Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Фоторепортер — это охотник, ищущий след

Общество
В воскресенье, 24 августа, завершилось голосование за лучшие фотографии ежегодного конкурса «Планета Москва» на странице Департамента градостроительной политики. Организаторам пришло более двух тысяч снимков. И это неудивительно — столица всегда вдохновляла фотографов. Мы поговорили с четырьмя фотомастерами, чьи работы помогли нам взглянуть на город с разных ракурсов: с московских улиц, из-под облаков и даже из подземных катакомб.

Об искусстве фотографии корреспондент «ВМ» поговорила со знаменитым российским фотожурналистом Владимиром Вяткиным. 

Обладатель звания «Международный мастер фотожурналистики» при встрече сразу огорошил меня признанием: оказывается, он не только не пользуется Интернетом, но даже компьютер включать не умеет. Все, для чего его коллегам требуется фотошоп, Вяткин привык делать с помощью своей камеры.

— Интернет — великолепное средство быстрого получения информации, но при этом и подтверждение твоего невежества, — уверен он.

О карьере фоторепортера Вяткин не мечтал. В 18 лет он резал снимки в лаборатории АПН (Агентство печати новости, сейчас — РИА Новости. — «ВМ»). Вся история мира проходила через его руки. Как раз тогда начались реформы и волнения в Чехословакии. Удержаться на месте было невозможно. Он втихаря купил фотоаппарат «Контакс» за 42 рубля и начал учиться снимать.

— Я хотел быть врачом, историком, потом решил, что мое дело — искусствоведение. Я 21 раз поступал на журфак в МГУ и шесть — на историю искусств. И если бы я не любил музыку, литературу, живопись, я бы никогда не стал фотографом, — рассказывает Вяткин.

Однажды в горячей точке ему пришлось принимать роды. До этого он 15 лет снимал появление детей на свет для тематических журналов и «всю механику» знал на зубок.

— Я не учусь у фотографов. Я плачу за мастер-классы Анджея Вайды, Кшиштофа Пендерецкого, Вуди Аллена. Они не говорят о фотографии, а рассуждают о жизни. Самое интересное — докопаться до того, что не знает никто, — говорит Вяткин.

Он любит хорошие выставки, но еще больше — плохие, на которых «ворует» интересные, но бездарно снятые темы, приговаривая любимую фразу Тарантино: «Заимствуют бездари, а гении — воруют». Он морщится при слове «фотка» и становится счастливым, если сделал хоть одну хорошую фотографию за год. Может быть, поэтому он 28 раз возвращался в Чечню только за одной фотографией, которая в итоге объединила все, что он отснял, в единую тему.

— Высший класс фотожурналистики — без нот показать музыку, чтобы она звучала в фотографиях всем спектром живописных оттенков: от форте до пиано. Моя профессия — это великолепный способ говорить о жизни, философствовать. Я люблю иной раз гулять без фотоаппарата. Но когда техника со мной, я сразу же становлюсь охотником, ищущим след.

СПРАВКА

Владимир Вяткин — шестикратный лауреат и трижды член международного жюри World Press Photo, ведущий фоторепортер РИА Новости. С 2004 года является академиком Международной гильдии фотографов СМИ. В 1985 году Международная организация журналистов (IOJ) присвоила ему статус «Международный мастер фотожурналистики». С 1983 года преподает фотожурналистику в МГУ.

БОРОТЬСЯ, ИСКАТЬ И ЩЕЛКАТЬ! ФОТОИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 

За черно-белыми кадрами из хроники скрывается жизнь, полная свершений, интриг, творческих побед и поражений. «ВМ» обрисовала ее основные этапы.

Фото у моря — нарисованного. Конец XIX века

Повально увлекаться фотографией у нас в стране начали ровно 120 лет назад. Именно тогда было организовано Русское фотографическое общество, объединившее дореволюционных любителей прогрессивного искусства. Светописью баловались в самых разных уголках империи — от Москвы до Хабаровска. Любителями считались те, кто делал художественные работы, — они снимали для своего удовольствия. Профессионалы трудились в студиях и ателье и делали стандартные портреты на нарисованном фоне моря или парка.

Удачный снимок — оружие против буржуев. 20–30-е годы

После революции в ремесло пришла молодежь, превратившая съемку в метод классовой борьбы. «Левая» школа советского фоторепортажа сформировалась во второй половине 20-х годов. Новые мастера противопоставляли себя старой школе, заимствовавшей принципы работы у создателей живописи и графики. Пролетарские авторы воспевали строительство коммунизма, экспериментировали, искали новые формы и называли противников косноязычными стариками. К концу 30-х признанные ранее недостаточно интересными для рабочих и крестьян жанры натюрморта и пейзажа все же были реабилитированы.

Искусство уходит на фронт. 1941–1945

Следующим этапом в истории отечественной фотографии стало документирование подвига нашего народа, победившего фашизм. Поколение военных журналистов создавало кадры, настраивавшие население государства на борьбу с захватчиком. Но вот прогремел победный салют 1945-го, к концу вскоре подошла и сталинская эпоха.

Свобода и покой. 60–80-е годы

Оттепель в культуре подарила авторам ощущение творческой свободы. Мастерам 60-х был интересен человек без постановок и партийного пафоса. Приверженцы жанровой съемки предпочитали бытовые сцены из жизни сограждан. Ближе к перестройке популярной стала социальная фотография. Она честно отражала реальность и не содержала идеологии.

После распада СССР жизнь есть. Начало XXI века

Российская фотография пережила трудности шокового периода 90-х годов. Сейчас она все больше переходит в область современного искусства. В то же время фотография доступна практически каждому благодаря появлению демократичных цифровых аппаратов и специальных социальных сетей для обмена снимками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Искусство делать панорамы, или Как увидеть глобус изнутри 

Эти ребята сняли виды Ниагарского водопада и Камчатки, Эвереста и Великой Китайской стены — всего больше 230 панорам. Корреспондент «ВМ» поговорила с Сергеем Семеновым, одним из членов команды AirPano — мировых лидеров по количеству сделанных с воздуха сферических панорам, создающих впечатление, что ты сам паришь над землей. (далее...)

Детей подземелья вдохновляет неизвестность

Стены Кремля, золотые купола храма, сталинские высотки… Эти снимки поражают парадностью, но давно не удивляют глаз. Однако альтернативный взгляд на сердце России все же существует — и взгляд этот из подземелья. Кирилл Бородин, работник Московского городского суда, а по совместительству фотограф-диггер, в своих работах пытается показать собственный взгляд на красоту. Диггеры, или, как их еще называют, подземные исследователи, находят вдохновение там, где обычные люди видят только темноту и опасность. (далее...)

Мне сверху видно все: рули, снимай!

Гигантская механическая стрекоза выписывает сальто в небесах. За аппаратом с земли зорко следит его создатель. Кирилл Сетдеков, сотрудник крупной компании, свой первый квадрокоптер — так зовут стрекочащий объект в воздухе — собрал пару лет назад. С помощью такого устройства Голливуд снимает стремительные полеты супергероев над городскими джунглями. Для Кирилла же это хобби. Живописные панорамы, сделанные одним щелчком на пульте управления, и «селфи» с высоты птичьего полета он выкладывает в социальные сети. Запускает конструкцию обычно на выходных с друзьями в укромных местах подальше от людских глаз. (далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.