Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Артефакты двух Отечественных войн нашлись на одном поле боя

Сюжет: 

75-летие Великой Победы
Общество
Артефакты двух Отечественных войн нашлись на одном поле боя
Поисковики (слева направо) Николай Черных, Евгений Гайн и Денис Минаков осматривают найденную в местах сражений стальную раму советской гужевой повозки / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Корреспондент «Вечерней Москвы» отправился на выезд с поисковиками Общества владельцев военной техники. Большая группа энтузиастов эвакуировала из леса для реставрации гужевую повозку Рабоче-крестьянской Красной армии.

О том, что возле деревни Нара Калужской области в 1941-м шли упорные бои, известно всем, кто интересуется военной историей. До сих пор добровольцы ведут там раскопки и находят все новые свидетельства стойкости духа красноармейцев, противостоявших немецкой армии. Вот и наша группа, получив необходимые документы и разрешения, вооружившись металлоискателями, собралась в путь. Выехать условились в субботу, в девять утра, чтобы было больше времени на работу. Целью было забрать две гужевые повозки. Одна из них — санитарная, советская, а вторая — армии вермахта, возможно, использовавшаяся для подвоза снарядов. Найдены они были раньше, но из-за размеров, веса и труднопроходимости участка сразу эвакуировать их для реставрации не представлялось возможным.

— Это редкая техника. Мне известно только о трех гужевых повозках Красной армии, находящихся в российских государственных и частных музеях, — рассказал Евгений Гайн, реставратор и коллекционер военной гусеничной и бронетехники. — Еще две были обнаружены некоторое время назад. Но чтобы вывезти их, потребовалась дополнительная техника, причем небольших размеров и с хорошей проходимостью.

И такую нашли. Два прицепа, квадроцикл и компактный вездеход пригнали друзья. Однако сама поездка была под угрозой срыва. Все потому, что человек, который еще до режима самоизоляции обнаружил артефакты, отказался поработать проводником, прислав лишь точку геолокации.

Это осложняло задачу. Но откладывать задуманное не хотелось, и колонна отправилась в путь. А вместе с ней армейский тягач КрАЗ и классический «козел» — военный же списанный УАЗ-469. Последний, кстати, получил свое название за то, что на ухабах он ощутимо подпрыгивал.

Корреспондент «ВМ» увидел на передней части радиатора два пропила, сделанные, видимо, «болгаркой». Такое ощущение, что в передке машины хотели вырезать небольшой люк. Но почему-то лишь отогнули кусок металла, что-то достали, а затем вернули в исходное состояние. По краям пропил был уже со следами коррозии. Заметив мой взгляд, Евгений Гайн грустно улыбнулся.

— А это следы «колхозного ремонта». Дедушка, бывший владелец «уазика», вытащил коленвал, не снимая двигатель. Вот и пропилил передок. Удивительно, но это единственная часть автомобиля, не тронутая ржавчиной, — заметил он.

Между тем «козлик» был на отличном ходу: «живой» еще мотор плюс родная комплектация, включая сиденья, тент и обивку. Этим отголоском ушедшей эпохи Евгений Гайн с соратниками займутся позже. А пока надо проехать по лесу к местам сражений.

По небольшой тропинке на вездеходах двигаться легко, если бы не несколько поваленных стволов. Сосны и ели, которым на вид лет 40–50, были оперативно порезаны бензопилами. Хотя это обстоятельство немного и затормозило движение отряда.

В самый ответственный момент пропала связь, и группа, вытянувшись цепочкой, стала прочесывать участок леса метр за метром. И хотя на позициях войск за десятки лет выросли высокие деревья, советскую повозку довольно быстро нашли. Она лежала на краю ямы, возможно, бывшего блиндажа. Видно было, что металл, из которого она сделана, сохранился неплохо. А метров через триста, покореженный взрывом, нас ждал и аналогичный экземпляр, только немецкий. Приступили к извлечению находок из земли.

— Место это много раз «копали», но мы все же опасались, что натолкнемся на неразорвавшиеся снаряды. Если такое случается, то обязательно вызывают саперов. Но в этот раз нашли только гильзы от 120-миллиметровых снарядов да детали техники, — поделился соображениями поисковик Николай Черных.

Когда извлекли повозку и стали готовиться к ее транспортировке, выяснили, что сделали здоровенный крюк, пробираясь к цели. По прямой получилось бы метров 500 от места стоянки вспомогательной техники. Что ж, так бывает.

А вот с немецкой повозкой ничего не получилось. Чтобы ее поднять и переместить между деревьями, нужно прорубать дорогу. Но это уже другая история и повод поискать приемлемое решение.

Еще одним интересным трофеем для нас стала невзрачная медная монета. Поисковик Денис Минаков, просеивая землю недалеко от найденной повозки, приметил комок зеленоватого цвета. Очистив его, обнаружил 2 копейки аж 1810 года чеканки! Слово «копейки» на аверсе написано с переносом — «копейки». Свидетельства двух Отечественных войн нашего государства сошлись в одном месте!

В итоге стальную раму советской повозки, прекрасно сохранившуюся, с рессорами, поворотным кругом и фрагментами корпуса, погрузили на восстановленный Евгением Гайном военный тягач КрАЗ и отвезли в его же мастерскую для реставрации. А после она, вполне вероятно, станет еще одним экспонатом какого-нибудь музея.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Шинкарев, заместитель председателя правления и руководитель группы оперативного реагирования союза поисковых отрядов:

— Наша операция по доставке в город старой техники периода Великой Отечественной войны была запланирована на более ранний срок, но из-за режима самоизоляции долго не могла быть реализована. Проводить такие работы можно только после получения необходимых разрешений — и в итоге мы их собрали. Самое обидное, что сейчас в земле еще много незахороненных останков воинов, чаще всего безымянных. Гужевых повозок тех времен сохранилось мало. До сих пор мне было известно лишь о трех, причем две находятся в разобранном состоянии. Экземпляр, который мы привезли для восстановления, сохранился неплохо — есть рессоры, поворотный круг, крепежные детали. Возможно, повозку повредил взрыв — в одном месте рама изогнута. В общем, есть над чем работать!

Читайте также: Сын за отца! Потомкам вручили наградные документы на орден Красной Звезды погибшего героя ВОВ

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.