Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Первый учитель. Максим Сергеевич и его любимый 3 «Б»

Общество
Школа, как и семья, — уменьшенная модель общества. К сожалению, сегодня ситуация там напоминает воспитание ребенка в неполной семье, где детьми занимается только мать. Но из модели общественного устройства, в которой доминируют женщины, вытекает слишком много социальных проблем. Мужчины в классах нужны не только для поддержания дисциплины, но и для того, чтобы мальчики и девочки правильно социализировались. Они, мужчины-педагоги, к счастью, стали возвращаться в московские школы.

Работа в современной школе похожа на налаживание контактов с представителями иной цивилизации. Дети — жители мира детства, покинувшие свою родную планету и идущие в наш мир — мир взрослых. А школа — промежуточный этап на границе двух миров, где мы учимся понимать язык друг друга…

КОСИЧКИ, БАНТИКИ

Утро. У старинного здания в Староконюшенном переулке паркуются красивые автомобили. Из открытых дверей иномарок выпархивают дети с разноцветными ранцами в руках и на плечах. Тяжелая, XIX века, резная дверь открывается неожиданно легко. Когда-то так же, без усилий, она распахивалась перед юными будущим актером Ростиславом Пляттом и будущим писателем-фантастом Киром Булычевым. Старая, заслуженная школа в самом центре Москвы, знаменитая 59-я, недавно вошедшая структурным подразделением в состав не менее престижной 1529-й гимназии.

— Не забудь отключить звук и поставить айфон на вибросигнал! — кричит вдогонку первоклашке мама из мерседесовского джипа.

— Тема первого урока сегодня — русские народные былины. Все дома прочитали о Вольге и Микуле? Молодцы. Кто расскажет нам, что такое соха?

Обычный урок. Педагог ходит по классу и поправляет бантики на косичках у девочек. Необычно только то, что занятие в 3 «Б» ведет не учительница, а учитель.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – В ШКОЛУ

Аттестат в школе отдавать не хотели. Не понимали: зачем? Успешный мальчик со Старого Арбата, после школы в любой вуз сможет поступить, и вдруг такая блажь… Максим уехал отдыхать, и за документом пошел отец-офицер. Только привычная командирская твердость помогла ему забрать бумагу у недоумевающих педагогов.

Сергей Владимирович и сам не очень понимал, почему сын-отличник решил уйти из школы после 9-го класса и поступить в педагогический колледж. Хорошо, что выбор Максима одобряла мама, Ольга Викторовна. Он часто приходил в детсад, где она работала, возился с детьми, даже занятия с ними проводить пытался.

— Почему хотят стать космонавтами или артистами? — спрашивает Максим Коротков. — Человек не всегда может объяснить словами тягу к определенной работе. Но такая тяга есть. В школе мне легко давалась математика, и я хотел стать учителем-предметником. К сожалению, в колледже математический факультет закрыли. Мне предложили пройти педагогическую подготовку для преподавания в начальных классах. Не жалею, что согласился.

Каникулы Максим Коротков проводил под Щелково, в летнем детском лагере при МИДе — вожатым. Участвовал — и побеждал — во всероссийских и международных конкурсах для студентов и молодых педагогов, стажировался в сербском городе НовиСаде.

Читая профессиональную литературу, узнал о методике Рачинского. Сельский учитель Сергей Александрович Рачинский в XIX веке учил ребятишек устному счету таким образом, что арифметические задачки они легко и быстро решали в уме. А потом, после революции 1917-го, и Рачинского, и его уникальную методику забыли. Решив исправить историческую несправедливость, Максим переложил архаику на современный лад и попробовал научить устному счету детей, привычно пользующихся калькулятором на смартфонах.

— Оказалось, помимо практической пользы, такие упражнения также развивают и память, и вообще мышление ребенка, — говорит Коротков. — Я провел открытые уроки в Москве и пушкинском Болдине. Модернизированную методику Рачинского коллеги признали полезной, сейчас ее используют на практике.

— Выбрав жизненный путь, Максим Сергеевич поступил совершенно правильно, решив начать его с самых нижних ступенек, — говорит куратор воспитательной работы структурного подразделения гимназии № 1529 Наталья Евгеньевна Исакова. — Колледж, работа в младших классах, сейчас он учится в Московском педагогическом государственном университете. Посмотрите, сколько у нас сейчас в стране людей, которые занимают разные высокие посты, но сами не умеют работать? Это просто беда! А Коротков работать учится и научится, поэтому и карьера у него должна сложиться успешно.

ОЦЕНКИ

В 3 «Б» 28 учеников, 8 мальчиков и 20 девочек.

— Хороший класс, — говорит Максим Коротков. — Очень хороший. Умный. Многие ученики активно участвуют в олимпиадах. Департамент образования Москвы проводил диагностику способностей. Все мои третьеклашки получили оценки под 100 баллов. Маленькое личное педагогическое открытие: мальчики воспринимают учителя-мужчину серьезнее, чем девочки.

— Оценок Максим Сергеевич пока мало ставит, — рассказывает ученица Злата Кленяева. — Он не строгий, он — справедливый. И очень прикольно, что у всех классов — учительницы, и только у нас — учитель.

— С приходом Короткова мужская «диаспора» в нашей школе резко увеличилась, — улыбается педагог Наталья Васильевна Одинцова. — Были только физрук и преподаватель ОБЖ, а теперь мужчин стало трое. «Учитель», «педагог» — эти слова изначально мужского рода. Мужчина — говорит, а мы, женщины, больше морали читаем…

ПОКА УЧИШЬСЯ - ЖИВЕШЬ

— Нет, Лика, сельга — это не нива. Ты невнимательно прочитала былину. В ней сказано, что там богатырю приходилось выворачивать корни деревьев. Только после этого она становилась пашней, на которой выращивали пшеницу и рожь.

Дети, которые знают, что хлеб приносят из супермаркетов, внимательно слушают учителя. Слово «сельга» Коротков пишет на интерактивной доске. На внеурочных занятиях детям выдают макбуки.

— Он очень хорошо и предельно доходчиво объясняет, — рассказывает мама Насти Бабицкой Наталья Валерьевна. — Многие родители поначалу тревожились: вот примет класс молодой мальчик-учитель, необычно это, непрогнозируемо. Вдруг кричать на детей начнет? Гимназия с традициями, гуманитарно-языковая, многие через всю Москву по пробкам детей сюда привозят-отвозят… А Максим Сергеевич оказался очень располагающим и умным молодым человеком.

— Быстро нашел подход к классу, внимателен к каждому ребенку, — добавляет Роберт Живич, сотрудник посольства Хорватии в России. — Моя дочь Лея заметно лучше стала говорить и писать по-русски. Все дети буквально ему в рот смотрят, как цыплята за ним ходят даже на переменках.

3 «Б» уходит на урок физкультуры. Классный руководитель садится проверять тетрадки.

— Это несложно, я уже привык, — говорит Максим. — Единственным неприятным открытием в школе стало обилие всяческой отчетности. А все остальное нравится. Педагогический коллектив принял хорошо, на первых порах меня опекает замдиректора Зоя Николаевна Чернышова. Зарплата устраивает, она адекватная, есть надбавки. Пока не женат, на жизнь хватает. Что будет дальше? Этот класс через два года выпущу, возьму первоклашек. Когда окончу педагогический университет, будет видно. Знаю точно, что всю жизнь буду учиться. Пока ты учишься — ты живешь.

И приятно отдавать знания детям.

…А прощались мы с учителем Максимом Коротковым и его любимым 3 «Б» у портрета Ивана Логгиновича и Александры Ксенофонтовны Медведниковых, богатой купеческой семьи, все нажитое отдавшей на благотворительность, на их деньги была построена и эта гимназия. Не специально вышло, но символично. В гробу нет карманов, и каждый уходит из этого грешного мира, унося лишь то, что отдал другим.

ДОЖИЛИ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

…Шел к метро и думал: вот на что я, журналист, сделал «стойку» и что выбрал темой репортажа? Учитель-мужчина, получается, как редкий зверь в зоопарке, диковина, о которой интересно будет прочитать в газете — читатели-то тоже такого чуда не видели. Но вспомните прочитанные книги русских классиков, вспомните советские кинофильмы — учителем был мужчина. Какие образы и характеры нам показывали! В «Доживем до понедельника», например. А теперь, получается, мы до понедельника дожили… Учитель, воспитатель — в современном массовом сознании теперь это четко женская профессия. Мужчины уходят на охоту за деньгами, а с детьми, у очага и у школьной доски остаются женщины… Выбор профессии делается в ранней молодости, и многие делают этот выбор не полностью осознанно, под воздействием общественных стереотипов. В итоге в педагогические вузы идут в основном девушки. Кроме этого, зарплаты у учителей, к сожалению, не очень высокие, и для мужчины это становится серьезной проблемой, особенно если он обязан обеспечивать благосостояние семьи.

Но школе и сегодня нужен мужчина-учитель. Дети должны перенимать мужской опыт и видеть мужской пример. Иначе воспроизводится исключительно женский гендерный тип мышления и поведения, и это приводит к перекосу в устройстве и жизни общества. Мужчины перестают быть настоящими мужчинами.

Что надо сделать, чтобы мужчина вновь пришел в школу и остался в ней? Вот мнение известного ученого, социолога Игоря Кона: необходимо учительство приравнять по общественному значению к защите Отечества. Лично я — согласен.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марина Анатольевна, директор ГБОУ города Москвы «Гимназия № 1529 имени А. С. Грибоедова»:

- Мужчина-учитель — это очень хорошо. Их так не хватает в современной школе. В семье у ребенка — мама и папа, и в школе обязательно должны быть преподаватели-женщины и преподаватели-мужчины. Наша гимназия всегда славилась учителями-предметниками. И сегодня они есть — историки, математики. Мужчина в начальной школе — это действительно редкость. Максим Коротков принял класс, первая учительница которого вышла замуж и уехала в другой город. Побеседовав с ним, я убедилась, что он справится. Родители детей приходили ко мне на прием, волновались, а теперь говорят: «Спасибо!»

ФАКТ

Цифра

В Великобритании 70–75 процентов преподавателей начальной школы — мужчины.

Классика

«Почему следы людей не остаются навеки на дорогих им памятных местах? Если бы сейчас я нашла ту тропу, по которой мы возвращались с Дюйшеном с гор, я приникла бы к земле и поцеловала следы учителя. Тропа эта для меня — всем дорогам дорога… Я еще приеду к своему учителю и буду держать перед ним ответ».

Чингиз Айтматов, повесть «Первый учитель», 1961 г.

Купеческий дар

Вдова богатого купца Ивана Логгиновича Медведникова Александра Ксенофонтовна завещала на благотворительные цели несколько миллионов рублей. Душеприказчик, коллежский советник Николай Алексеевич Цветков, построив в Москве больницу для бедняков, решил, что на оставшуюся сумму «лучшим способом увековечить ее память будет дать русскому обществу такую школу, где бы серьезность учения соответствовала возрасту, развитию и силам учащихся». По высочайшему повелению императора Николая II 8 июня 1901 года была учреждена гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых. Здание в Староконюшенном переулке строилось по проекту художника и архитектора И. С. Кузнецова. Строительство и оборудование обошлись в миллион рублей.

Проект Кузнецова включал большие залы, высокие потолки, вентиляцию с пылеосадочными камерами, способную трижды обновить воздух в классах в течение каждого часа. Шинели гимназистов в раздевалке просушивались и подогревались, была заказана специально сконструированная школьная мебель.

Гимназия нового типа

Н. А. Цветков и первый директор гимназии В. П. Недачин сумели создать новый тип гимназического образования в России, рассчитывая, что по образцу Медведниковской гимназии будет перестроена вся школьная система. Количество часов на изучение древних языков было сокращено, зато обязательным стало изучение новых: французского, немецкого, английского. Расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В штат гимназии вошли преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Уроки чередовались со специальным часом для подвижных игр. Всем ученикам предлагались горячие завтраки.

Плата за обучение составляла 300 рублей в год, но некоторые ученики были от нее освобождены. Одним из главных условий, поставленных Н. А. Цветковым, было бесплатное обучение беднейших детей в память покойных благотворителей Медведниковых.

Известные выпускники

До революции гимназию окончил народный артист СССР, режиссер Юрий Завадский. Среди выпускников — академики С. С. Аверинцев, В. И. Арнольд, В. П. Маслов, Ю. А. Рыжов, В. П. Мясников, писатель-диссидент В. К. Буковский, основатель компании «Вымпел-Коммуникации» («Билайн») Д. Б. Зимин, философ и культуролог Г. С. Померанц, актеры В. С. Шалевич и Р. Я. Плятт, писатель-фантаст Кир Булычев.

ОБ АВТОРЕ

Александр Хохлов — специальный корреспондент «ВМ». Лауреат профессиональных премий.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.