Под покровом плоти
Сюжет:
Воскресная проповедьРазумеется, нет. Поясняя эти евангельские слова, святитель Афанасий Великий предупреждает, что Спаситель не сравнивает по тяжести оскорбление разных Ипостасей Пресвятой Троицы. Христос дважды говорит о Едином Боге, но при этом называет Себя то «Сыном Человеческим», то «Духом», указывая в первом случае на Свое человеческое естество, а во втором — на Свою Божественную сущность.
Богочеловек Иисус Христос — это воплотившийся Бог Слово, и как Вторая Ипостась Пресвятой Троицы Он по Божеству единосущен Богу Отцу и Святому Духу. Спаситель говорит о Себе, что Он есть «от начала Сущий» (Ин. 8, 25), то есть вечный, вездесущий, всемогущий Творец мира (см. Прем. 9, 1; Ин. 1, 1—3). Так что люди, слушавшие и принимавшие Христа, подлинно слушали и принимали Бога.
Но в отличие от других Лиц Пресвятой Троицы, при воплощении Бога Слова Его Божество соединилось с тварным человеческим естеством, и с тех пор обе природы — Божественная и человеческая — присутствуют во Христенеразделимо и неслитно, не вытесняя и не поглощая друг друга. Даже во время Вознесения человеческое естество Спасителя не исчезло, а обожилось, став недоступным физическому зрению. Так что Спаситель во всём, кроме греха, подобен людям по человеческой природе.
Последнее вводило в заблуждение многих видевших Христа во время Его земной жизни. Ибо человек не обладает способностью распознания реалий духовного мира. По выражению афонского старца Иосифа Исихаста, у праведности нет колокольчика.
Современники Иисуса Христа знали Его обычным человеком и к тому же нередко замечали Его среди людей, открыто презираемых обществом, а потому вполне могли и не видеть в Нем Господа. Они ждали, что Мессия придет и будет находиться среди праведников, общаясь только с ними. Даже апостолы, столько лет бывшие рядом со Спасителем, слышавшие от Него «глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68), видевшие совершаемые Им чудеса, то и дело проявляли духовную близорукость. Апостол Петр, исповедав Христа Сыном Божиим (см. Мф. 16, 16), тут же начинает увещать Его, как обычного человека (Мф. 16, 22—23).
Господь говорит, что такое отношение к Нему людям простительно. По мысли толкователя Священного Писания блаженного Феофилакта, архиепископа Охридского, всякий оскорбляющий Сына Человеческого имеет оправдание, так как, видя Христа среди грешников, он вполне может прийти в недоумение, спрашивая себя: «Что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами?». Того, кто вызывает нарекания и притом утверждает, что он Божий Сын, извинительно ругать и называть обманщиком.
Толкуя вторую часть высказывания Спасителя, блаженный Феофилакт указывает на неверие тех, кто оскорбляет Его Божество. Ведь они отвергают именно те свидетельства, которые восполняют отсутствие у нас колокольчика праведности, как то «Божественные знамения и великие и необычайные дела».
Те, кто поносил Христа, даже видя совершаемые Им сверхъестественные исцеления и другие чудеса, которые может свершить только Господь, поистине клеветали на Божество Спасителя, утверждая, что эти знамения совершены действием падшего духа, а не силой Божией. Святитель Феофилакт подчеркивал, что все другие согрешения простительны людям, лишенным благодати Божией и подвластным общечеловеческой греховности, «но когда кто видит совершаемые Духом Святым чудеса и приписывает их демонам, тут-то какое тот может иметь извинение?»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции