Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Истинная леди в кителе пилота

Общество
Когда видишь Марию Уваровскую, миниатюрную и хрупкую, как японская статуэтка нэцке, настоящую сказочную героиню в форменном обмундировании, спешащую на рейс, приходят в голову строчки из песни Высоцкого в такой интерпретации: «А вот прошла вся в синем пилотесса, как принцесса, надежная, как весь гражданский флот».

Мужчины в «Шереметьеве» оборачиваются, когда видят грациозную девушку необыкновенной красоты с серьезным, строгим взглядом, да и еще в костюме пилота, а мало-мальски сведущие в авиации различат на рукаве четыре золотые полоски — да она командир воздушного судна! Одна из трех девушек — капитанов в «Аэрофлоте», одна из немногих во всей стране, в самый женский праздник рассказала нам о своей неженской профессии.

Мария, надо ли девушке родиться в семье авиаторов, чтобы захотеть стать пилотом?

— Думаю, что нет. Мне повезло: весь мой путь был самостоятельным, а мои успехи вместе со мной сопереживали мои близкие. Зачастую у ребят, родившихся в семье успешных авиаторов, есть дополнительная сложность: им надо перебороть авторитет родителей, чтобы их воспринимали как отдельную, состоявшуюся личность.

У меня получился зигзаг на жизненном пути, хотя родители-инженеры все же имели некое отношение к авиации: папа хотел стать летчиком, брат тоже об этом мечтал, мама по профессии инженер-самолетостроитель.

А я вот была архитектором, а стала пилотом.

Настоящий зигзаг судьбы. Как же это произошло?

— На этапе моей учебы в Архитектурном институте с их стороны всего один раз было некоторое сопротивление, когда я заявила, что хочу поступить в летное училище.

Авиацией я бредила, занималась в аэроклубе еще со времен окончания школы, куда меня привел брат. Однако родителям хотелось, чтобы я получила профессию архитектора, доучилась в вузе.

Сейчас я могу точно сказать: то что стала пилотом — это их заслуга, мама с папой всегда поддерживали меня и морально, и финансово.

Теперь за меня очень рады.

Я окончила институт, защитила диссертацию, уже работала в Санкт-Петербурге по профессии, а заодно и в аэроклубе инструктором. Там коллеги посоветовали мне поступить в Питерскую академию гражданской авиации, чтобы стать уже профессиональным пилотом. И в тот момент произошла невероятная история: академии был нужен архитектор для создания проекта центра переподготовки пилотов. Получилось совмещать работу с учебой. Наверное, это был мой счастливый случай.

И где вы осваивали «большое небо»?

— Один мой очень хороший знакомый подсказал мне о возможности устроиться на работу пилотом Як-40 в городе Череповце в авиакомпании «Северсталь».

Через некоторое время это получилось. Мне очень нравилось работать в маленькой компании, где все знают друг друга. Но, скажу честно, моей целью всегда был «Аэрофлот». Поэтому, набравшись опыта, пришла устраиваться в эту компанию. И в 2007 году меня взяли работать в «Шереметьево» на Ту-154.

Большой самолет! За плечами 150 пассажиров — не страшно было от этой мысли?

— Мне как раз повезло, что у меня был между маленьким и большим самолетом переходный тип Як-40 — своеобразная ступенька, позволившая привыкнуть к большим лайнерам.

Но действительно, Ту-154 — сложнейший самолет и по пилотированию, и по скоростям, и по многим другим признакам. Я преклоняюсь перед командирами этих воздушных судов. А за пассажиров особенно сильное ощущение ответственности пришло, когда стала работать капитаном. На первом месте для меня их безопасность, их интересы.

Сколько же вам пришлось налетать часов, чтобы стать командиром экипажа?

— После того как Ту-154 были выведены из парка нашей авиакомпании, я переучилась на Airbus A320. Уже на нем мне надо было налетать полторы тысячи часов, чтобы начать переучивание на командира. Переподготовка длилась около полугода, но по ощущениям очень интенсивно, так как шла она без отрыва от производства.

Сейчас, насколько мне известно, девушки активно идут в пилоты… Но командиров-женщин — раз-два и обчелся.

Почему? Или мужская часть коллектива и руководства все же предвзято относится?

— Я не буду говорить за всех, но то, что происходит у нас в отряде, — совершенно объективно. Неважно, девушка ты или парень, необходимо обладать определенными качествами, часами налета для рассмотрения в качестве кандидата на должность командира воздушного судна. Нас учат инструкторы международного класса, они сами проходят подготовку в Тулузе и видят там женщин-инструкторов, поэтому для них «наша» ситуация вполне нормальная.

Все рейсы я выполняю пока с одним вторым пилотом Михаилом Дейнекиным, несколько месяцев в закрепленном экипаже, — это программа всех «молодых» командиров. С Михаилом у нас сложились хорошие дружеские отношения.

К работе с другими вторыми пилотами я готова, главное — быть уверенной в себе, в своих знаниях, уметь принимать правильные решения и работать с разными людьми. В отряде отношение к себе я чувствую только хорошее: наши мужчины пришли встречать меня с первого рейса в роли КВС из Берлина 25 декабря 2013 года с цветами и поздравлениями. Я им очень благодарна за то, что не делали мне скидок и поблажек во время переучивания…

Маша, нашим читателям наверняка будет интересно узнать, какая вы в жизни, чем увлекаетесь, водите ли авто, ходите по магазинам, как любите отдыхать.

— У меня есть маленькая дочь, ей пять лет, но она уже понимает, что мама — пилот, уходит в рейсы, что это ее работа, рисует меня в форме. Из увлечений раньше было рисование, теперь некогда, все свободное время отдаю семье и работе. Встречи с друзьями — это счастье. Как и все женщины, я обожаю шопинг. Отпуск люблю проводить активно, хочу в ближайшее время съездить с семьей в Испанию, посмотреть Европу.

Машину вожу всего два года, намного меньше, чем управляю самолетом...

СПРАВКА

В 1910 году во Франции впервые в мире лицензию пилота выдали женщине — баронессе Раймонде де Ларош.

В 1911 году выпускница Института благородных девиц из Петербурга стала первой русской дипломированной женщиной-пилотом.

В 1914 году Евгения Шаховская, княгиня, светская львица, стала первой в мире военной летчицей.

В 1921 году Бесси Колман (США) стала первой среди афроамериканок, заработавшей международную категорию пилота.

В 1960-х годах в СССР впервые сформировали женский набор в летное училище гражданской авиации. В 1973 году был первый выпуск (40 пилотесс). В 1977 году был второй, после которого выпустились около 50 женщин-пилотов.

Но, к сожалению, в нашей стране больше выпусков не было.

Сегодня в США насчитывается около 25 000 женщин-пилотов, благодаря чему Америка занимает первое место в мире по этому показателю.

Три летные истории командира воздушного судна Уваровской

Это было в авиакомпании «Северсталь».

На борт поднялся техник, спросил у старшей бортпроводницы, где пилоты. Она махнула в мою сторону.

Техник подошел, взял меня за плечи, аккуратно убрал с прохода и двинулся дальше — в пустую кабину...

■ Раньше у пилотов и у бортпроводников были одинаковые форменные темносиние пальто, и меня часто принимали за бортпроводницу. Как-то раз, когда я только вводилась на Ту154, мы летели впятером.

В обычном же экипаже четыре человека. И вот садимся мы все вместе в автомобиль, чтобы ехать на вылет к самолету. Бригадир бортпроводников не может понять, откуда взялась лишняя стюардесса... Удивленно смотрит в задание на полет, потом на меня… И начинает осторожно так задавать мне вопросы. А пилоты специально молчат, только смеются. Но тут мы прибыли на борт, и все прояснилось.

По одежке встречают…

■ Когда я стажировалась на командира, то летала с инструктором. У меня еще была форма второго пилота с тремя полосками на рукаве, но сидела я уже в командирском кресле. Заходит техник в кабину, уточняет: «Вы командир?» Да, я. И мы вместе с инструктором засмеялись. Техник решил, что его разыгрывают: «У вас три полоски, а у него — четыре.

Значит, он кавээс (командир воздушного судна. — «ВМ».

До последнего момента он не верил. Не поленился перед отгоном трапа подняться и еще раз проверить, кто на каком месте летит...

Совет девушкам, которые мечтают стать пилотами

Конечно, быть летчиком престижно, — рассуждает капитан Уваровская. — Многих привлекает зарплата. Кто-то хочет носить красивую форму… Но главное — это должно быть призванием, мечтой всей жизни. Поэтому первым делом надо подняться в небо, чтобы узнать это ощущение. Сейчас все доступно: можно купить полет с инструктором — хотя бы на пятнадцать минут. Это поможет определиться. И если желание летать только вырастет, уже ничто не сможет вас остановить.

Чем выше статус, тем больше ответственность и шире планы

Все мои планы на будущее связаны с работой в моем отряде, — говорит Мария Уваровская. — Мы летаем по самым разным направлениям, в самые разные аэропорты, и это дает такой опыт!.. Наверное, логичным продолжением может быть либо работа в качестве пилотаинструктора, либо переход на дальне-магистральные самолеты.

На таких самолетах у нас есть одна женщина-командир — Ольга Ивановна Грачева. Она очень тепло меня встретила в «Аэрофлоте», стала мудрым советчиком, другом. И по-прежнему остается моим ориентиром.

ТОП-7

7 легендарных русских летчиц

■ Валентина Гризодубова В 1937 году Гризодубова установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета. В 1942-м командовала авиаполком, совершила около 200 боевых вылетов, включая 132 ночных.

■ Полина Осипенко Командир звена в истребительной авиации. Летом 1937 года побила три мировых рекорда высотных полетов. В 1938 году возглавила беспосадочный перелет Севастополь — Архангельск.

■ Марина Раскова Летчица-штурман, майор.

В 1937 и 1938 годах установила в качестве штурмана мировые авиарекорды дальности на самолетах АИР-12 и на гидросамолете МП-1. Во время знаменитого рекордного перелета из Москвы в Комсомольскна-Амуре при вынужденной посадке по приказу Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток.

■ Евдокия Бершанская В 28 лет возглавила 588-й женский ночной бомбардировочный полк. Командир авиаполка — знаменитых «Ночных ведьм».

■ Ирина Себрова Командир звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, совершила в полку больше всех вылетов — 1004, в том числе 825 ноч0я

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.