Конец эпохи Красной икры
Маркетологи называют такое «ценой отсечения». И, кстати, отсекать икру от массового спроса уже давно стали не только ценой, но и более тонкими способами. Вот массовый гипермаркет: дорогущий виски, скажем, можно просто снять с полки, а вот икру, пусть она и втрое дешевле той бутылки – надо покупать в специальной кассе после специальной очереди. Мол, знаем мы вас, черную кость, так и норовите спереть или сожрать барский продукт. Не то в изначально «барских» магазинах – там икра в свободном доступе, бери и клади в корзину. Клиенты-то не иным чета – успешный класс, кость белая. Психологический водораздел. Или классовый?
Так демонтируется в России система «доступной роскоши», главный творец которой – увековеченный в мясокомбинате нарком снабжения и торговли Анастас Иванович Микоян. В «России, которую мы потеряли» и кулинарию которой знаем по книгам Ивана Шмелева - было три съедобных фетиша: шоколад, икра и шампанское. Их могли, хотя бы и по праздникам, позволить себе многие – из тех, кто писал дневники и читал газеты. То есть, в масштабах страны, как раз очень немногие, вроде как нынешняя аудитория «Фейсбука». Крестьянин, рабочий, солдат, сельский батюшка - все эти люди проживали жизнь, не попробовав ни икры, ни шоколада, ни «пенного Аи».
А вот большевики под руководством товарища Микояна сделали и то, и другое, и третье – массовыми, условно общедоступными товарами. По праздникам – но купить и употребить можно: госцены. Оборотной стороной был, конечно, дефицит, но это уже другой вопрос. И гордились «доступностью роскоши», и считали ее завоеванием Октября.
Шли, как говорится, годы. И вот сейчас игристое вино и шоколад наших марок продолжают оставаться массовыми товарами – кто угодно может позволить себе бутылку полусладкого «с медальками» и плитку «Вдохновения». Правда, рецептура и ингредиенты уже полвека медленно, но верно «сползают» ради удешевления. В результате массовый продукт остается дешевым, но по качеству – уже суррогат. А «настоящие» шампанское (французское) и шоколад (швейцарский) стоят очень ощутимых денег – как раз впору по праздникам нынешним мещанам и недоступны всем, кто беднее. Собственно, и за границей ситуация похожая – «Вдову Клико и Моэт» от массового спроса отсекают ценой, иначе на всех не напасешься.
И всё это маркетологи научились делать незаметно, постепенно. Вот только с икрой все получается нагляднее и резче: она продукт натуральный и элементарный, удешевленный «масс-маркет» тут не сделаешь. Вот и приходится повышать цены «без анестезии» - так, что все замечают. Впрочем, к «лакшеризации» икры, как мы видим, уже все готовы. Хочешь, мол, дешево – покупай ту икру, что «из нефти». Ее-то хватит на всех.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции