время - наманикюренными ручками помощницы модного дизайнера!
Зато коллекционеру русского национального костюма Сергею Глебушкину это богатство досталось почти бесплатно.
- Я уже двадцать пять лет занимаюсь коллекционированием, полстраны объездил, - рассказывает Сергей. - Когда люди узнают о том, для чего я ищу костюмы, то чаще всего отдают мне их бесплатно, ну или в обмен на необходимые вещи: в перестройку, например, большим спросом пользовались калоши.
Сейчас коллекция Сергея насчитывает более 300 костюмов, вытащенных в свое время из сундуков с приданым. Деревенские девушки стали куда практичнее: пара калош для них важнее старого платья, доставшегося от прабабки.
Кстати, по словам коллекционера, за сто с лишним лет девушки изменились не только внутренне, но и внешне.
- Сейчас примерить платье из моей коллекции редкая модница сможет, - смеется Сергей. - Крестьянки XIX века носили 40-42 размер, а нынешние женщины - куда и выше и пышнее.
Но модниц это обстоятельство, кажется, совершенно не смущает: не имея возможности примерить миниатюрные платья, они с радостью фотографируются в обнимку с манекеном в народном костюме. А кто-то даже дефилирует в собственноручно сшитых народных костюмах.
- Я себе и дочкам шила платья по лекалам XVI века, - рассказывает многодетная мать Анна Очеретня, демонстрирующая костюм московской крестьянки- длинный льняной сарафан с поясом и рубашку. – Мои девочки с восторгом в этих платьях бегают, а старшие - и шить помогают, видите? - Анна махнула рукой в сторону старшей дочери - девятилетней Аннушки. - Сумочку, которая у нее на поясе висит, она сама себе смастерила.
Анна - реконструктор, правда, по ее словам, начинающий.
- Серьезный реконструктор сначала сам бы ткань соткал и покрасил, а потом бы уже шил из нее, - объясняет она. - А я-то костюмы шила из покупного льна, ткать пока не умею.
Но это не беда, научиться это делать совсем не сложно: в пяти метрах от нас открылась мастерская народных ремесел, где всех желающих учили не только ткать, но и крестиком вышивать и даже кружево плести.
Пока мы разговаривали, старшие девочки уже облепили мастериц, так что на следующий фестиваль Анна наверняка придет уже в домотканом народном платье.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Горшки обжигать может каждый!
Корреспондент «Вечерней Москвы» заглянула в мастерские фестиваля, где маленьких зрителей обучали основам национального ремесла.
Кузнец на фестивале – настоящая звезда среди детворы. Молодые люди окружили кузницу, и жадно, с расширившимися от радостного возбуждения зрачками, вглядываются в жаровню с дымящимися углями. Мальчишки просят кузнеца Алексея Иванищенко рассказать как правильно держать молот и бить по наковальне, чтобы гвоздь получился идеальным – с четырьмя ровными гранями и аккуратной шляпкой. А девочки просят выковать им подкову «на счастье» и что-нибудь «для привлечения принцев». Кузнец спокойно рассказывает и тем и другим о том, что в деле главное - страсть – она и для гвоздей нужна и для принцев. (далее)