Учитель дает ориентиры
Вокруг всего этого строится вся система образования, то есть она ориентирована на каждого конкретного ученика. В Москве для реализации такого подхода в обучении созданы все необходимые условия. Результаты работы есть уже сейчас. В первую очередь это достижение качественно нового уровня образовательных результатов самих учеников. Это показывают и высокие баллы на Едином государственном экзамене, и количество выпускников, успешно поступивших в вузы, и итоги олимпиад различного уровня. В школах создана творческая среда сотрудничества, реализуемая на нескольких уровнях взаимодействия: школа — ученик — вуз. В школах открыты предпрофессиональные классы, которые созданы для формирования у ученика умений и навыков, необходимых для жизни в современном мире и будущей профессии: инженерные, медицинские, академические (научно-технологические), кадетские и ИТ-классы. Большую роль, безусловно, играет и цифровизация, в частности, реализация проекта «Московская электронная школа», который дважды — в 2018 и 2019 годах — вошел в список 100 главных образовательных проектов мира по версии HundrED. Наши учреждения оборудованы очень хорошо.
Вместе с подходом в обучении поменялась и роль учителя. Мы перестали быть менторами, которые просто дают информацию. Наша главная задача — научить ребят ориентироваться в той информационной среде, без которой невозможно представить современное общество, дать инструменты для работы в ней, при этом нужно сформировать навыки анализа информации из привычных бумажных носителей (научной и художественной литературы, статей в СМИ) и взаимодействия с новыми информационными системами. Самая главная проблема сегодня заключается не в поиске информации, а в развитии умений обрабатывать и систематизировать полученные данные, проверять факты, критически оценивать полученные данные, формировать собственную позицию. И научить этому — задача современного педагога. Безусловно, как и прежде, сохранилась воспитательная роль учителя. Воспитательные задачи учитель реализует и через учебный процесс, в рамках своих учебных дисциплин, и благодаря личным доверительным и уважительным отношениям между педагогом и школьником. Многие ребята приходят ко мне за советом по личным вопросам, и я с радостью готова поделиться с ними опытом и знаниями.
На мой взгляд, вырос престиж профессии учителя. В нашей школе довольно большое количество молодых педагогов. Из этого можно сделать вывод, что выпускники стали чаще выбирают педагогические вузы. Отрадно, что и среди выпускников нашей школы есть молодые педагоги. Отмечу, что в Москве создана масштабная система поддержки молодых учителей. Это касается и оплаты труда, и возможностей для профессионального роста. Несомненно, что огромную роль играет и система повышения квалификации. Большую работу ведет и московский профсоюз.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции