Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Под покровом плоти

Сюжет: 

Воскресная проповедь
Общество
Под покровом плоти
Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
Почему Спаситель акцентирует разницу между Сыном Человеческим и Духом Святым, говоря: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему» (Мф. 12, 32)? Разве позволительно оскорблять Бога Сына? Неужели Дух Святой отличается злопамятством?

Разумеется, нет. Поясняя эти евангельские слова, святитель Афанасий Великий предупреждает, что Спаситель не сравнивает по тяжести оскорбление разных Ипостасей Пресвятой Троицы. Христос дважды говорит о Едином Боге, но при этом называет Себя то «Сыном Человеческим», то «Духом», указывая в первом случае на Свое человеческое естество, а во втором — на Свою Божественную сущность.

Богочеловек Иисус Христос — это воплотившийся Бог Слово, и как Вторая Ипостась Пресвятой Троицы Он по Божеству единосущен Богу Отцу и Святому Духу. Спаситель говорит о Себе, что Он есть «от начала Сущий» (Ин. 8, 25), то есть вечный, вездесущий, всемогущий Творец мира (см. Прем. 9, 1; Ин. 1, 1—3). Так что люди, слушавшие и принимавшие Христа, подлинно слушали и принимали Бога.

Но в отличие от других Лиц Пресвятой Троицы, при воплощении Бога Слова Его Божество соединилось с тварным человеческим естеством, и с тех пор обе природы — Божественная и человеческая — присутствуют во Христенеразделимо и неслитно, не вытесняя и не поглощая друг друга. Даже во время Вознесения человеческое естество Спасителя не исчезло, а обожилось, став недоступным физическому зрению. Так что Спаситель во всём, кроме греха, подобен людям по человеческой природе.

Последнее вводило в заблуждение многих видевших Христа во время Его земной жизни. Ибо человек не обладает способностью распознания реалий духовного мира. По выражению афонского старца Иосифа Исихаста, у праведности нет колокольчика.

Современники Иисуса Христа знали Его обычным человеком и к тому же нередко замечали Его среди людей, открыто презираемых обществом, а потому вполне могли и не видеть в Нем Господа. Они ждали, что Мессия придет и будет находиться среди праведников, общаясь только с ними. Даже апостолы, столько лет бывшие рядом со Спасителем, слышавшие от Него «глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68), видевшие совершаемые Им чудеса, то и дело проявляли духовную близорукость. Апостол Петр, исповедав Христа Сыном Божиим (см. Мф. 16, 16), тут же начинает увещать Его, как обычного человека (Мф. 16, 22—23).

Господь говорит, что такое отношение к Нему людям простительно. По мысли толкователя Священного Писания блаженного Феофилакта, архиепископа Охридского, всякий оскорбляющий Сына Человеческого имеет оправдание, так как, видя Христа среди грешников, он вполне может прийти в недоумение, спрашивая себя: «Что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами?». Того, кто вызывает нарекания и притом утверждает, что он Божий Сын, извинительно ругать и называть обманщиком.

Толкуя вторую часть высказывания Спасителя, блаженный Феофилакт указывает на неверие тех, кто оскорбляет Его Божество. Ведь они отвергают именно те свидетельства, которые восполняют отсутствие у нас колокольчика праведности, как то «Божественные знамения и великие и необычайные дела».

Те, кто поносил Христа, даже видя совершаемые Им сверхъестественные исцеления и другие чудеса, которые может свершить только Господь, поистине клеветали на Божество Спасителя, утверждая, что эти знамения совершены действием падшего духа, а не силой Божией. Святитель Феофилакт подчеркивал, что все другие согрешения простительны людям, лишенным благодати Божией и подвластным общечеловеческой греховности, «но когда кто видит совершаемые Духом Святым чудеса и приписывает их демонам, тут-то какое тот может иметь извинение?»

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.