Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Поколение киборгов

Общество
Гаджеты и дети можно ли назвать безобидной тесную связь между ними или в будущем мы рискуем столкнуться с ее негативными последствиями? "ВМ" размышляет об этом.

Заметили, какими тихими стали детские поликлиники? Нет, повопить на сдаче крови — это для пациента по-прежнему святое, но вот очереди в кабинеты явно посмирнели.

Малышня все больше сидит, уткнувшись в родительские (а то и свои) гаджеты, крошит в мелкий винегрет врагов, преодолевает полные ловушек лабиринты или кормит вечно недовольных говорящих котов. Беготня по коридорам, конечно, случается, но все чаще совпадает с севшей некстати батареей… Детвора постарше залипает в планшетах-телефонах-компьютерах уже по-серьезному.

— Моей мультики уже неинтересны, — делится наболевшим Марина, мама трехлетней Ани. — Она попросила подписать ее на ютьюб-канал, где родители выкладывают ролики про такую же малявку. Как она ходит по магазинам, как выбирает наряды, причесывается, делает маникюр (!), разворачивает подарки и прочее. Родители пиарятся, зарабатывают на детях, а малышне нравится. И вы думаете, это я ей про канал рассказала? Нет. Смотрели мультики в интернете, а сбоку баннер болтался с этой девахой, которая здоровенный киндер-сюрприз разворачивала. Ну, моя ткнула по ссылке, и понеслось...

Восьмилетний сын Марины от сестры не отстает. С планшетом управляется ловчее родителей, для которых гаджет превратился в единственный весомый аргумент в любой конфликтной ситуации.

— Да у всех его ровесников компьютер и телефон — это сейчас и поощрение, и наказание, ничего больше не действует! — восклицает мама. — «Не сделаешь — не пущу к компьютеру» — только это и работает. Но, слава богу, моего пока только компьютерные игры интересуют. Причем запрещать — тоже не выход. У нас на даче семья одна есть, все такие духовно продвинутые, посты у них, молитвы-медитации, ребенку не дают ни компьютер, ни телефон. Так их Игнат бедный при виде айпада аж трясется! Прибегает к нам, дети его на улицу играть зовут, а он: «Тетечка Мариночка, дайте мне лучше в планшет поиграть, пока мама не видит». Причем если у наших есть какие-то предпочтения — одному танки нравятся, другому «Майнкрафт», то этому все равно во что играть. Потому что чувствует себя ущербным среди других детей, у них же только и разговоров, кто что скачал и кто в о что игра л . А еще, мне кажется, он маму свою из-за этого ненавидит. Кто-то из сердобольных родственников подарил ему все-таки летом мобильник, так я через несколько дней встретила мальчишку в лесу, на просеке: «Ты что тут делаешь?» — спрашиваю. «Музыку свою любимую слушаю, чтобы мама не знала», — отвечает и дает наушники. А там у него Cannibal Corpse — ужас страшенный...

Единственный хитрый ход в неравной борьбе с гад- жетами, который сумела придумать наша собеседница, — это связывать компьютерные игры с внешним миром:

— Мой сейчас играет в акул, так мы под это дело вытащили его вчера с мужем в океанариум, на выставку акул, он там все их породы выучил моментально. В общем, хоть как-то пытаемся повернуть это компьютерное безумие в сторону реальной жизни.

Для того чтобы ребенок не выпал из реальности, надо как минимум до 3 лет (а лучше до 5) полностью исключить его общение с гаджетами, считает руководитель отделения клинической психологии Института практической психологии Нарина Тевосян. Причем исключение должно касаться не только компьютерных игр, но и мультфильмов:

— В этом возрасте идет самое мощное формирование психики, дальше уже только настройка. И все эти видеоролики не только тормозят нейронные связи, но и убивают их. Ребенок, с младенчества приученный к гаджетам, как правило, меньше интересуется игрушками, у него пропадает исследовательский интерес. Детей, которые освоили всю эту технику в более позднем возрасте, видно сразу: они живее, больше настроены на реальную игру, на взаимодействие. Их антиподы — все в себе, им не хочется рисовать, лепить... Зачем, если есть планшет?

Достается от гаджетов, оказывается, и более старшим, и даже взрослым людям:

— Доказано, что зрительное общение с гаджетами тормозит развитие речи, интеллекта, памяти, — перечисляет Нарина Тевосян. — С вниманием тоже начинается катастрофа. Даже у взрослых. Есть исследования, что людям после чтения на планшете и телефоне очень сложно переключиться на бумажные книги. А главное, та информация, которую мы получаем при чтении через гаджеты, задерживается в мозгу гораздо меньше. Долговременная память лучше работает, когда книга бумажная. То есть «Война и мир» на планшете и она же на бумаге — это совершенно разные вещи, как оказалось...

Так где же выход, зададим мы естественный вопрос. А он, как всегда, посередине. Современные реалии таковы, что без всех этих девайсов мы существовать уже не можем. Информатика, электронные журналы и учебники, дистанционные олимпиады — все это становится обыденностью для наших детей еще в начальной школе. Что уж говорить о дальнейшей жизни. Но значит ли это, что надо бросать чад в пучину виртуальной реальности и равнодушно смотреть, как они превращаются в киборгов? Конечно, нет, уверены психологи. Задача родителей — как можно сильнее привязать ребенка к реальности физической. А для этого все средства хороши.

ЕСТЬ МНЕНИЕ  

МНЕНИЕ ЗА

Колонка члена ревизионной комиссии Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) Владимира Корвацкого

Поколение киборгов Урок информатики в Гимназии №1274 имени Маяковского, Москва / Фото: Дмитрий Рухлецкий, специально для «Вечерней Москвы»

Все новое, что появляется в нашей жизни, получает критику, это нормально. Но мир меняется. Увеличиваются темпы жизни, и я ничего плохого не вижу в том, что мои внуки будут набирать текст на клавиатуре быстрее, чем я это делаю. Хотя есть и негативные вещи. Например, связанные с языком. Люди экономят количество символов, язык становится короче, мы пишем «ок» вместо «хорошо, «спс» вместо «спасибо», обозначаем эмоции не словами, а смайликами и т.д. Вслед за языком меняется и мышление...

Но вместо того, чтобы ужасаться процессу, пытаться его тормозить, не лучше ли его возглавить? Дети перестают читать бумажные книги? Издавайте их в электронном виде, создавайте обучающие программы, другие интерактивные штуки, вовлекайте их в обучение и общение современными методами. В общем, не бойтесь меняться вместе с меняющимся миром. Это нормально.

МНЕНИЕ ПРОТИВ

Колонка председателя Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, член научно-консультативного комитета ВОЗ по программе «Электромагнитные поля и здоровье человека» Олега Григорьева

Поколение киборгов

Когда физики и биологи слышат сетования педагогов и медиков о том, что современные дети не внимательны, не усидчивы, не хотят читать, обладают кривым почерком, не блещут умом и сообразительностью, нам остается лишь грустно вздыхать. Ведь причины были известны еще лет 40 назад. Давно и фундаментально доказано: слабые электромагнитные поля влияют на формирование центральной нервной системы (ЦНС) у детей. Например, еще в 70-е годы Институт коммунальной гигиены в течение 7 лет наблюдал детей, живущих в районах размещения радиопередающих средств. Это не значит, что дети жили на радиополе (советские санитарные нормы были раз в 10 жестче нынешних, и соблюдались). Там были поселки, где-то неподалеку – вся эта техника, и речь шла буквально о 3-4 вольтах на метр (для сравнения: у мобильника интенсивность поля раз в 20 больше).

Выяснилось, что ЦНС у таких детей формируется по-другому. Электромагнитное поле действует на ионы (заряженные частицы) внутри и снаружи клетки, заставляя их двигаться по-другому, организм пытается компенсировать это уходом от природной нормы, но адаптация происходит с потерей: такие дети хуже запоминают, читают, пишут — в общем, обладают всеми теми «дефектами», которые мы наблюдаем сейчас. Как защититься? Давать ребенку гаджет только с включенным «авиарежимом», а внешние поля — от соседских Wi-Fi-роутеров, уличных мобильных вышек и т. п. — минимизировать с помощью радиоэкранирующих материалов. Их сейчас огромное количество выпускается.

ПЯТЬ ШАГОВ К РЕАЛЬНОСТИ

Вытягиваем ребенка на прогулку и обязательно составляем ему компанию. Современным детям катастрофически не хватает свежего воздуха и общения с вечно занятыми родителями. Во время прогулки не молчим, а общаемся — обсуждаем погоду, природу, да все, что в голову взбредет.

Поиграйте в настольные игры, шахматы, послушайте музыку, попойте, подурачьтесь (дети очень любят дурачиться)... Помните: не важно, что делать, главное — делать это вместе.

Заменяем компьютерные бродилки квестами из реальности, благо что подобных развлечений в Москве пруд пруди. Ребенка одного не бросаем — все этапы проходим вместе.

Обязательно обсуждаем с ребенком, как прошел день — его и ваш. Начинаем с себя: «У нас сегодня на работе была ситуация...» — и т.д. Не было ситуаций — расскажите, что видели по дороге. Любая банальность отложится на подкорке и протянет ниточки в реальность (активность живого никто не отменял).

Осваиваем Третьяковку, ГМИИ им. А. С. Пушкина и прочие художественные галереи, записываясь на интерактивные экскурсии. Искусство — это тоже мощная связь с реальностью.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.