Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Каким макаром соседа звать. История забавных прозвищ

Общество
Каким макаром соседа звать. История забавных прозвищ
На обитателей «курных изб», где печь была без трубы, к середине XIX века смотрели свысока / Фото: Картина Ф. Журавлева «Приезд извозчика на родину» (1868)

Забавные прозвища в старину носили жители Московской области. Название обитателей одного района даже стало публицистической метафорой и ушло в народ.

В «Истории одного города» (1870) Салтыкова-Щедрина описывается вымышленный народ «головотяпы». Прозвали их так за «привычку «тяпать» головами обо все <...>. Стена попадется — об стену тяпают; богу молиться начнут — об пол тяпают». Слово стало нарицательным для обозначения бестолкового человека, его любил использовать в статьях и речах Владимир Ленин. С легкой руки Ильфа и Петрова («Золотой теленок», 1930) в моду вошло словосочетание «головотяпство со взломом».

Слово «головотяп» не выдумано Щедриным: он взял его из книг «Сказания русского народа» Ивана Сахарова (1849) и «Пословицы русского народа» (1862) Владимира Даля. Так называли обитателей Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне — подмосковный город Егорьевск). Происхождение его не объясняется, но у Даля приводятся два других прозвища жителей уезда — «коновалы» и «рудометы» («метать руду» — совершать в лечебных целях кровопускание). Возможно, все три прозвища намекают на то, что егорьевцы занимались лечением скота, его убоем и разделкой туш: в том числе «тяпали», то есть отрубали, головы животным. То есть изначально слово «головотяп» могло не иметь никакого обидного смысла.

Какие еще названия были у жителей нынешней Московской области?

Башмачники — население современного Талдомского городского округа, где исстари был развит кустарный обувной промысел.

Гусляки — жители обширной местности Гуслицы на востоке Подмосковья, ныне относящейся к Егорьевску и южной части Орехово-Зуевского районов. Гуслицы были центром подмосковного старообрядчества. Местные жители промышляли созданием рукописных певческих книг, а еще — разбоем, фабрикацией фальшивых денег и документов. «Сказание о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря» (1863 год) гласило, что «в названии «гусляк»… все понимают человека без чести и совести».

Огуречники (тепличники) — жители нынешнего Клинского района. После того как через их земли в 1855 году пролегла первая в России железная дорога, они стали растить зимой овощи в застекленных теплицах, отапливаемых печами, и сбывать в Москву и Петербург.

Лягушечники — жители современного Дмитровского района, где много болот.

Макары — жители села Дединово в городском округе Луховицы (до революции относилось к Рязанской губернии). По легенде, Петр Первый спросил у местного крестьянина, как его зовут. Мужик ответил: «Макар», и получил рубль. Односельчане решили, что царю нравится это имя, и все стали представляться ему Макарами в надежде, что их тоже одарят.

Каким макаром соседа звать. История забавных прозвищ На протяжении веков «шувалики» профессионально занимались нищенством, прикидывались погорельцами / Фото: Картина Ф. Журавлева «Дети-нищие». Так промышляли «шувалики»

Чернонебые — такое прозвище жителей Коломенского уезда приводит Даль в «Пословицах русского народа» (1862), не объясняя его происхождения. Доктор филологических наук Анатолий Журавлев полагает, что это значит «живущие в избах с закопченными потолками». На обитателей «курных изб», где печь была без трубы, к середине XIX века смотрели свысока: зажиточные крестьяне уже строили к тому времени избы с дымоходами.

Шувалики — обитатели Вышегородской области Верейского уезда (ныне Веселевское и Волченковское поселения Наро-Фоминского района). В 1751 году эти земли были пожалованы графу Александру Шувалову (1710–1771). На протяжении веков «шувалики» профессионально занимались нищенством, прикидывались погорельцами: опаливали оглобли саней, на которых приезжали в Москву, и уши лошадей. Искусство клянчить передавалось от родителей к детям, девушку, стеснявшуюся побираться, не брали замуж. Ругательство «шувалик» в значении «бродяга-проходимец» получило известность за пределами Московской губернии. Публицист Владимир Слепцов, отправившись в 1862 году в поход по России, услышал во владимирском селе Ундол при попытке устроиться на ночлег: «Шувалик ты есть».

Читайте также: Достижения российских регионов представят на выставке в Москве

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.