Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Праздник коренных народов Сибири прошел в Парке «Музеон»

Общество
Праздник коренных народов Сибири прошел в Парке «Музеон»
Директор столичного Музея кочевой культуры Константин Куксин (справа) в национальной одежде коренных народов Ямала на празднике был настоящим шаманом. Звать духов и разговаривать, петь и танцевать ему помогала сотрудница музея Анна Ларионова (слева) / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Резкий удар в бубен, и гулкий звук разносится по Крымской набережной. Здесь под вой февральского ветра поют и танцуют жители полуострова Ямал и те, для кого северная культура давно стала смыслом жизни. 20 февраля в Парке «Музеон» прошел праздник коренных народов Сибири. К традициям коренных жителей Русского Севера приобщилась и корреспондент «ВМ».

В самом сердце «Музеона», напротив теплохода «Валерий Брюсов», раскинулась настоящая северная деревенька. Здесь есть и чум, и небольшой загон с белыми оленями, а гостей встречают люди в национальных костюмах малочисленных народов Кольского полуострова и полуострова Ямал.

— На мне традиционная саамская рубашка, — рассказывает северянин Дмитрий Коньков. — Саамы — коренной народ Кольского полуострова. Там я жил в юности. Сегодня саамов совсем немного. По последней переписи в России их всего 1771 человек. Больше всего саамов живет в Норвегии — 40 тысяч.

А вот шапка у меня финская. В чуме уже готов горячий чай, а гостей встречает сотрудница столичного Музея кочевой культуры Майя Галеева.

— На мне сегодня современный ненецкий костюм, — девушка демонстрирует яркую суконную одежду, расшитую орнаментом и тесьмой. — Он называется ягушка. Это летний вариант. Шьется из добротного сукна и украшается песцовым мехом. Зимняя же ягушка шьется из оленьего меха, самого теплого меха на свете.

Девушка рассказывает гостям о традиционных орнаментах и нитях из оленьих жил, которыми пользуются женщины Севера. Такая нить — в отличие от, к примеру, сапожной — кожи не портит.

— На Севере стараются придерживаться традиций, — говорит Майя. — Например, если девушка на Ямале собирается замуж, ей нужно пошить пять меховых ягушек: рабочую, повседневную, нарядную — и для мужа, и для гостя.

Считается, что чум охраняется женскими духами. Для них мужчина — существо из другого мира, так что и отнестись они к нему могут враждебно. Приходится мужьям, заходя домой, накидывать на плечи женскую одежду, чтобы духи домашнего очага приняли их.

— Еще одна особенность ненецкого костюма — платья купеческого кроя, — продолжает Майя. — Они сохранились в моде с конца XIX века. Женщины и сегодня шьют себе такие же наряды, как сто лет назад.

Праздник коренных народов Ямала Музей кочевой культуры организовал, чтобы привлечь внимание и к малочисленным народам нашей страны, и к проблемам индустриализации природных заповедников.

— Интерес к северным культурам просыпается у нас в декабре, — говорит Дмитрий Коньков. — Я держу оленей и катаю на них детей.

В последний месяц года работы много. Майя Галеева несколько раз была в экспедициях на Севере. Собирается туда снова.

— Там удивительная природа, и сегодня она под угрозой, — говорит она. — Мы не могли пройти мимо этого вопроса и не напомнить заодно москвичам, какие удивительные люди живут рядом с нами.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Куксин, директор музея Кочевой Культуры, этнограф член Российского Географического Общества:

К сожалению, москвичи мало знают о малочисленных народах России, а ведь их 45. Они успешно живут и развиваются, в том числе и в Москве. Если помочь им сохранить свою культуру, а также их родные места, то они и дальше будут жить, бережно храня свои традиции. Мы хотим напомнить, что для коренных народов Севера природа — это дом и храм. Сегодня в заповедниках собираются добывать нефть, газ и другие ресурсы. Ясно, что наша страна не может иначе, но вопрос: как мы будет это делать. Это не должно наносить удар по ландшафтам, животным и птицам.

ЗАХАР ДОЗВОНИЛСЯ

Северная одежда в Москве сейчас не к месту, на дворе +2. Чтобы узнать, в ходу ли традиционные одежды на Севере, «ВМ» дозвонилась до Михаила Рочева, журналиста и писателя из Лабытнанге, Ямал.

— У нас сейчас –18, по здешним меркам — тепло. Традиционная одежда из оленьих шкур называется «малица».

К слову, московским гостям не должно быть жарко в такой одежде и при вашем тепле. Ведь оленья шкура пропускает воздух, а значит — хорошо вентилируется.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.