Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Галина Иванова: Мне мама с утра говорила: "Нигде ни с кем не разговаривай, иначе тебя съедят"

Общество
Во время акции «Москвичи – участники блокадного Ленинграда» ветераны-блокадники встретились с московскими школьниками и поделились с ними воспоминаниями.

В четверг, 30 января, в школе № 1652 состоялся заключительный этап конкурса творческих работ «Ленинград глазами современных детей». В нем приняли участие ученики 94-х общеобразовательных учреждений центрального административного округа. Мероприятие прошло в рамках большой акции «Москвичи – участники блокадного Ленинграда», которая приурочена к 70-летию освобождения города.

На первом этаже школы 1652 суета. Сегодня к ним приехали школьники со всего округа, а также ветераны и дети блокадного Ленинграда. Старшеклассники приветливо встречают гостей, заботливо помогают снять верхнюю одежду пожилым людям и абсолютно всем предлагают взглянуть на рисунки, макеты, плакаты и альбомы воспоминаний, что украшают стены коридора от раздевалки до исторического музея школы.

- Здесь собраны самые лучшие работы, - говорит заместитель гендиректора Центра музейной педагогики «Светоч» Вадим Захаров. – Это победители внутришкольных конкурсов. Теперь осталось выбрать лучших из лучших.

Отобразить и осмыслить историю

Ребята с интересом разглядывают картины, отражающие боль и страдание ленинградцев, портреты мужественных солдат, детей, смотрящих со страхом вдаль и с надеждой в небо. Старшеклассники обсуждают картонные и пластилиновые панорамы, запечатлевшие сцены блокады, читают исторические заметки, реальные письма, написанные с фронта, после чего фотографируются на память на фоне своих проектов.

- От нашей школы № 1840 представлен вот этот макет, - показывает на солдат в окопах восьмиклассница Елена Кузьмичева. Это одна из немногих работ, где оружие, каски, танки и рвы – уменьшенные копии реальных прототипов.

Макет сделали ребята из кружка стендового моделирования. Сама же Лена вместе с одноклассниками написала для конкурса эссе. Каждое сочинение – осмысление истории. События в Ленинграде школьники реконструировали не столько по учебникам и энциклопедиям, сколько по воспоминаниям людей. Ученица восьмого класса Елена Кузьмичева еще в начальной школе слышала историю о девочке, на глазах которой умирали ее родные и близкие. Узнав о конкурсе, Лена первым делом нашла в Интернете записки Тани Савичевой.

- Я читала и плакала, - призналась восьмиклассница.

- А меня поразила история одного мальчика. Он тайком от мамы продавал свои кусочки хлеба, сахара и вырученные деньги отдавал матери, чтобы она могла на них купить что-то еще, - подключился к разговору Равшан Миркасымов.

Истории, от которых начинает пощипывать глаза, а к горлу подступает комок, помогли ребятам прочувствовать, что пережили дети и взрослые блокадного Ленинграда.

- Благодаря этому конкурсу я открыла для себя силу русского духа и осознала, что значит быть патриотом, - искренне сказала Надежда Малышева, одноклассница Лены и Равшана. – Работа над эссе помогла мне понять и полюбить свою страну.

Из всех историй особенно Наде запомнилась про мужчину и его кота. Одно время он хотел съесть любимца, однако передумал, увидев, что в голодное время сам кот не покусился на живущего рядом с ним попугая.

Воспоминания очевидцев стали хорошим подспорьем для всех ребят, принявших участие в творческом конкурсе.

- Я сделала вот этот плакат о героях, защитивших Ленинград, - продемонстрировала свою работу ученица 8-го класса школы №1221 Анастасия Овчинникова. – Получился своеобразный коллаж, последний слайд которого посвящен концу битвы, когда мы разгромили фашистских захватчиков.

Прежде чем сесть за плакат, Настя поговорила со всеми живущими в ее доме ветеранами, прочла несколько художественных книг, повествующих о событиях в блокадном Ленинграде, и посмотрела много военных фильмов.

Спасительная любовь

Разглядывая работы мальчишек и девчонок, ветераны, пережившие блокаду Ленинграда, едва сдерживают слезы, настолько школьники смогли передать настроение и эмоции того времени.

- Я удивлена, что дети так прочувствовали блокадное время. Все работы получились трогательными. В них чувствуется не только талант, но и сердечная доброта учеников, - отметила блокадница Галина Иванова.

Когда город оказался в осаде, Галине Васильевне было всего пять лет. Из детства, в основном, помнит… бомбежки:

- Мне мама с утра говорила: «Нигде ни с кем не разговаривай, иначе тебя съедят». И отводила в детский сад. Там все дети жили до обеда, а потом наступал мертвый час, в том смысле, что если вечером за тобой никто не пришел, значит родителей больше нет. И тебя отправят в детский дом.

Больше всего Галина Иванова переживала за свою маму, которая работала в адмиралтействе. В детском саду дети не спали, из-за бомбежек. И услышав сигнал воздушной тревоги, маленькая девочка не пряталась, а бежала к зданию, где работала мама. Матросы подсказывали Галине, в каком бомбоубежище ее искать.

- Ух мне за это и попадало, - с грустной улыбкой вспоминает Галина Васильевна. – Но вы знаете, я считаю, что меня любовь к матери и сберегла. И мне хотелось бы, чтобы и вы тоже, все современные дети, любили своих родителей!

Ветераны ходят по школьному коридору, смотрят на работы, говорят, какие им нравятся, а прикрепленные к почетным гостям помощники все фиксируют. Сегодня люди, которые пережили голод, холод, своими глазами видели смерть, - экспертное жюри. Только им известно, какой толщины был блокадный хлеб.

- Мне вот эта работа нравится, - показывает на полуразрушенный ленинградский двор председатель Совета блокадников ЦАО Зинаида Иванова и обращает наше внимание на ключевую фигуру композиции - женщину в теплом светлом платке. Ее плечи опущены не столько от тяжести, сколько от горя. За спиной – самодельные сани, на которых лежит… труп. – Видите, это еще есть силы отвезти. В основном же, трупы складывали возле домов, как дрова.

Зинаиде Петровне к началу блокады было всего три с половиной года. Она помнит, как к концу декабря 1942 года в Ленинграде исчезли все крысы, кошки и собаки. Их съели. Но о том, чем ее кормили, она узнала только спустя годы. По «Дороге жизни» Зинаиду Иванову вывезли из города в марте 1943 года.

- Вот здесь где-то кусочек хлеба есть, - спохватилась вдруг Зинаида Петровна, - так он толще, чем нам выдавали.

Сюрприз для ветеранов

Пока блокадница искала, где лежит тот самый ржаной ломтик, к одному из стендов подошли две девчушки в танцевальных костюмах.

- Мы сегодня на концерте, который посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда, будем танцевать, - серьезно сказала ученица второго класса школы № 1652 Маша Чеколенко и запела: «Пусть всегда будет солнце!..». Маша бодро маршировала в такт музыки, размахивая в разные стороны оранжевыми ленточками. Рядом с ней, держа в руках белый и синий воздушный шар, пританцовывала подруга-одноклассница Татьяна Зинченко. После небольшой репетиции, школьницы поделились своими знаниями.

- Во время блокады все было очень жестоко, - начала семилетняя Татьяна. – Там людей расстреливали и бомбили город.

- А потом там детей освободили, - продолжила восьмилетняя Маша. – И кормили их потихонечку: сначала лук давали, потом хлеб. Если бы им все сразу дали, то они бы умерли.

В память о тех, кто погиб в Ленинграде, по краю сцены расставлены зажженные свечи. В актовом зале свободных мест нет. Почетные гости с цветами от учеников сидят на первых рядах и с удовольствием смотрят, как дети танцуют, поют, читают стихи...

Уже под занавес вечера ребятам, чьи творческие работы попали на выставку, вручили дипломы участников, памятные значки и ленточки Ленинградской Победы. Подведение итогов всей акции «Москвичи – участники блокадного Ленинграда» состоится 12 февраля, тогда же торжественно объявят имена победителей конкурса «Ленинград глазами современных детей».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Кирилл Щитов, депутат Московской городской Думы:

- В чем самая главная ценность таких мероприятий? На уроках истории ученик не сможет так глубоко погрузиться в исторические факты, проникнуться всем величием подвига блокадников. Когда ребята готовят инсталляции, макеты, они изучают архивы, читают воспоминания, общаются с ветеранами - и ощущение от силы подвига, который совершили наши деды, прадеды, бабушки, прабабушки, усиливается. Для воспитания патриотов это очень важно.

В последнее время постоянно с разных сторон возникают какие-то попытки пересмотров итогов Великой Отечественной войны. Самый лучший способ сохранить историческую правду - личное общение с ветеранами.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.