Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Полторы лошадиные силы

Общество
Полторы лошадиные силы
Карл Бенц (справа) и его автомобиль Motorwagen. Фото 1885 года / Фото: AP/ТАСС
Первый автомобиль по официальным данным появился в Москве в 1899 году. Однако документ из архива компании Daimler AG позволяет утверждать, что это случилось несколько ранее.

Если верить архивной выписке о поставках в Российскую империю автомобилей(копия есть в распоряжении редакции «ВМ»), то первое авто появилось в Москве не в 1899 году, а на пять лет раньше. Два двухместных Benz Velo отправили в Первопрестольную в 1894 году.

И пусть никого не смущает слово Velo: это были первые в мире серийные автомобили конструкции Карла Бенца, оснащенные одноцилиндровым двигателем объемом 1054 кубических сантиметра и мощностью 1,5 лошадиные силы! Авто имели двухступенчатую коробку передач с приводом на задние колеса и стоили баснословных денег.

Контора Шпана

Все началось с того, что баварец Карл Шпан в 1883 году унаследовал от родственников бизнес в России. Переехав в Санкт-Петербург, получил звание купца I гильдии и начал активно расширять дело. Через некоторое время в Москве, в Кисельном переулке, открывается представительство его конторы по импорту в Россию самоходных технических средств.

— Контора Шпана располагалась в доме Дольника, — рассказывает москвововед Олег Фочкин. — Адреса дома долгое время указывали не по номерам, а по фамилии их владельца: дом Фонвизиных, дом Франка, дом Дольника. Для москвичей коллежский секретарь, присяжный поверенный Николай Константинович Александров-Дольник был личностью известной, так как прославился тем, что в один год выиграл в лотерею сначала 75 тысяч, а затем 200 тысяч рублей. Это были очень большие деньги.

Из конторы Шпана, что располагалась в доме Дольника, и поступил в заказ в Германию — выслать в Москву самоходное средство мощностью в 1,5 лошадиные силы.

Авто было отправлено в Москву в 1894 году. А через год санктпетербургский купец Карл Шпан обратился к московским властям с просьбой разрешить ему езду по городу и его окрестностям в экипаже, снабженном бензиновым двигателем.

Бюрократия от аристократии

Дядя императора Николая II генерал-губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович слыл человеком сложным, осторожным и четко соблюдающим субординацию и аристократический этикет. Зная это, обер-полицейский Москвы, к которому поступило заявление Шпана, сам решение принимать не стал, а переадресовал его великому князю.

Тот, в свою очередь, не решился проявить инициативу и выждал, пока первый подобный прецедент произойдет в Санкт-Петербурге.

Историки-москвоведы Андрей Кокарев и Владимир Руга, работая в архивах, обнаружили документальную переписку Карла Шпана и тогдашней столичной власти и включили ее в свою книгу «Повседневная жизнь Москвы».

Разрешение на езду в Санкт-Петербурге на автомобиле Карл Шпан получил в декабре 1895 года. В Москве же его ждали долгая официальная переписка, несколько осмотров транспортного средства, никому не нужные проволочки и согласования. Когда же наконец московские власти готовы были разрешить купцу езду по городу на авто, оказалось, что разрешение Карлу Шпану ни к чему — он продал оба автомобиля.

Первая авария

Имя и фамилия владельцев одного из первых авто в Москве историкам пока выяснить не удалось. Известен лишь факт первой автоаварии в Москве — он был зафиксирован в прессе.

В 1895 году, в сентябрьском номере санкт-петербургского журнала «Велосипедъ» в статье под названием «Маленький конфуз» сообщается, что на московском циклодроме (велодроме. — «ВМ») представитель какой-то фирмы ездил по треку на бензомоторе, но, увы, отвлекся, и машина, съехав с дорожки на траву, перевернулась. Переднее колесо с порванной шиной отлетело, бензин пролился и загорелся. Водитель, к счастью, не пострадал, отделавшись ушибами.

Возможно, это был представитель филиала компании Шпана, а первый московский автомобиль после этой аварии либо отправился в металлолом, либо был разобран на запчасти.

А вот судьбу второй машины отследить можно. В том же журнале «Велосипедъ» сообщается, что «в субботу, 30 сентября, к подъезду редакции «Петербургской газеты» подкатила роскошная коляска на красных колесах, обтянутых резиновыми шинами. Экипаж подъехал к редакции без помощи лошадей». Владельцем авто являлся некто г-н Лесли, который вместе с женой прибыл в Петербург из Москвы.

Поездка длилась трое суток, в дороге было израсходовано четыре с половиной пуда бензина, а максимальная скорость на трассе составляла 40 верст в час (эту цифру стоит подвергнуть сомнению: по официальным данным, Benz Velo мог ехать с вдвое меньшей скоростью. — «ВМ»).

Звонок вместо рожка

О московском губернском секретаре Павле Николаевиче Лесли сведений осталось немного. Лишь то, что шотландская фамилия досталась ему в наследство от героических предков, которые перешли на службу к русским царям еще в XVII веке и что денег у него было достаточно, чтобы купить автомобиль, который стоил не меньше 3 тысяч рублей — годовая зарплата чиновника высшего ранга.

Примерно в те же годы Павел Лесли приобрел в Москве дом по адресу: Знаменка, 11. Он сохранился до сих пор, сейчас здесь располагается Библиотека по естественным наукам РАН.

Еще в архивах сохранились документы, подтверждающие, что 25 апреля 1897 года специальная техническая комиссия испытала автомобиль, принадлежащий Павлу Лесли, и вынесла о нем положительный отзыв. Разве что рекомендовала заменить сигнальный рожок звонком, чтобы не пугать извозчиков. А в остальном экипаж был допущен для поездок по улицам Москвы.

Так, 120 лет назад, в 1897 году, в Москве было официально открыто автомобильное движение.

Клуб автолюбителей

Откуда же взялся 1899 год как дата появления первого автомобиля? Связана она еще с одной культовой для автоисториков фигурой — миллионером, владельцем и строителем железных дорог, меценатом и страстным автолюбителем — бароном Николаем Карловичем фон Мекком.

Свой первый автомобиль — Phaeton с двухцилиндровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил — барон фон Мекк заказал в компании Daimler в 1896 году.

Авто пришлось ждать долго — с завода его отгрузили только в конце мая 1899 года. Через несколько месяцев автомобиль был в Москве, и фон Мекк получил разрешение от властей на управление самоходным средством. А еще через год Николай Карлович официально регистрирует устав первого в Москве клуба автомобилистов и становится его председателем. Клуб располагался в квартире фон Мекка на Новинском бульваре 13, строение 1.

Фон Мекк считался среди москвичей главной фигурой столичного автомобильного движения, за что и получил прозвище — Командор.

Именно на эту персону ориентируются историки, когда говорят о появлении первого автотранспорта и далее сообщества автолюбителей в Москве.

ПРЯМЫЕ РЕЧИ

Андрей Кокарев, москвовед:

— Тот факт, что Карл Шпан долгое время не мог получить разрешение от московских властей на использование в городе автомобиля, я объясняю тем, что не было определенного регламента, порядка на выдачу подобных разрешений, не знали и по каким критериям оценивать такие техсредства, по каким правилам ездить по городу. Ведь столицей тогда был Санкт-Петербург, и как только там была разработана выдача подобной документации, в Москве тоже стали выдавать эти разрешения.

Станислав Кирилец, автоисторик:

— Действительно, часто говорят, что первый автомобиль в Москве появился в 1899 году. Но есть более ранняя дата с солидным подтверждением — контрольная книга из архива фирмы Daimler AG.

Этот лист составили работники компании еще в 1966 году, предположительно, по запросу известного автоисторика Валерия Дубовского.

В документе выписаны все данные по поставкам фирмы первых авто в Россию. Производители автомобилей предпочитали работать с проверенными торговыми представителями. Агентом фирмы Daimler в России была фирма Карла Шпана.

СПРАВКА

Впервые автомобиль проехался по российским улицам в 1891 году. Улица называлась Дерибасовская, и дело это было в Одессе.

За рулем самоходной коляски (по одной из версий, это был Panhard & Levassor, а по другой — Benz) сидел известный меценат и издатель самой популярной и тиражной городской газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. По его заказу авто было доставлено пароходом из Марселя.

Ехал господин Навроцкий по городу, согласно тогдашним европейским ПДД, — перед машиной бежал нанятый мальчонка и кричал: «Посторони-и-и-ись!» Вскоре самоходка примелькалась одесситам.

Правда, сам Навроцкий ею редко пользовался.

На машине все больше разъезжали его репортеры, спеша на происшествия. Как-то раз околоточный пристав даже оштрафовал водителя за превышение скорости, о чем тут же было сообщено в «Одесском листке». Развить скорость до 25 километров в час — это ведь не рядовой случай, а событие.

И даже — сенсация!

ШПИОНЫ И КОМАНДОР 

Бизнес Карла Шпана в России процветал. К 1909 году, когда здоровье его стало сдавать, он передал дела сыновьям — Карлу и Борису. Компания занималась поставками вооружения и боеприпасов для армии, строительством, судостроением, металлургией, банковским делом и многим другим.

Кроме того, члены семьи Шпан считались одними из главных лоббистов германских интересов в России.

Карл Иванович Шпан умер в 1912 году, а через два года, сразу после начала Первой мировой войны, его сыновьями заинтересовалась контрразведка.

Повод появился, когда братья Шпан провернули аферу с алюминием. Они организовали на российском рынке дефицит этого нужного для военного производства металла, а затем втридорога продали правительству, выдав за импортную поставку. В итоге активы их фирм были конфискованы, братьев Шпан отправили в ссылку, и дальнейшая их судьба неизвестна.

Не сложились отношения с властью и у Командора — Николая Карловича фон Мекка. С началом Первой мировой войны он, человек небедный, владелец железных дорог, добровольно сдал государству четыре своих автомобиля. Потом купил еще несколько, но их потом конфисковали большевики, а фон Мекка едва не расстреляли — два года он прятался в деревне староверов, пока нарком путей сообщения Леонид Красин не вернул его в Москву, взяв на работу в свое ведомство. Позже Комиссариат путей сообщения возглавил Феликс Дзержинский, который высоко ценил фон Мекка за профессионализм. Но через два года после смерти Дзержинского, в 1928 году, Командора арестовали и расстреляли как контрреволюционера.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.