Высшее образование. Советский опыт мы учли
Впрочем, за последнее достается не только самой молодежи, но и куда более взрослым и высокопоставленным людям, отвечающим за данную сферу на государственном, так сказать, уровне.
Споры об образовании хороши тем, что тема эта неисчерпаемая и бесконечная. А уж в отечественном случае остроту и сложность дискуссии можно умножать на три: слишком уж сложные идейно-политические темы увязаны тут в один узел.
Доминирующая — вернее, наиболее громко звучащая — точка зрения хорошо известна. Она сводится к тому, что современная российская система образования способствует деградации (как интеллектуальной, так и моральной) новых поколений, что грозит катастрофическими последствиями для страны в будущем. Стоит признать, что значительная часть содержательной критики нашего среднего и высшего образования звучит вполне убедительно — и про переход от преподавания системных знаний к фрагментарным, и про несуразицы в образовательных программах, и про недостатки системы ЕГЭ, и про многое-многое другое.
Однако я решила выступить в роли адвоката дьявола и задать вопрос: ну и что?
Ровно тридцать лет назад начался обратный отсчет для СССР.
Среди безоговорочных и широко признаваемых достоинств советского проекта почти всегда особо выделяют систему образования. Систему, которую вполне заслуженно считают одной из лучших (если не самой лучшей) из когда-либо существовавших. Систему, благодаря которой советское общество нередко называли (и называют до сих пор) самым образованным в мире.
Однако с учетом событий тридцатилетней давности хочется задать тот же вопрос: ну и что? Рациональное, системное, светское образование, которым было охвачено почти все население СССР, ничуть не помешало «самой образованной и интеллектуально развитой стране» тогда — тридцать лет назад — помешаться на абсурдных, не выдерживающих ни малейшей рациональной критики идеях.
Кашпировский, МММ, циркониевые браслеты, тоталитарные секты, шарлатаны и мошенники всех мастей молниеносно захватили умы людей, в которых государство много десятилетий последовательно вкладывало идею системного знания. И это мы еще не говорим о том, как легко советскому народу заморочили голову политическими идеями, результатом которых стал крах государственности.
И вот теперь те же самые люди недовольны тем, как учат их детей и внуков. При том, что они сами являются живым примером того, что государству просто нет смысла вкладываться в продвинутую систему образования для всех.
У государства есть прямой интерес находить, поддерживать и продвигать одаренных детей в любой сфере — от балета до астрофизики. Регулярные российские успехи на международных научных олимпиадах дают понять, что эта система успешно работает и дает отличные результаты.
У государства есть прямой интерес делать ставку на целеустремленных и работоспособных детей и подростков. Кстати, нынешняя система образования — как среднего, так и высшего — дает отличный шанс именно им.
Что касается остальных, то тут уж как получится.
Российское государство сделало выводы из провального советского опыта: «тянуть за уши» все общество — нецелесообразно. Это просто не окупается.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции