Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов: «Валить все на какого-то мужика с 0,6 промилле алкоголя в крови – детские игры и позор»

Сюжет: 

Во «Внуково» разбился частный самолет
Общество
Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов: «Валить все на какого-то мужика с 0,6 промилле алкоголя в крови – детские игры и позор»
Президент фонда содействия гражданской авиации Олег Смирнов / Фото: Aviafond.ru
Руководство аэропорта «Внуково» решением совета директоров было отправлено в отставку, не дожидаясь выводов экспертов о причинах авиакатастрофа.

О глубинных причинах авиакатастрофы во «Внукове» и других проблемах отечественной гражданской авиации читателям «ВМ» рассказал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора РФ, в прошлом заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов в эксклюзивном интервью. 

— Олег Михайлович, оправдана ли отставка руководства авиакомпании в связи с трагедией во Внуково?

— Решение совета директоров авиакомпании абсолютно оправдано, потому что случай тяжелый и безобразный. Я со дня катастрофы не увидел ни одной причины, предпосылки для катастрофы, которая произошла. Обычно сходится в одной точке масса различных поводов, причин и факторов возникновения катастрофической ситуации. А здесь: отличный самолет, исправен, технически пригоден, двигатели работали хорошо, авионика отличная (совокупность всех электронных систем на борту судна – прим. «ВМ»); экипаж подготовленный, об этом можно судить потому, что самолет взлетал в тумане, а взлет в таких условиях доступен только пилотам, имеющим такой опыт; состояние взлетно-посадочной полосы — идеальное. Причина трагедии заключается в несанкционированном выезде транспортного средства на ВПП. С водителем разберутся, почему он выехал, но это лишь деталь. Самое главное для нас — услышать от комиссии вывод, где произошел сбой в системе обеспечения безопасности полетов на аэродроме «Внуково».

— То есть, степень вины водителя в катастрофе — не определяющая?

— Аэродром — это сложное тело, сложный организм, сложное производство. И вот так валить всё на какого-то там мужичка, у которого нашли 0,6 промилле — это детские игры, желание увести от реальных причин и международный позор.

— Вы имеете в виду спешное заявление представителя Следственного Комитета?

— Весь мир смеется над этим. Работает государственная комиссия — ни слова. А следственный комитет нашел уже виновного и причину. После этого заявления на нашу страну такой ушат грязи вылили… Я читал выписки из европейской прессы они пишут примерно следующее: «… по аэродромам России свободно разъезжают пьяные водители, по заявлению Следственного Комитета…». Но не только Владимир Маркин «удивил» всех своим заявлением. Второе лаконичное заявление замминистра транспорта — столь же нелепо и ущербно для репутации России (Валерий Окулов бросил представителям СМИ фразу: «Такое раздолбайство, что слов нет» — прим. «ВМ»). Иностранные корреспонденты в своих статьях перевели этот русский термин, как «полная анархия в производстве на местах». Нужно понимать, что этот замминистра сказал это слово о себе лично, как о человеке, отвечающем за гражданскую авиацию и о министре, который по сей день уклоняется от каких-либо комментариев. А это именно их дело, их обязанность, потому что мы члены ICAO (Международная организация гражданской авиации — прим. «ВМ») и контроль за гражданской авиацией возложен не на какую-то авиакомпанию, а на государство.

— В виду таких грубых нарушений безопасности могут ли Россию исключить из ICAO?

— Теоретически, могут. Но тогда нашим авиаперевозкам конец. Исключение из ICAO — это запрет на полеты за границу. К тому же мы десятилетиями вели политику, в результате которой перешли в новую эпоху — эпоху тотальной эксплуатации западной техники. Сплошь «Боинги» и «Аэрбасы», российской техники практически нет. Если санкции введут эти компании, то 30 миллионам наших сограждан придется пересесть на оленьи, собачьи и конские упряжки. Из категории экономики эта ситуация перешла в категорию национальной безопасности полетов. Эту плачевную ситуацию прекрасно понял президент России и дал команду заниматься импортозамещением. Но руководители министерства промышленности в полной растерянности.

— Все-таки, в чем, на ваш взгляд, глобальная причина таких катастроф как, произошедшая во «Внукове»?

Это сбой в системе обеспечения безопасности полетов в аэропорту. Ни один аэродром не может получить сертификат, пока подобная система не будет внедрена. Следует отметить, что подобные сбои это проблема мирового масштаба, она касается всех государств мира. Показательно, что в 2007 году ICAO выпустило руководство по предупреждению несанкционированного выезда, появления посторонних машин и объектов на ВПП. Это целый том 6 сантиметров толщиной там все расписано: что должно делать руководство аэропорта, что должны делать пилоты, что должны делать диспетчеры, что должны делать водители всех категорий, а там же сотни водителей на десятках видах транспорта (воздухоочистители, снегоочистители, телетрапы, автобусы и т.д. прим. «ВМ»). То есть эта проблема была есть и будет, над ней всегда нужно будет работать.

Системы, которые придуманы в последнее время дают положительный результат, но лишь в том случае, если эта система работает. А порой получается так, что формально она есть, а фактически мы имеем авиакатастрофы с сотнями погибших.

— Неоднократно всплывала информация о сокращениях персонала, в частности стартовых авиадиспетчеров, в том числе во «Внукове». Экономия средств, так называемая оптимизация расходов, авиакомпаниями, аэропортами влияет на безопасность перевозок?

Безусловно. Возьмем стартовых авиадиспетчеров раньше, на длинных ВПП были два, а то и три диспетчера, особенно в случаях, когда взлетная полоса в виду особенностей местности, дугообразная. Сейчас, в погоне за экономией, всё это дело ликвидировали. Действительно, можно ликвидировать, но сначала создать альтернативу, чтобы кролика, случайно выбежавшего на полосу диспетчер смог увидеть без человеческого глаза. Еще один минус присутствия рыночных отношений в таком серьезном деле заключается в том, что сегодня руководителем аэропорта может стать человек с любой специальностью – а этим должны получаться профессионалы. По факту, владельцы назначают начальниками своих приближенных исходя из субъективных мотивов.

— Олег Михайлович, на кого в сфере авиационной безопасности нужно равняться России?

Во-первых, сейчас во всем мире внедряется новая Система управления безопасностью полетов (СУБП) эффект колоссальный, количество авиа катастроф на планете снизилось на 30 процентов. Среди стран, взявших на вооружение эту систему особенно выделяется Австралия (примерно 70 лет без авиакатастроф). Да что далеко ходить, наша соседка Финляндия, расположенная в тех же географических и климатических условиях 50 лет, ни одной катастрофы. В США в последние годы обходится без авиакатастроф, и это при том, что у них 800 миллионов перевезенных пассажиров за год, против наших 85-ти.

Там нет таких безобразий, которые творятся в нашей гражданской авиации. Мы единственная страна в мире, где нет единого, полномочного, государственного органа регулирования гражданской авиации. Мы единственная страна, где летные происшествия расследует структуры, подобные МАК (Межгосударственнй авиационный комитет прим. «ВМ»), не имеющих существенных государственно-властных полномочий. Например, в США авиапроисшествия расследует такая госорганизация как НТСБИ (Национальное бюро на транспорте), руководителя которой назначает президент. Попробуй там не выполнить указания этой службы по результатам расследования катастрофы, и не важно кому адресованы предписания металлургам, аэропортам, авиакомпаниям представителям частного бизнеса или госкомпаниям. Секир-башка и штрафы в миллионы долларов. А у нас никто ни за что не отвечает. Предложение о воссоздании Министерства авиации, вынесенное специалистами, профессионалами в этой сфере попросту выбрасываются в корзину. Без решения этой проблемы Россия будет оставаться лидером по количеству катастроф, коим мы являемся сейчас. 

В последние годы в мире мы являемся лидерами по количеству катастроф. Что касается француза (Кристоф де Маржери, глава компании «Тоталь» - прим. «ВМ»), то он заслуживает звания Героя России. Он как Александр Матросов бросился на амбразуру если бы на месте «Фалькона» был бы «Аэрбас», конец был бы тот же самый, но жертв было бы не 4, а 300 человек.

Я хочу отметить, что самые масштабные трагедии на ВПП в истории авиации произошли за пределами России.

Напомним, в ночь на 21 октября частный самолет бизнес-авиации «Фалькон-50» совершал вылет из московского аэропорта «Внуково» в Париж. На борту находился один пассажир и трое членов экипажа. Во время разбега в 23:57 мск самолет столкнулся со снегоуборочной машиной аэродромной службы. В результате аварии все члены экипажа и пассажир, генеральный директор французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери, погибли.

По факту авиакатастрофы было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). В пресс-службе следственного управления на транспорте СК РФ по Москве ранее сообщили, что водитель снегоуборочной машины, столкнувшейся с самолетом, был пьян.

В рамках расследования уголовного дела задержаны пять человек.

Ранее стало известно, что в связи с авиакатастрофой генеральный директор аэропорта «Внуково» и его заместитель покинули свои посты.

СПРАВКА

Самые масштабные катастрофы, связанные с ошибками диспетчеров на взлетно-посадочной полосе.

1977 год — Тенериф. Канарские острова. «Боинг 747» авиакомпании «Панам» и «Боинг 747» европейской компании «КЛМ» при взлете одного и посадки другого судна столкнулись. Погибло около 600 человек.

2000 год. Европа. Сверхзвуковой самолет «Конкорд» при взлете из «Орли» курсом в США на полосе столкнулся с деталью самолета, отсоединившейся от взлетевшего накануне лайнера. Фрагмент пробил топливные баки, что привело к возгоранию. 96 человек погибли. 

1984 год. Омск. «Ту-154» ночью в плохих погодных условиях получил от диспетчера разрешение на посадку. При приземлении оказалось, что на ВПП находятся три снегоочистителя. 178 человек погибли. 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.