Почему православие так называется
Многие верующие люди утверждают, что до того, как католики откололись от Церкви, православия не существовало. О неверности таких высказываний говорил протопресвитер Михаил Помазанский, богослов, преподаватель Калужской духовной семинарии с 1913 по 1916 год.
С первых веков своего существования Церковь Христова вынуждена была защищать Истину, полученную от Христа, постоянно ведя борьбу с лжеучениями. На необходимость правильного исповедания веры указывали еще апостолы (2 Тим. 2, 15). Понятие «православие» вошло в употребление в период борьбы с арианской ересью, так что с историей Русского государства это наименование не связано. Многие святые отцы первых веков христианства использовали этот термин. Например, Григорий Богослов в шестом Слове пишет о «страждущем православии».
Повсеместно термин распространился в период иконоборчества, когда необходимо было отстаивать иконопочитание. И после Собора 843 года, когда иконопочитание было восстановлено, в честь победы над ересями был установлен праздник Торжество Православия, который отмечается в первое воскресенье Великого поста.
Когда в середине XI века произошел раскол в Церкви, понятия «православие» и «кафоличность», то есть соборность, сохранились. Только западные христиане считали более важным второе из них, и поэтому за ними закрепилось название «католики», а восточные христиане приоритет отдали хранению и защите истинной веры — православию — и стали называться православными. «На деле оправдала Церковь исповедание, на его хоругви начертанное: «Православие», — отмечает протопресвитер Михаил.
Учение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви утверждено на семи Вселенских Соборах, а основные догматы отражены в Символе веры. От подлинности вероучения напрямую зависит будущая вечная участь христиан, поэтому оно бережно охраняется и защищается Церковью.
Люди, исповедующие Христа иными способами, не являются православными. Уклонение от Истины — это путь, уводящий от Христа, следование за Христом — это путь приобщения к Истине. Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Но хранение Истины всегда сопровождается трудностями, и человек, идущий путем Христовым, всегда подвергается унижению, мучениям и самой смерти (Евр. 11, 36–38).
В то же время, как отмечает митрополит Иерофей (Влахос), православие означает правильное прославление Бога. Оно выражается, с одной стороны, в чтении Священного Писания, молитве, посещении богослужений, в участии в Таинствах, которые являются центром христианской жизни, а с другой стороны, в личной жизни христианина — его поступках, мыслях и словах, отношении к окружающему миру. Православие — это особый образ жизни человека, когда он сердцем, чувствами и разумом устремлен к Богу. Не только в храме или дома на молитве, но и в своей семье, на работе или просто встречая людей на улице, он видит в них образ Божий и стремится поступать по любви.
Нельзя быть православным вне Церкви. Она есть Тело Христово и объединяет в Себе ныне живущих и умерших христиан, которые пребывали в Истине и любви и были причастны Таинствам церковным. Святитель Иоанн Златоуст приводил такое сравнение: если отломить от дерева ветку — она засохнет, отсечь от источника света луч — он перестанет существовать, отделить от истока ручей — и он постепенно исчезнет. То же самое происходит с людьми, считающими себя христианами, но находящимися вне Церкви — хранительницы Истины. По слову апостола Павла, верующие в Господа составляют единое Тело Церкви, а Ее Глава — Спаситель (Рим. 12, 5). Следовательно, те, кто отрицают учение, хранимое Церковью, отвергают Самого Сына Божия и становятся подобными язычникам и мытарям (Мф. 19, 17).
Господь призывает искать прежде всего Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33), и эта заповедь стала основой существования Православной церкви. Защищая веру, просияли в ней многие святые, в том числе и участник I Вселенского Собора святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, память которого мы будем отмечать 19 декабря. Своей жизнью он показал нам пример стояния в Истине, обличив Ария. И мы должны помнить: чтобы быть православным, надо держаться Православной церкви, потому что только в Ней, как в ноевом Ковчеге, мы можем найти спасение.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции