Как директора школ старшеклассников в поход водили
В Москве завершился этап проекта #директорВпоход, ставший новым словом в развитии школьного туризма и образовательных технологий.
В столицу вернулись из недельного похода по горам Краснодарского края команды семи городских школ, участвовавших в путешествии необычного формата. Старшеклассников по маршруту вели сами директора школ. Уникальный опыт взаимодействия поколений и передачи навыков признан удачным, и к организаторам уже посыпались заявки на продолжение проекта. Главным вдохновителем мероприятия стал известный российский путешественник, директор ГБУ «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро. Для проведения похода в столь необычном формате потребовалась поддержка Департамента образования Москвы, и она была оказана в полном объеме.
— Проект #директорВпоход оказался популярным и востребованным уже на стадии подготовки, — как сказал Матвей Шпаро. — Участников отбирали среди большого количества желающих. Конкурс среди директоров был 35 человек на 7 мест.
Встречали директоров и старшеклассников на Казанском вокзале с зажигательными мелодиями в исполнении ансамбля кадетского класса. И конечно, традиционным салютом, хоть и небольшим, из конфетти, но для вокзального перрона вполне подходящим. Видно, за походную неделю ребята из разных школ крепко сдружились между собой: прощальные объятия были искренними, а девчонки расчувствовались буквально до слез. И даже брутального бородатого туринструктора довели до того, что он стал шмыгать носом и украдкой протирать глаза. Кстати, прикрепленные к группам туринструкторы заявили, что в походе не только они учили ребят премудростям туризма, но и школьники смогли дать большой опыт старшим товарищам. В основном по части межличностного общения и управления коллективом.
— Самое трудное было, пожалуй, иногда не вмешиваться, когда ребята долго выполняли задачи, — пояснила инструктор Наталья Трофимова, сотрудница «Лаборатории путешествий». — Например, когда ребята очень долго искали тропинку, практически стоя на ней же... При этом хочется отметить, что атмосфера доверия, которую формировали ребята, — это очень полезная вещь для инструктора. В общем-то, невмешательство было единственной крупной трудностью, но даже в таких случаях нашим школьникам вполне можно было доверять, а это дорогого стоит.
Матвей Шпаро рассказал о смысле проведенного похода с точки зрения педагогики. По его словам, директора московских школ — это люди, имеющие в подчинении большие коллективы и владеющие множеством навыков управления коллективами и грамотного выстраивания общения с разными людьми. Однако именно такие навыки, несомненно, полезные в жизни, в большинстве случаев остаются за бортом стандартной школьной программы. Поэтому проект, где руководители прямо и непосредственно передавали бы свой опыт подрастающему поколению, появился очень вовремя и, как говорится, попал в точку. И конечно, этому способствовали походные условия, позволяющие продемонстрировать управленческие таланты и методы во всем их многообразии.
— Прямо во время проведения похода мне уже начали приходить письма с заявками на участие в следующем сезоне — на апрель и на май. Так что, я думаю, мы еще услышим, как московские директора со своими школьниками покоряют горы, — подытожил Шпаро.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Матвей Шпаро, путешественник, директор ГБУ «Лаборатория путешествий»:
— Опыт, который мы получили, является базой для дальнейшего обучения. И я думаю, что мы со всеми директорами, с детьми в самое ближайшее время соберемся и проанализируем мероприятие. Все-таки результаты похода надо переварить. Тогда наш опыт станет не просто опытом, а настоящим учебным материалом. И мы будем использовать его в будущем.