пн 21 октября 11:04
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Высшее образование. Советский опыт мы учли

Названы районы Москвы с самыми высокими зарплатами

Более 780 деревьев высадят на юге столицы

Вильфанд сообщил, сколько продержится теплая погода

Станцию «Коммунарка» оформят в стиле биотек

Илья Авербух: Третьего ноября Татьяна Тотьмянина выйдет на лед

Как понять, насколько чистая вода в вашей квартире

Бесплатные мастер-классы пройдут для детей в парках Москвы

Как прошла прогулка по столичной голубятне

Названы регионы с самым доступным газом для населения

Опрос установил, сколько россиян считают себя «жертвами перестройки»

Оксана Федорова показала купание супруга в ледяной воде

Поклонники оценили второй подбородок Андрея Малахова

Глава Роспатента назвал самое необычное изобретение в 2019 году

Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию

Нагиев впервые в истории «Голоса» встал на колени перед участницей

Высшее образование. Советский опыт мы учли

Впрочем, за последнее достается не только самой молодежи, но и куда более взрослым и высокопоставленным людям, отвечающим за данную сферу на государственном, так сказать, уровне.

Споры об образовании хороши тем, что тема эта неисчерпаемая и бесконечная. А уж в отечественном случае остроту и сложность дискуссии можно умножать на три: слишком уж сложные идейно-политические темы увязаны тут в один узел. 

Доминирующая — вернее, наиболее громко звучащая — точка зрения хорошо известна. Она сводится к тому, что современная российская система образования способствует деградации (как интеллектуальной, так и моральной) новых поколений, что грозит катастрофическими последствиями для страны в будущем. Стоит признать, что значительная часть содержательной критики нашего среднего и высшего образования звучит вполне убедительно — и про переход от преподавания системных знаний к фрагментарным, и про несуразицы в образовательных программах, и про недостатки системы ЕГЭ, и про многое-многое другое.

Однако я решила выступить в роли адвоката дьявола и задать вопрос: ну и что?

Ровно тридцать лет назад начался обратный отсчет для СССР.

Среди безоговорочных и широко признаваемых достоинств советского проекта почти всегда особо выделяют систему образования. Систему, которую вполне заслуженно считают одной из лучших (если не самой лучшей) из когда-либо существовавших. Систему, благодаря которой советское общество нередко называли (и называют до сих пор) самым образованным в мире.

Однако с учетом событий тридцатилетней давности хочется задать тот же вопрос: ну и что? Рациональное, системное, светское образование, которым было охвачено почти все население СССР, ничуть не помешало «самой образованной и интеллектуально развитой стране» тогда — тридцать лет назад — помешаться на абсурдных, не выдерживающих ни малейшей рациональной критики идеях.

У государства есть прямой интерес находить, поддерживать и продвигать одаренных детей в любой сфере — от балета до астрофизики / Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

У государства есть прямой интерес находить, поддерживать и продвигать одаренных детей в любой сфере — от балета до астрофизики

ФОТО: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Кашпировский, МММ, циркониевые браслеты, тоталитарные секты, шарлатаны и мошенники всех мастей молниеносно захватили умы людей, в которых государство много десятилетий последовательно вкладывало идею системного знания. И это мы еще не говорим о том, как легко советскому народу заморочили голову политическими идеями, результатом которых стал крах государственности.

И вот теперь те же самые люди недовольны тем, как учат их детей и внуков. При том, что они сами являются живым примером того, что государству просто нет смысла вкладываться в продвинутую систему образования для всех.

У государства есть прямой интерес находить, поддерживать и продвигать одаренных детей в любой сфере — от балета до астрофизики. Регулярные российские успехи на международных научных олимпиадах дают понять, что эта система успешно работает и дает отличные результаты.

У государства есть прямой интерес делать ставку на целеустремленных и работоспособных детей и подростков. Кстати, нынешняя система образования — как среднего, так и высшего — дает отличный шанс именно им.

Что касается остальных, то тут уж как получится.

Российское государство сделало выводы из провального советского опыта: «тянуть за уши» все общество — нецелесообразно. Это просто не окупается. 

Новости СМИ2

Ирина Алкснис

Экология: не громко кричать, а тихо делать

Георгий Бовт

Как вернуть нажитое в СССР непосильным трудом

Александр Лосото 

Бумажное здравоохранение

Никита Миронов  

Смелых становится все больше

Екатерина Рощина

Елки, гирлянды и мыши: новогоднее безумие стартовало

Елена Булова

Штрафовать или не штрафовать — вот в чем вопрос

Александр Хохлов

Шестнадцать железных аргументов Владимира Путина