Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Один парашют на всех

Сюжет: 

Крушение российского лайнера в Египте
Общество
Недавняя катастрофа самолета авиакомпании «Когалымавиа», в результате которой погибли 224 человека, породила множество идей и споров по поводу того, как можно спасти пассажиров терпящего бедствие воздушного судна.

На минувшей неделе российский ученый Гамид Халидов заявил о том, что изобрел и запатентовал систему спасения пассажиров самолетов. Она основана на принципе отделяемых модулей, которые вставлены в фюзеляж лайнера.

КАПСУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

По задумке автора идеи, корпус самолета представляет собой своеобразный пенал, в котором заключены несколько таких модулей. В случае катастрофы хвост воздушного судна отваливается, а герметичные модули с пассажирами вываливаются из него один за другим.

Каждая капсула оснащена специальным парашютом для мягкой посадки. Изобретатель предлагает изготовить модули из современного полимерного материала, благодаря чему они не сгорят и не утонут. Между тем авиаконструкторы и эксперты в области безопасности авиаперевозок отнеслись к этому устройству скептически.

Специалисты считают так: чем больше в лайнере различных систем, тем больше вероятность их поломки. Кроме того, по мнению конструкторов, весить спасательные модули будут дополнительные две тонны — а это слишком большая нагрузка для самолета.

— Эту систему не воплотить. Даже навскидку можно сказать, что она очень тяжелая, — сказал «Вечерке» кандидат технических наук Игорь Табачук. — Это фактически бронекапсула.

Зачем вставлять в самолет какие-то модули, если фюзеляж можно использовать как капсулу. Огромное количество людей работает над системами спасения, и, я думаю, все, что на сегодня сделано, — это предел возможностей.

КАТАПУЛЬТА ДЛЯ ПАССАЖИРА

Между тем о новых системах спасения авиапассажиров, которые могут быть воплощены в жизнь в ближайшем будущем, «ВМ» рассказал генеральный конструктор НПО «Авиакосмические технологии», летчик-испытатель Александр Бегак: — Различного рода идей о том, как спасти пассажиров из падающего самолета, существует десятки, если не сотни. Достаточно давно родилась мысль об эвакуации людей при помощи блоков или капсул, на которые разбит салон пассажирского лайнера. Это немного напоминает идею о модулях из полимерного материала, которую предлагает российский ученый, однако принципиальная разница в том, что весь салон состоит из нескольких блоков, или частей. В аварийной ситуации срабатывают пиропатроны, и лайнер, грубо говоря, разваливается на эти составные части.

В каждой из них, представляющей собой герметичную капсулу, находится человек по десять пассажиров. После того как капсула отделяется от корпуса лайнера, над ней раскрывается один большой парашют, и пассажиры благополучно приземляются.

- А по отдельности люди никак спастись не могут?

- Подобной идеей я занимался, еще будучи студентом Московского авиационного института. Заключается она в том, что каждое пассажирское кресло снабжается системой катапультирования.После ее срабатывания кресло превращается в надувную конструкцию с человеком внутри. Учитывая сопротивление воздуха, это сооружение должно более-менее мягко спланировать к земле.

- Получается что-то вроде надувного шара по типу тех самых зоргов, в которых сейчас катают туристов по снежным склонам?

- Что-то вроде того, но конструкция эта неправильной формы, напоминает скорее гриб со шляпкой. Если я не ошибаюсь, нечто подобное придумал космонавт Алексей Леонов. Заметьте, что разрабатывал он ее для космонавтов. А когда конструкторы стали делать расчеты, то убедились в небезопасности такого рода устройств.

Человек при катапультировании испытывает колоссальные перегрузки, а обычный пассажир — это не летчик-испытатель. Однако самая главная проблема — это вес подобных систем спасения. Конструкторы, разрабатывая конструкцию нового самолета, борются за каждый грамм веса, а при внедрении на борт сложных систем эвакуации он не сможет оторваться от земли. Но, может быть, когда-нибудь для бизнес-бортов эти схемы эвакуации все-таки будут реализованы.

- Иными словами, надежные системы эвакуации пассажиров появятся очень нескоро?

- Самый безопасный самолет — это летающая тарелка. А если серьезно, то самая безопасная система уже стоит сегодня на некоторых частных самолетах. Ее идея заключается в том, что при аварии над фюзеляжем выбрасывается один огромный парашют. Никаких капсул, никакого катапультирования. Просто самолет медленно опускается к земле, если заглохнет двигатель или произойдет что-то еще.

СПАСИТЕЛЬНАЯ ПЕНА

Кроме этих идей спасения пассажиров из терпящего крушения воздушного судна, есть еще более фантастичные. Например, бывший архитектор, а ныне подающий надежды авиаинженер Александр Балан предлагает систему мгновенного вспрыска непосредственно в салон специально разработанной жидкости. При контакте с воздухом она превращается в пену и мгновенно заполняет пространство внутри авиалайнера.

Пена обволакивает пассажира за несколько секунд до столкновения с землей, полностью блокирует его с ног до головы и заполняет все внутреннее пространство самолета. В считаные мгновения она становится достаточно твердой и вместе с тем достаточно мягкой для того, чтобы предотвратить травму при столкновении терпящего бедствие судна с землей. Однако в так называемом коконе, который образует пена, пассажир сможет находиться без воздуха не больше 30 секунд. Вместе с тем, как уверяют разработчики, этого времени хватит, чтобы человек не задохнулся, поскольку пена вновь растворяется и становится жидкостью.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ АВИАЛАЙНЕРА

Один парашют на всех «Шереметьево» второй год подряд признан лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания / Фото: РИА Новости

БЕЗОПАСНОСТЬ

Рейтинг самых опасных самолетов

Boeing 737. Самым опасным самолетом по числу аварий эксперты признали именно этот борт. Одна авиакатастрофа со смертельным исходом приходится на 507 500 летных часов. Чем больше значение этого числа, тем безопаснее самолет.

Ил-76. Очень распространенная модель в странах Африки и бывшего СССР. На 549 900 летных часов приходится одна авиакатастрофа. Выпускается с 1974 года.

Один парашют на всех Фото: «Вечерняя Москва»

Ту-154. Одна авиакатастрофа с участием этого самолета приходится на 1 041 000 летных часов. Выпускается с 1971 года.

Airbus A310. Самый маленький широкофюзеляжный самолет, выпускался с 1983 по 2008 год. Одна авиакатастрофа на 1 067 700 летных часов.

McDonnell-Douglas DC-9. Выпускался с 1965 по 1982 год. С 1997 года принадлежит «Боингу». На 1 068 700 летных часов приходится одна авиакатастрофа. Сейчас эксплуатируется только мелкими авиакомпаниями.

* Рейтинг составлен в 2011 году журналом BusinessWeek с использованием данных страховых агентств.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.