Что делать с шумными соседями?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Темная сторона Луны: кому и зачем нужна космическая база на спутнике Земли

Сюжет:

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Темная сторона Луны: кому и зачем нужна космическая база на спутнике Земли
Фото: pixabay.com

Человечество давно мечтает о лунных городах . Сколько фантастических книг про это написано, сколько идей выпестовано светлыми учеными умами, одержимыми освоением естественного спутника нашей голубой планеты!

«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство», — писал Константин Циолковский в 1887 году в научно-фантастической повести «На Луне». Ученый верил, что в будущем безжизненный лунный мир станет для людей и сырьевой базой, и плацдармом для дальнейшего освоения космического пространства, и новым домом.

А может быть, и не новым. Кое-кто из мыслителей-романтиков искренне верит в то, что далекие предки землян когда-то жили на Луне и свои знания о спутнике Земли зашифровали в сказках. И если следовать космогоническим теориям трактовки русского народного фольклора, волшебное тридевятое царство, где случаются необыкновенные чудеса, находится именно на Луне. Эта идея даже подтверждена математическими расчетами. Дескать, тридевятое царство потому и называется таковым, что находится не на нашей планете, а за тридевять земель. Земель! И если взять за основу вычислений диаметр нашей голубой планеты, то расстояние от нее до ближайшей точки спутника равно 27 экваториальным земным диаметрам (это — 3 на 9), а в апогее Луны (когда спутник находится дальше всего — 30 полярным диаметрам, то есть 3 на 10). Земля — эллипсоид, и размеры двух ее диаметров — экваториального и полярного — разнятся. Первый равен 12 756,2 километра, второй — 12 713, 6 километра.

Расстояние же от Земли до Луны в ее перигее (ближайшей точки лунной орбиты) — 356 104 километра, а в апогее — 405 696 километров. Это и объясняет, почему волшебную сказочную страну называют то тридевятым царством, то тридесятым: планеты движутся по орбитам, приближаясь и отдаляясь друг от друга, а значит, чудесное лунное царство то ближе к нам, то дальше.

Мечтать не вредно

Не менее сказочными были мысли, одолевавшие прогрессивную часть человечества после запуска в космос первого советского спутника и полета Юрия Гагарина. Люди ликовали.

Многие думали, что теперь-то до колонизации других планет рукой подать. В обществе даже витали идеи начать отсчет новой эры, а за дату отсчета предлагалось взять 4 октября 1957 года — день вывода на околоземную орбиту первого искусственного спутника.

— Научный журналист Владимир Орлов в 1959 году ездил в США в составе делегации Хрущева, — рассказывает член Московского астрономического клуба Евгений Кузиков. — Гуляя по Нью-Йорку, он увидел вывеску юридической фирмы, которая продавала участки на Луне. Это было вскоре после того, как советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые в истории попала на лунную поверхность. Штаты готовились к новой жизни.

В конторе его хорошо встретили и успокоили, что тот участок, в который попала советская станция, из продажи изъяли. А вот еще один случай, демонстрирующий претензии человечества на Луну. Лет 20 назад в Германии был беспрецедентный суд: один человек предъявил указ, подписанный королем Фридрихом II (1712– 1786 гг. — «ВМ»), который отдавал земной спутник в собственность его предку. Эксперты, кстати, признали подлинность документа.

Кто быстрее?

Лунная гонка с участием США и СССР продолжалась до конца 60-х годов: и Советский Союз и Штаты — главные претенденты на лунные просторы — с завидным постоянством, но с разным успехом отправляли на Луну спутники. Фотографии, полученные с их помощью, возбуждали воображение. Идея о том, что когда-нибудь люди будут летать на Луну, как на дачу, не казалась такой уж и абсурдной. Однако с 1969 года романтические настроения по поводу заселения лунной поверхности начали сходить на нет. Мечтания разбились о реальность. Стало понятно, что хозяйственное освоение земного спутника — затея дорогая, а одиночные космические полеты стоимостью в миллиарды долларов — непозволительная роскошь для любой экономики. Хоть для социалистической, хоть для капиталистической. Наша страна вышла из лунной гонки, когда не удалось опередить Америку в высадке на спутник человека — пропал идеологический интерес. И в 1976 году мы в последний раз в XX веке отправили туда аппарат «Луна-24», который вернулся на Землю с образцами лунного грунта. Американцы же завершили свою лунную программу «Аполлон», в рамках которой астронавт Нил Армстронг впервые в истории освоения космоса высадился на поверхность Луны, еще раньше, в 1972-м. На долгие годы планы по освоению Луны отошли на задний план. Чтобы уже в XXI веке вылиться в новые фантастические программы.

Пора назад

Возвращение человека на Луну запланировано на ближайшие годы. Некоторые эксперты называют начало 2020-х годов новой эпохой географических открытий. Наша страна уже не один год готовится к запуску на спутник станции «Луна-25» (она же «Луна-Глоб»), но сроки старта постоянно переносятся. Изначально он был запланирован на 2019 год, потом на 2021-й. Скорее всего, и это не финальная дата. Слишком много технических вопросов нужно решить. Тем не менее у Роскосмоса есть четкая лунная программа, рассчитанная на десятилетия. Согласно ей пилотируемые полеты на Луну начнутся в 2029–2030 годах. Сначала досконально будет изучена поверхность спутника, а потом на нее высадятся люди. В 2030-м же планируется установить на Луне российский взлетно-посадочный комплекс. А после — и построить модуль базы, пригодной для жизни и работы космонавтов. Чем не начало лунного города будущего? Стратегическая же задача российской лунной программы, по словам генерального директора Роскосмоса Дмитрия Рогозина, в экспансии человечеством дальнего космоса.

У Америки к освоению спутника Земли сегодня более прагматический подход.

В рамках новой грандиозной космической программы «Артемида» Штаты намерены вернуться на Луну в 2024 году. Тогда-то, по планам американского лидера Дональда Трампа, должно начаться коммерческое освоение лунной поверхности. Как успешный предприниматель Трамп подходит к делу с чисто прагматической точки зрения и считает, что право на добычу и использование лунных ресурсов должен иметь в том числе и частный бизнес. Не просто так, видимо, в Штатах недавно была издана первая геологическая карта Луны.

Планов громадье

Чем же можно поживиться на спутнике? — У планет земной группы близкое строение, — говорит Евгений Кузиков. — На Луне примерно такие же полезные ископаемые, что и на Земле. И Луна интересна металлами. Кремнием, алюминием, титаном и другими.

Есть еще изотоп гелий-3. Поскольку поверхность Луны подвергается радиационной бомбардировке, его в лунном грунте очень много. Этот изотоп многие называют главным лунным ресурсом.

Гелий-3 может применяться в медицине, в высокоточной электронике, но, что самое главное, в создании высококачественного ядерного топлива, поскольку участвует в создании термоядерной реакции. По некоторым подсчетам, запасы гелия-3 в лунном грунте оцениваются в 1 миллиард тонн, которых должно хватить на 5 тысяч лет, даже если обеспечивать энергией всю человеческую цивилизацию. Более высокий выход энергии, чем в атомных установках, и отсутствие радиации — вот достоинства термоядерного топлива, на которые облизываются и наука, и бизнес. Но по самым смелым расчетам, термоядерная энергетика и лунные лаборатории могут появиться не раньше 2050 года.

— Луна может быть интересна как обсерватория, — продолжает Евгений. — Там наблюдениям за космосом не мешает атмосфера. Еще Луна — отличная физическая лаборатория в условиях микрогравитации. Среди планов по освоению Луны есть и космический туризм, но пока, на мой взгляд, человечеству стоит разговаривать с космосом на «вы». Тем не менее Роскосмос обещает начать отправлять на Луну туристов уже в следующем году. Анонсируемая цена билета — 120 миллионов долларов. Готовы катать на Луну туристов и американцы. Глава компании SpaceX Илон Маск, который берется обеспечить поездки на спутник, минуя NASA, оценивает их в 70 миллионов долларов с носа.

— Также Луна — идеальная перевалочная база, — подчеркивает Евгений Кузиков. — . Если на Луне удастся наладить производство ракетно-космической техники полного цикла, то полет на Марс станет значительно легче. Хотя бы потому, что с Луны легче стартовать, чем с Земли. Я помню, как в популярных книгах лет 40 назад писали, что у нас есть все технологии, необходимые для освоения Марса.

Тогда это была фантастика. Сегодня, возможно, и нет. Но в настоящее время речь нужно вести не о технологиях, а о высоком уровне международного сотрудничества, который в первую голову необходим для освоения других планет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон Кузнецов кандидат философских наук, научный сотрудник:

— Центра исследования сознания при философском факультете МГУ Новые планы освоения Луны показывают, что есть западная цивилизация. Мы наблюдаем остатки древней колониальной политики, колониального мышления. Когда Колумб открыл Америку и новую землю начали лихорадочно осваивать, потому что людям надо было куда-то выплескиваться. Сейчас они хотят выплескиваться на Луну.

Все хотят, правда, не знают, как урвать себе кусочек. Главные колониальные державы пытаются поделить Луну. Выходит, что колониальное устройство мира никуда не делось, оно лишь приобрело другие формы. Деление Луны показывает агрессивное лицо гуманистического мира.

Солнце, воздух и вода: легко ли выжить на спутнике Земли

На Луне большие перепады температуры — от минус 150 градусов по Цельсию до плюс 120 — и космическая радиация. Поверхность постоянно бомбардируют метеориты. И на Луне, как известно, нет атмосферы.

На поверхности Луны лежит толстый слой стертого в пыль реголита, состоящего из смеси стекла и песка. Из-за воздействия солнечного ультрафиолета лунная пыль наэлектризована, ее частички острые и способны стирать до дыр скафандры астронавтов.

Лунные базы предлагается бурить в грунте. Базальтовые лавы настолько прочны, что тоннели не нуждаются в укреплении. Их можно легко заполнить кислородом, не боясь, что он быстро улетучится.

В полярных зонах Луны есть грунт с вмерзшей в породу водой. Но при очень низких лунных температурах добывать ее непросто. В ученой среде витает идея транспортировать на Луну пролетающие мимо ледяные кометы, которые могут стать для людей источником воды.

Единственно доступный источник энергии на Луне — Солнце. Поскольку атмосферы на спутнике нет, солнечные батареи там могут вырабатывать в 8 раз больше энергии, чем на Земле.