Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Сноб, или Триумф лакея. Чтобы держаться особняком, достаточно хоть что-то из себя строить

Общество
«ВМ» продолжает публикацию материалов под рубрикой «Портрет явления» о вызовах времени и наиболее ярких и спорных современных тенденциях. В предыдущих публикациях мы рассказывали, кто такие геймеры, как рождаются флешмобы и тренды. Мы попытаемся рассмотреть такой социальный феномен, как снобизм. Кто же он таков, современный сноб, который, по известному выражению, достиг дна высшего общества?

Генеральный директор одной из пиар-компаний встретил сотрудников службы безопасности «Транснефтегаза» у лифта. Пока шли с нефтяниками по длинному коридору к кабинету, генеральный внезапно оттянул воротничок своей сорочки в сторону, вытянул насколько возможно шею и, указывая на ярлычок рубашки, произнес гордо: — Видите? Нет, вы видите? Это же Армани! Ребята из службы безопасности переглянулись и пожали плечами. Молча. Дело было в том, что эти двое спортивных молодых людей в строгих костюмах приезжали проверить, что име ют дело не с мошенниками или клоунами, а с вполне надежной компанией, с которой у «Транснефтегаза» наметились кое-какие деловые отношения. Но теперь, конечно, о всех деловых контактах с этого момента можно было забыть. Навсегда.

— Стиль и вкус мужчины — это определенного рода ботинки и определенного рода силуэт, — рассказывает известный имидж-стилист Наталья Туркенич. — Силуэтная линия всегда подчеркивает актуальность одежды, а никак не модные цвета, не модную фактуру и уж тем более не наличие модных аксессуаров типа хипстерских очков. Вкус — это длина и объем, это ширина лацкана и плотность облегания брюк, пиджака и рубашки. Все это гораздо важнее, чем «Армани», «Версаче» или часы «Вашерон Константин», которые уместно демонстрировать лишь в дружеском кругу, за глотком хорошего виски. Если вы начнете щеголять престижными брендами перед малознакомыми людьми, они сочтут вас за выскочку и сноба. И окажутся правы.

ЛАКЕИ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА

Сноб восхищается высшим обществом, тщательно подражает его манерам и вкусам, он постоянно ищет любую возможность попасть в него. Он готов заложить душу, чтобы оказаться поближе к звездам на Московском кинофестивале или на модном показе в соседнем кресле с Игорем Чепуриным, а за фото с лабрадором Кони Владимира Путина может отдать даже правую руку или глаз. Он претендует на интеллектуальность, изысканный вкус и авторитет в области литературы и искусства, хотя все его знания в этой области исчерпываются чтением буклетов с выставок. Может голодать месяцы для того, чтобы купить модную цацку или дорогие часы. При всем при этом надменно относится к тем, кто, по его мнению, лишен всех его достоинств. Он угодлив перед вышестоящим, однако на нижестоящего смотрит сверху вниз. Впервые в мировой литературе о снобах заговорил английский писатель Уильям Теккерей в своем сатирическом исследовании «Книга снобов, написанная одним из них». Среди наиболее типичных проявлений снобизма, описанных в книге, есть и такой эпизод. Британская знать приглашена на званый вечер во дворец графа Сассекса. Лакеи высаживают из карет своих господ и отправляются пить пиво в парк. Внезапно там появляются собственные лакеи Ее величества в штанах черного бархата. Все прочие лакеи в панике убегают… «Эти лакеи всего лишь копия своих хозяев. Тот, кто низкопоклонничает перед низостью, есть сноб, — пожалуй, так можно определить эту разновидность человека», — заключает Теккерей.

Генеральный директор пиар-компании в рубашке от «Армани» был в провинции вполне успешным бизнесменом, сделавшим деньги на материалах для дорожного строительства. Но ему захотелось большего — стать частью столичной деловой элиты. Поэтому он продал бизнес, переехал в Москву, создал пиар-компанию, которая продвигала его имя, и придумал ежегодную премию имени самого себя. Он даже надел «бархатные штаны королевского лакея» (то есть рубашку известного бренда). Ничего не помогло, потому что в душе он остался провинциалом.

ПЕРЕПЭРИТЬ ВСЕХ ПЭРОВ

Как утверждал тринадцатый герцог Бедфордский, первый английский пэр, начавший за деньги пускать в свое поместье туристов, термин «сноб» появился в Средние века в Итоне и Кембридже, когда рядом с именами студентов неблагородного происхождения начали ставить пометку sine nobilitate («без титула»), в конечном счете превратившуюся в аббревиатуру s.nob.

Понятно, что нетитулованным молодым людям в социальном соперничестве с представителями наследственной аристократии приходилось стараться изо всех сил. Ведь чтобы достичь успеха, им нужно было, как говорил герцог, «перепэрить всех пэров».

— Снобизм — это прежде всего отсутствие самоиронии, — просвещает меня аналитик и специалист в области индустрии моды Андрей Аболенкин. — Если человек излишне серьезно относится к тому, что он носит, как он выглядит — это признак дурного вкуса и снобизма. Как говорил барон Мюнхгаузен в известном фильме, все глупости на земле делаются с самым серьезным выражением лица.

Говорят, что отсутствие самоиронии и здорового чувства юмора есть признак душевного расстройства. Наверное, профессор психологии и специалист по психоанализу профессор Александр Полеев во многом разделяет это мнение, ведь он профессионально изучает снобов.

— Один из моих пациентов вынужден был принимать определенные препараты, вызывавшие увеличение веса, — рассказывает профессор. — Поэтому лечащий врач прописал ему бег. Парень был спортивный, но проблема состояла в том, что именно в этот момент он испытывал материальные трудности и не мог позволить себе купить дорогие кроссовки. Когда я посоветовал ему купить что-то попроще, он оскорбился и сказал, что никогда не наденет на свои ноги гадость.

Еще была у профессора одна приятельница, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не ездила на метро. Не по причине того, что боялась терактов или была весьма состоятельной дамой, которой можно не работать. Как раз неприятности по работе у нее бывали довольно часто, когда она часами простаивала в пробке по дороге в офис. Мадам объясняла свои причуды так: «Стоять рядом на эскалаторе или ехать в вагоне с быдлом для меня унизительно. Просто находиться вместе с ними в метро — значит признать, что я такое же быдло».

СЕЛФИ С ПАРИЖАНКОЙ

Обетованная земля для московских снобов, их Мекка, их Врата в Царствие Небесное, охраняемые апостолами Петром и Павлом, — это ресторан «ПушкинЪ», позиционирующий сам себя как «ресторан русской дворянской кухни», где «САЛАТЪ СЪ ТРАВОЮ РУККОЛОЙ И СЫРОМЪ ПАРМСКИМЪ» стоит 1 140 рублей порция. Те, кто делает первые шаги на тяжкой ниве снобизма, начинают с того, что чекинятся рядом со швейцаром ресторана. А еще можно сделать селфи на фоне витрины дорогих сладостей из «Пушкина», невидимую пыль с которой смахивает натуральная mademoiselle. Главное, чтобы в кадр не попало лицо пастушки из Прованса. Лукавство заключается в том, что чепец с оборками скрывает лицо работящей девушки из Таджикистана.

С лакеями в «Пушкине» тоже не все просто. Сначала они, в париках с буклями, в обтягивающих белых панталонах и туфлях с золочеными пряжками, принимают у гостей верхнюю одежду и провожают к столику. А потом выносят через заднюю дверь бачки с помоями, стараясь выплеснуть их так, чтобы не забрызгать эти самые пряжки.

Знакомая бизнесвумен жалуется:

— Знаете, Сергей, в этом году бизнес идет не очень хорошо, и, увы, боюсь не удастся отпраздновать новогоднюю ночь в «Пушкине», как всегда.

Выражение «как всегда» звучит так, как будто в те времена, как страна под названием СССР давилась в очередях за мандаринами и «Советским» шампанским, она уже сидела в «Пушкине» под новогодней елкой.

Когда моя знакомая отменяет деловые встречи, она не просто ее отменяет:

— Светочка, отмените встречу. Сегодня мы идем на премьеру, Сергей Женовач дает новый спектакль.

Секретарша не знает, кто такой Женовач, а бизнесвумен знает, что Светочка не знает, и потому за ее счет самоутверждается. Она читает исключительно Гришковца и Мураками, хотя муж ее едва ли освоил «Приключения Буратино». Муж очень любит запоминать красивые незнакомые слова и употреблять их к месту, но чаще всего нет. Например, «лакшери», «синергия» или «селебрити». Когда в контору принесли рекламу автоконцерна «Ягуар», он сказал, что это не «лакшери», и рекламу эту ставить в свой деловитоглянцевый журнал он не будет. Вот если бы, например, «РоллсРойс», или, на худой конец, «Бентли»… Рекламный отдел взвыл.

А еще, когда художник по рекламе вздумал отпроситься на обед в «Макдоналдс», любитель красивых слов возмутился: — Что вы говорите?! Туда ходят нищие студенты и маргиналы! Я запрещаю там обедать, это наносит репутационный ущерб компании! А вдруг вас кто там увидит?! Через полгода, когда деловито-глянцевый журнал накрылся медным тазом, он сидел на открытой веранде «Макдоналдса» и ел чикенбургеры. Ровно напротив него находился ресторана «ПушкинЪ». Через Тверской бульвар до него было 200 шагов по прямой...

КОМПЛЕКС МНОГОТИРАЖНОСТИ

Вот как описывает в своей книге «Анатомия снобизма» один из комплексов, свойственных этому племени, британский журналист Артур Кестлер: «До прихода к власти Гитлера, в привольные времена Веймарской республики, я был знаком в Берлине с одной молодой особой из левого издательства. Она переспала со всеми писателями, чьи книги издавались тиражом более 20 тысяч экземпляров. Она объясняла это так: «Ну, подумай, может ли быть безнравственна интрижка со знаменитостью, ведь ты словно ложишься в постель с самой историей».

Так возник «комплекс многотиражности», который в конце концов ее погубил. Сделавшись любовницей известного корреспондента «Правды» Михаила Кольцова, со слов Кестлера, — непривлекательного, невзрачного человека, у которого было даже не двадцать тысяч, а два миллиона читателей, она исчезла вместе с ним во время «большой чистки» 1938 года.

Предполагать, что гражданка свободной Баварии Мария фон Остен (так ее звали) стала причиной ареста и гибели Кольцова, было бы очень большим допущением. Однако вот что писали следователи НКВД в постановлении о ее аресте: «По приезде вместе с Кольцовым в Москву Остен сожительствовала с ныне арестованными как шпионы кинорежиссерами, артистами и немецкими писателями». Заметим в скобках, что Кольцова расстреляли по обвинению в шпионаже в пользу иностранной державы.

Если комплекс многотиражности немецкой барышни состоял в том, что она спала только с известными писателями, то нынешний комплекс многотиражности сноба выражается в чтении только тех, у кого тираж более двух миллионов. Это, во-первых, новомодный афганец Халед Хоссейни, Пауло Коэльо (куда ж без него?), скандалист и циник Бегбедер, а еще Э. Л. Джеймс — «Пятьдесят оттенков серого» (сама книжка, а не фильм!). Штука в том, что снобы эти книги вроде бы читают, а вроде как и нет. Лучше всего об этом сказал Гоголь, когда описывал характер одного из своих героев помещика Манилова — тоже известного сноба: «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й странице, которую он постоянно читал уже два года».

СКВОЗЬ ХМУРЬ И МРАЗЬ

Но хуже всего, это когда сноб начинает думать, что сам может стать писателем. Читать графомана скучно и утомительно, но читать сноба — это истинное мучение. Вот что пишет иногда в своем блоге, претендуя на высокую литературу, гуру всех отечественных снобов, редактор сайта для снобов и снобского журнала: «Доверительный голос Джорджа Майкла в теплой машине, рассекающей уличную хмурь и мразь. Крупная гречка с лисичками за обедом в «Пушкине». Блеск идеально отшлифованной стали Panerai на запястье».

Для тех, кто не знает, Panerai — это марка дорогих мужских часов с ударопрочным механизмом, разработанных для итальянского подводного спецназа. Бесспорно, это самый удачный выбор для обеда в дорогом ресторане, куда приезжают на дорогой машине, рассекая уличную мразь.

Вот еще один перл: «Мощная струя любимого(sic!) Comme des Garcons 71 на чистое тело». К сведению, Comme des Garcons 71 — это мужская туалетная вода. Флакон стоит около 7 тысяч рублей и потому если имеешь привычку «мощно струячить», его хватает ненадолго.

И наконец описание обычного утра российского сноба: «Джем из кумквата на бруске ржаного вестфальского хлеба за завтраком». К сведению обычных смертных, кумкват — это род цитрусовых, произрастающих в Восточной Азии и на японских островах. По вкусу напоминает мандарин с легкой кислинкой, его можно есть с кожурой, но это может вызвать раздражение слепой кишки. Короче говоря, кумкват — это по большому счету апельсин, и если его сожрать вместе с кожурой, можно очень скоро доиграться до аппендицита.

 ...Аппетитно хрустит ломтик ржаного вестфальского хлеба с джемом из кумквата.

...Толстеющий юный сноб не может бегать по утрам из-за того, что у него нет дорогих кроссовок.

...Мадам не может ездить в метро с быдлом.

...Королевские лакеи Уильяма Теккерея тем временем допивают свое пиво в парке. Из-за кустов за ними наблюдают обычные лакеи, ловя каждое слово и усваивая утонченные манеры.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Наталья Варская, психолог:

- Вычислить из массы людей закоренелого сноба достаточно легко. Прежде всего это некоторая неестественность, театральность, вычурность поведения. У снобов постоянно проскальзывают нарочито небрежные упоминания о собственной значимости. Например: «Я не выспался вчера, накануне был на приеме в британском посольстве». Или так: «Ума не приложу, что делать! Не успеваю оформить шенген для поездки в Куршавель вместе с Мишкой Прохоровым!» Чем небрежнее и вскользь он об этом упоминает, тем больше это заметно. Явление это обусловлено тем обстоятельством, что все люди от рождения делятся на различные психотипы. Есть в числе прочих психотипов истероидный, или демонстративный, психотип, к которому и относятся снобы. Из них получаются хорошие актеры — и мошенники, кстати, тоже. К ярко выраженному истероидному психотипу относились также Бонапарт и Гитлер, обладавшие, кроме своего снобизма, параноидальным типом характера.

СПРАВКА

Первым в истории снобом, официально закрепившим за собой это звание, был Бо Браммел — мещанин по происхождению, снискавший благосклонность британского принца-регента, будущего короля Георга IV. Заслужил у современников прозвище Красавчик Браммел. Он показал, что вознестись до небывалых высот мужчина может, обладая всего лишь безупречными манерами. Байрон, например, писал, что существует только три великие личности — Бонапарт, Бо Браммел и он сам. Признанный высшим обществом, Браммел вел роскошную жизнь и мало-помалу растратил все отцовское наследство. В 1816 году укрылся от долгов во Франции, однако кредиторы нашли должника и в 1835 году он был заключен в долговую тюрьму. Умер нищим в психиатрической лечебнице.

ОБ АВТОРЕ

Сергей Машкин, обозреватель при главном редакторе, колумнист, внимательно отсматривает политические тренды современности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мой гламур в тумане светит

1 — А-а-а-а, — истошно и безостановочно вопит двухлетняя девочка в кафе. Посетители, (или, как говорят здесь, «занимающиеся кофе»), недовольно оглядываются, спешат поскорее допить и расплатиться. Нет ничего неприятнее детского крика. Со стойки бара к проблемному столику уже спешит официант. С каждым его шагом шансы доесть завтрак у матери орущей девочки тают. Мать торопится, орудует челюстью, зло и скрипуче полосует ножом по тонкой коже блинчика. Крик обрывается. Женщина удивленно поднимает голову. Девочка зачарованно смотрит на загоревшийся экран бесшумно звонящего айфона. Берет в руки, не отпускает и не плачет больше. (далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.