Атаман Андрей Шустров: Я безразличен к грязи в Интернете
Доблесть и честь — понятия, про которые многие рассуждают только «по поводу». Прошедший День защитника Отечества был таким поводом, но казакам предлоги не нужны, и говорить они не мастера. Служивый люд при погонах и чинах — московское казачество становится все деятельнее. Это заметно не только сочувствующим, это привлекает внимание широкого круга людей. И вот вопрос о полномочиях казаков — уже притча во языцех. «ВМ» расставила точки над i.
Про атамана Московского окружного казачьего общества Андрея Шустрова пишут всякое, особенно в Сети. Блогеры любят время от времени раззадорить подписчиков страшилками про Шустрова и его казачков, посгущать краски, помутить воду, попугать «казачьим беспределом». Как будто плохо говорить о казаках — новый тренд.
Если несколько лет назад общественность воспринимала казаков чаще не всерьез, то сейчас их даже не стесняются называть разнузданной военизированной группировкой. Такое отношение породило в кругу столичного казачества шутки про демоническую сущность «их главного» — пана атамана. «Как, вы не слышали, что он пьет кровь младенцев?» — любят подначивать есаулы и иже с ними «гражданских», когда речь заходит о батьке. Шустров на это добродушно хмыкает. Добре, пусть парни позубоскалят.
— Я безразличен к грязи в Интернете, — признается атаман.— Во-первых, она ничего общего не имеет с действительностью, это провокации. Во-вторых, я как человек, привыкший относиться к себе категорично, допускаю: если люди заблуждаются в оценке казачества, значит, я недостаточно сделал для того, чтобы показать себя.
Активно «показывать себя» подполковник запаса Андрей Шустров начал с 2015 года, встав во главе столичного казачества. Охотников возрождать в Москве красивые традиции станичников всегда было много, но Шустров выбрал другую генеральную линию — наведение порядка в разрозненном казачьем хозяйстве столицы. А здесь давно было пора пройтись жесткой метлой. С тех пор как 5 апреля 1990 года в Москве прошло учредительное собрание Союза казаков России, где было принято решение о создании Московского землячества, в городе появилось множество казачьих общественных организаций.
В 1992-м рвение общественников подкрепил президентский указ, подписанный «в целях восстановления исторической справедливости в отношении казачества, его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей». Первым пунктом указа глава государства постановлял «осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий» в отношении казачества, вторым — поддержать движение за его возрождение. Казаки нового времени получили подтвержденное документально право быть казаками: объединяться в сообщества, вести особый жизненный уклад, нести «службу государеву», но без притязаний на сословные привилегии.
Хорошее было начало, говорят старожилы казачьего движения, и развивалось бодро, но со временем московские станичники погрязли в разрозненности и имитации бурной деятельности. Возможно, не последнюю роль сыграло то, что Центральное казачье войско, частью которого стала Московская организация, — искусственное образование, ведь оно было создано для казаков вне традиционных мест проживания. Для донцов и кубанцев, оторванных от казачьей земли. В итоге дело дошло до создания липовых хуторов и появления самопровозглашенных атаманов.
Для многих есаулов и хорунжих 2000-х и дальше, которые не могли насытиться собственной исключительностью, возможность щеголять в красивой форме с нагайкой в сапоге стала важнее казачьей службы. А ведь именно ею исторически славилось казачество. Даже сам московский атаман признает: в какой-то момент среди казаков стало слишком много клоунов, гремящих липовыми медальками. Вот тогда-то ярлык «ряженые» и прилип.
— Нас стали воспринимать только как певцов и танцоров, — рассуждает батька. — Как артистов в пестрых костюмах.
Сейчас другая ситуация. Штамп «ряженые» применяют больше по привычке — насмешки заменяются злобными выкриками — косвенный признак того, что казачество начали принимать всерьез. Эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин подтверждает: неправильно относиться к казакам, как к реконструкторам, — «они достаточно серьезная сила, которая в кризисной ситуации может себя проявить».
— Нам удалось навести некоторый порядок в своем хозяйстве, — уверяет атаман Московского окружного казачьего общества. — Мне это, признаться, дорогого стоило. Ох, как меня ругали «доброжелатели». Зато казачество в городе стало заметным. И сами ребята почувствовали, что могут быть полезны, могут работать по-настоящему. Нам важно не красоваться на праздниках, а помогать городу.
«Да кто они такие, кто позволил им высовываться!» — порой возмущаются злопыхатели: Шустров говорит, казачество в Москве сейчас как под микроскопом. А ведь все прозрачно. Современные казаки — это не солдаты и не полицейские, это общественники, которые имеют законное право в случае необходимости брать на себя функции и тех, и других. Денег за службу они не получают: разве что в виде субсидий на отдельные проекты, как представители любой некоммерческой организации. О собственном бюджете, пополняемом государством, как, например, у Кубанского войска, москвичи только мечтают.
— В законодательных актах прописано 17 направлений, в которых казаки могут себя применить, — объясняет начальник управления по работе с казачеством Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Вадим Погребняк. — Будучи прикрепленными к префектурам и управам, они патрулируют улицы в составе полицейских нарядов, следят за порядком в парках, помогают тушить пожары и спасать людей в чрезвычайных ситуациях, социальная казачья служба ходит с рейдами по «местам обитания бомжей». Все как у дружинников. Только дружинники, условно говоря, работают за отгулы, а казаки — за идею.
В этом смысле за сотни лет существования казачества ничего не изменилось. Идея — в служении государству. Ее, если хотите, можно назвать водоразделом между «своими» казаками и «чужими», красными и белыми. Служащими и танцующими. Первые внесены в государственный реестр казачьих обществ РФ, вторые — нет. Сегодняшний актив — это как раз реестровые казаки. У них, кроме прописанных служебных полномочий, есть утвержденная форма одежды, строгий устав, иерархия и дисциплина. С шашками и нагайками реестровые станичники по улицам не ходят — с этим у Шустрова строго. А вот не учтенные в реестре люди, причисляющие себя к казачеству, наоборот, любят щегольнуть казачьей атрибутикой.
— У нас войсковое соединение, — поясняет атаман. — Порядок прежде всего, четкое подчинение командиру. Реестровый казак на улицу с нагайкой не выйдет.
Тем не менее со стороны отличить реестрового казака от нереестрового непросто. Обыватель не разбирается, правильная форма на казаке, которого он видит в патруле, или нет. И если не включенные в реестр станичники ведут себя некрасиво, тень падает на все московское казачество. Путаница, а шишки на Шустрова сыплются — только успевай уворачиваться. На самом деле реестровых казаков в Москве не так уж и много — 1 848 человек, но действующие — дисциплинированные «боевые единицы».
— Я хочу развить Московское войско до пяти тысяч человек, — делится планами Андрей Шустров. — И тогда город не будет нуждаться в помощниках.
ДОСЬЕ
Андрей Шустров родился в 1958 году. Окончил факультет машиностроения во Всесоюзном заочном политехническом институте. Принимал участие в боевых действиях в Афганистане и в спецоперациях «Вымпела», имеет два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени. С 1994 года — заместитель атамана по безопасности станицы Крылатской. В 1999-м — атаман хутора Коптево, позже — атаман посольской станицы Всевеликого войска Донского. В 2014 году переведен в Центральное казачье войско заместителем атамана по безопасности.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Путин, президент Российской Федерации
Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах русской армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути — геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства — всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи.
КСТАТИ
Сейчас идет процесс объединения казаков страны во Всероссийское реестровое казачье войско. Решение было принято в феврале 2018 года на Большом круге, на который в храм Христа Спасителя съехались более 1,5 тысячи казаков из 80-ти регионов. Инициатива исходит от Кубанского казачьего войска и поддержана Советом при администрации президента РФ по делам казачества. Возглавлять российское казачество будет верховный атаман, которого назначит президент страны. Численность объединенного войска составит около 600 тысяч человек.
СПРАВКА
В состав Московского окружного казачьего общества Центрального казачьего войска входит 61 общественная организация. Из «своего» у столичных казаков — хутор «Новые Вешняки», где воссоздан казачий быт с куренем и конюшней. Есть университет — в 2010 году Московский государственный университет технологий и управления имени Разумовского занялся подготовкой специалистов из числа казачества и был переименован в Первый казачий.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Сорокин, директор Российского государственного архива социально-политической истории
Современное казачество, как и российское общество в целом, в постсоветскую эпоху прошло через период поиска себя. Традиционные ценности возобладали. На их основании и возрождается казачество. Конечно, сейчас не может идти речи о воссоздании в полном объеме того сословия, которым когда-то было казачество, с набором обязательств перед государством и привилегий. Революция 1917 года расколола казачество, как и социум в целом. Раскол этот не преодолен в полной мере до сих пор. Но главное в том, что казачество стремится воссоздать свою самобытную культуру, основой которой всегда было православие. Возрождается и самоуправление. Казачество ищет себя в нише служения государственности, где оно столетиями занимало одно из ключевых мест.
ЦИФРА
11 казачьих войск сейчас существует в России: Центральное, Донское, Кубанское, Терское, Волжское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Забайкальское и Уссурийское.
Наполеон Бонапарт — император Франции, полководец: «Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир».
Фредерик де Стендаль — французский писатель: «Имя казака для французов гремело ужасом, а после парижского знакомства они открылись для них героями из древних мифов. Они были чисты, как дети, и велики, как боги».
Александр Суворов — русский полководец: «Казаки — глаза и уши армии!».
Альфред Кури — немецкий солдат 1942 года: «Все, что я слышал о казаках, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем перед казаками теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам меня преследуют кошмары. Казаки — это вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия Всевышнего».