Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Эксперт рассказал, о каком велосипеде мечтали все советские дети

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Эксперт рассказал, о каком велосипеде мечтали все советские дети
Велосипед / Фото: Youtube.com

О нем мечтали все советские дети. Этот велосипед был самым желанным подарком для любого подростка. По популярности «Орленок» опережал даже знаменитый «Школьник».

«ВМ» продолжает писать о вещах, которые вызывают у нас трепет и ностальгию. В прошлом номере рассказали о сервизе «Мадонна», который был мечтой каждой советской домохозяйки. Сегодня — рассказ о другом культовом предмете.

— «Орленком» грезили все дети. Это был простой и надежный велосипед, — вспоминает президент Российского велотранспортного союза Игорь Налимов. — Для ребят он символизировал переход от детства к подростковому возрасту. Пересел на «Орленок» — значит, уже взрослый!

Этот велосипед родился на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе (ММВЗ). Что интересно, оборудование завезли трофейное, из Германии. А первые модели всех производимых велосипедов разрабатывались с учетом опыта западных коллег. В Белоруссии выпуск «Орлят» наладили в 1949 году. А уже с 1951 года производство переместилось на Шяуляйский велосипедно-моторный завод.

— Сначала верхняя рама «Орленка» была двойной. Причем за сиденьем она разделялась и плавно переходила в вилку заднего колеса, — рассказывает Игорь Налимов. — Многим это нравилось: велосипед с такой широкой рамой было удобно поднимать и переносить.

Впоследствии «Орленок» модернизировали. Он стал слегка уменьшенной копией велосипеда «Украина» — с прямой рамой.

— Это лишь добавило «Орленку» популярности. Ведь он стал походить на «настоящий взрослый» велосипед, да еще к тому же самый известный в СССР, — рассказывает Игорь Налимов.

Москвич Андрей Анисимов вспоминает:

— «Орленок» был очень надежным. В 1960-е у нас в Кунцеве фактически была деревня. Но я гонял на «Орленке» и по асфальту, и по диким кочкам! У велосипеда, понятно, не было никакой амортизации, но он выдерживал, не ломался — неубиваемая была модель!

Однажды, впрочем, как рассказал Андрей Николаевич, с велосипедом случилась авария.

— Тогда было принято ездить вдвоем — катать друзей на раме. Однажды — нам с товарищем уже лет 13 было — мы сели-поехали, и велик развалился! Он с рамы на ноги встал, а я рухнул на асфальт. Пацаны во дворе очень смеялись, — вспоминает москвич. — Но отец в этот же день договорился со сварщиком из ЖЭКа, и раму за 10 минут восстановили. Я потом еще года два на «Орленке» катался.

Велосипед был относительно легким и весил чуть больше 12 кило. Габариты его рассчитаны на вес до 70 кг. База модели довольно короткая — всего 975 мм, при этом высота рамы — 440 мм.

— Компактный был велосипед — я оставлял его в коридоре нашей коммунальной квартиры, и он никому не мешал, — вспоминает Андрей Анисимов. — Велосипедные замки, насколько помню, тогда не продавали, и все хранили велосипеды дома.

Багажник

Как правило, использовался для того, чтобы усадить друга, сестру или брата. Если «пассажир» был крупный, багажник нередко ломался. Иногда на него крепили небольшую сумку с продуктами, которую приходилось чем-то привязывать: багажник для грузов был не очень удобным.

Насос

Крепился на держателях между вертикальной стойкой и задним колесом. Обычно, впрочем, с насосом не ездили, потому что его было легко украсть. Насос держали дома, в коробке с инструментами, и пользовались им всего несколько раз за сезон. Проверять давление в шинах было не принято.

Зеркало заднего вида

Считалось настоящим шиком. Зеркала в качестве модного тюнинга было принято устанавливать сразу с двух сторон. Практической пользы, как правило, они не несли — машин на улицах во времена СССР было мало, да и катались на «Орленке» в основном по тротуару.

Масленка с маслом

Была нужна для смазывания цепи, втулок и рулевой колонки. Обычно велосипед смазывали один раз — перед началом сезона. Да и то не всегда. Если он хранился не в гараже, а в квартире, то считалось, что техническое обслуживание вообще не нужно. Снег растаял, сел и поехал.

Велоаптечка

Включала в себя клей и резиновые заплатки. Как правило, им приходилось пользоваться один-два раза за сезон. Дороги во времена СССР были не такими ровными, как сейчас, а гвоздей и разбитых стекол на них было существенно больше.

Звонок

В отличие от современных, он всегда был металлическим — железа в СССР не жалели. Некоторые любители ставили вместо звонка «трещотки» — куски картона, крепящиеся к задней вилке. Они задевали спицы и создавали треск наподобие мотоциклетного.

Сумка

В ней были все необходимые для ремонта инструменты. Сумка фиксировалась ремешками позади сиденья. Именно гремящие в сумке ключи, как правило, предупреждали пешеходов о приближении «Орленка». Многие оставляли сумку с ключами, как и насос, дома.

Фара, которая подключалась к генератору

Она предлагалась за дополнительную плату и крайне редко встречалась в продаже. Впрочем, и использовалась редко: большинство родителей не разрешали детям гулять и уж тем более ездить на велосипеде в темное время суток.

Читайте также: Сервиз «Мадонна»: почему о нем мечтала каждая советская домохозяйка

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.